Смекни!
smekni.com

Формирование музыкальной культуры школьников посредством информационно-просветительской деятельн (стр. 3 из 10)

Осуществляя информационно-просветительскую деятельность, мы должны четко представлять какими методами, средствами и формами мы должны оперировать. Научное понятие методы означает: обоснованные, отработанные способы рационального выполнения той или иной деятельности (познавательной, учебной, практически преобразующей и т. д.), способы не частные, а фундаментальные, имеющие широкое значение и педагогическую направленность.

Методы просветительской работы есть основные способы управления социокультурной деятельностью; они опираются на законы психологии и педагогики и имеют целью наиболее рациональную организацию нашей деятельности.

Следует различать такие методы:

1. Информационные. Их суть и назначение — эффективная передача смысловой и эмоциональной информации, содействие ее усвоению.

2. Эвристические — стимулирующие самостоятельное решение познавательных задач, помогающие активно искать истину.

3. Исследовательские. Сходны с эвристическими, но различаются сферой применения: в первом случае активно постигается объективно известное, во втором — идут поиски новых фактов и закономерностей.

4. Ценностно-ориентационные. Служат выработке положительных ценностных ориентаций, опровержению и перестройке ошибочных.

5. Методы организации и стимулирования творчества.

6. Рекреационно-гедонистические методы.

7. Методы управления поведением, самые универсальные. Они пронизывают все иные методы, но имеют и собственную сферу применения.

Методы – это также система информационного и эмоционального воздействия, совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

Осуществляя информационно-просветительную деятельность, мы используем методы формирования общественного сознания такие как: информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение.

Работая с детьми по формированию музыкальной культуры посредством концертной деятельности, мы оказываем информационно-психологическое воздействие, как на отдельного ребенка, так и на группу детей в процессе общения, рассчитанного на эмоциональное восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

С точки зрения психологии мы можем говорить о таком методе воздействия на ребенка, как заражение, который в данном случае означает информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния. Заражение - это форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

Мы используем также метод убеждения как процесс информационно-психологического воздействия. Здесь убеждение - основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний.

Методы и формы информационно-просветительной деятельности обязательно рассчитаны на ответную активность аудитории.

У ребенка школьного возраста для восприятия музыки, на мой взгляд, должны возникнуть потребности и интерес.

«Потребность – это объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека»

Общая структура потребностей (в сжатом виде) включает в себя: материально-биологические (в пище, воде, сне, продолжении рода, защите от внешних воздействий), социальные (принадлежать к социальной группе, желание занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением, любовью со стороны других людей) и идеальные (потребность в познании, самовыражении, творчестве и т. п.).

Другими словами, информационно-познавательные потребности - это осознанная нужда в дополнительных знаниях для решения конкретных задач (Д.И.Блюменау).

Потребность отражается в сознании в виде образа, модели, осознается как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми.

Следует обратить внимание на существенную особенность информационных потребностей по сравнению со всеми остальными. Если познавательная потребность находится в ряду других потребностей (материальных, социальных, идеальных) и выполняет одну из функций, обеспечивающих становление и жизнедеятельность особи, то информационная потребность, как на это правильно обратил внимание В.З.Коган, сопровождает реализацию любой другой потребности.

Д.И. Блюменау предлагает «девять сущностей информационной потребности:

1. нужда, потребность;

2. нужда, потребность в знаниях;

3. потребность в дополнительных знаниях, информационная потребность;

4. потребность в объективно необходимой информации;

5. потребность в потенциально необходимой информации;

6. общественная потребность в знаниях;

7. коллективные информационные потребности;

8. нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам, то есть информационный интерес;

метаинформативная потребность»

Можно определить две группы информационной потребности: коллективная и индивидуальная, которые формируются в условиях активного взаимодействия и которые определяют в целом рост потребностей.

В.З. Коган определил последовательность действий человека, удовлетворяющего свою информационную потребностьтак:


Такова логическая цепочка, раскрывающая информационный механизм выработки приемов социальной ориентации и деятельности индивидов.

Современное поколение школьников находится под воздействием огромного информационного потока и, чтобы оптимально отреагировать на него, у детей формируется избирательное отношение к информации и ее источникам, формируется естественный психический барьер: они воспринимают только ту информацию, которая представляется для них жизненно важной или эмоционально-привлекательной, то есть ребенок занимается тем, на чем сосредотачивается. В связи с этим можно рассмотреть проблему информационных интересов.

Становление более высоких форм функционирования психических процессов составляет основу развития у ребенка произвольных форм поведения, связанных с развитием такого уровня мотивации, при которых в актах поведения ребенка увеличивается вес целенаправленных побуждений, то есть интереса

Вообще, интерес – это активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющее собой относительно постоянную черту личности и является важным условием творческого отношения личности к выполняемой деятельности, способствующим расширению кругозора и обогащению знаний.

Источником возникновения информационных потребностей и формирования информационных интересов у личности является действительность. Но если потребности возникают в большинстве случаев, как правило, под воздействием практической задачи, то интересы возникают опосредованно, через обучение, воспитание, практическую деятельность и поэтому обладают значительной «инертностью». Таким образом, можно определить разницу между информационной потребностью и интересом. Она заключается в том, что информационные интересы формируются на основе информационных потребностей, хотя нужно заметить информационные потребности не всегда превращаются в информационный интерес и существуют осознанно, продолжая оставаться потребностями. Также не следует отделять информационные потребности и интересы от познавательных, так как при получении новой информации человек получает новые знания, то есть познает новую информацию, новое сообщение.

Одним из важных принципов организации просветительно-образовательной деятельности в условиях формирования музыкальной культуры школьников является принцип интереса. К основным приемам возбуждения интереса следует отнести:

- умение организаторов мероприятий акцентировать внимание на актуальных, общественно-важных вопросах,

- умение отбирать для популяризации такой материал, который был бы отчасти нов, а отчасти знаком и, таким образом, дополнял, подтверждал или, наоборот, опровергал то, что дети уже знают,

- умение очень целенаправленно использовать наглядные образы, яркие сравнения, помогающие оценить новые и необычные стороны рассматриваемого вопроса,

- умение вызывать удивление, которое всегда есть начало понимания и путь к пониманию,

- умение учитывать возрастные и другие особенности школьной аудитории,

- умение сделать процесс познания активным, заставить детей размышлять, сравнивать, анализировать, действовать.

Большое значение имеет умелое использование музыкального искусства в просветительных целях. Педагогически правильное применение художественных средств влияет не только на обогащение чувственной основы знаний, но и значительно повышает качество рационального познания, ведет к более глубокому, полному и объективному постижению истины, положительно воздействует на общее интеллектуальное развитие личности.

Здесь целесообразно рассмотреть понятие "культура" в целом. "Культура" (от naT.cultura - возделывание, обрабатывание) - социально- прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемирное выявление и развитие сущностных сил человека".

Это одно из широких понятий, которое определяется как совокупный результат материальной и духовной деятельности. Культура - «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» Понятие «культура» характеризуется как уровень развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности Наиболее распространено деление культуры на материальную и духовную, соответственно основным видам общественного производства. Духовная культура подразделяется на научную, эстетическую, художественную, музыкальную и т.д. В теории культуры вводятся понятия «культура личности» и «культура общества», а также могут быть выделены определенные области художественной культуры, соответствующие видам искусств, и среди них «музыкальная культура». В отечественной науке сформулированы различные варианты, определяющие понятие «музыкальная культура общества». Например, «музыкальная культура общества как продукт специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и функционирования их музыкального сознания».