[66] Ibid., 201 C10–12.
[67] Ibid., 204 A8f.
[68] Также Sherwood, EA 215 ff., 222; Г.Флоровский, замечания в Diskussionsbeitrage zum XI, internationalen Buzantinisten-Kongreβ (Munich, 1959) 40.
[69] Grumel, loc. cit.; Daniélov, цит. соч., 347, n.1. Ср. письмо епископа Maximos Margunios к «изучающим священную философию», в котором он к основным богословским достижениям Максима относит его «исправление» (лечение) (qerape…a) – по видимому, в этом месте его богословских трудов» – учения Григория об апокатастасисе: PG 91, 656A14.
[70] Amb. Io. 7: PG 91, 1069 A4–1102C4; особенно см. первые предложения, 1069 А4–В2. По этому разделу см. также P. Sherwood, Maximus and Origenism (Mаксим и Оригенизм): 'Arc¾ kaˆ tšloj, в: Вerichte zum XI, internationalen Byzantinisten-Kongreβ (Munich, 1958) III, 1, особенно 5–8.
[71] Der philosophische Beitrag der Auseinandersetzung Maximos’ des Bekenners mit dem Origenismus, в: Jahrbuch der osterreichischen byzantinischen Gesellschaft 7 (1958) 28, n.1.
[72] Особ. см. Amb. Io. 42: PG 91, 1325D1–1336B12, где Максим начинает свое опровержение с указания, что в теории Оригена о начале чувственного мира подразумевается, что Бог сотворил его не свободно, или как часть предвечного благодатного плана, но только в ответ на содеянное созданиями зло.
[73] Ivánka пишет: «Im zeitlichen Dasein vorhanden ist aber von vornherein nur die natürliche Wesenheit, die sich, mit der Hilfe Gottes und dank der Mitteilung seiner Gnade, erst in der Zeit zu der Vollkommenheit des Endzustandes zu entfalten hat, der, als ihre heilsgeschichtliche Bestimmung, im Sinne des göttlichen Schöpfungsratschlusses ihr eigentliches vollentfaltetes Wesen ist, um dessentwillen, besser noch: auf das hin sie geschaffen ist, von dem sie aber auch abfallen kann, nicht, als ob sie es vorher schon in seiner Vollkommenheit besessen hätte, sondern insofern sie von der Höhe des Zieles ‘abfällt’, das ihr im Schöpfungsratschluß Gottes von Ewigkeit her zugewiesen ist».(цит.соч., 24). По поводу мнения, что логосы (lÒgoi) созданий вечно существуют в Боге, ср. I.-H. Dalmais, La Theorie des ‘logoi’ des creatures chez S. Maxime le Confesseur, в: RSPhTh 36 (1952) 244–249.
[74] Opusc. 7 (PG 91, 72 B7f.). Это одна из последних работ Максима: ср. P. Sherwood, An Annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor (= Studia Anselmiana 30: Rome, 1952), 55.
[75] Amb. Io. 20: PG 91, 1240A10f. О метаморфозах концепции Максима об апокатастасисе, Ivanka пишет: «Diese Formulierung des Apokatastasisgedankens (wenn wir schon die Idee der Einigung aller Wesen in dem Logos, der ihrer aller geistiger Ursprung ist, mit diesem etwas belasteten Namen bezeichnen wollen) lebt ganz aus der für das Denken des Maximos charakteristischen Dynamik des Aufstiegs von der Unvollkommenheit der natürlichen Anfänge zur gnadenhaften Verwirklichung der ewigen Bestimmung, die nur als zielsetzender Ratschluß Gottes, nicht als präexistenter Urzustand vorherbestand». (цит соч., 30f.).
[76] Amb. Io. 7: PG 91, 1080 B11–C15. Здесь и в последующих цитатах из трудов Максима я только выделил отдельные места курсивом.
[77] Carit. 1, 61: PG 90, 973 A9–11. [р.п. I, 102].
[78] Ibid. 3, 29: PG 90, 1025 C 11 ff. [р.п. I, 125].
[79] Amb. Io. 31: PG 91, 1280 A 1 f.
[80] Opusc. 8: PG 91, 93 C 2 ff.
[81] Qu. Thal. 64: PG 90, 700 A 14 – B 3.
[82] Amb. Io. 10: PG 91, 1165 D 10 ff.
[83] Fmb. Th. 4: PG 91, 1044 B6 – 10.
[84] Qu. Thal. 23: PG 90, 328 C2–5; см. B8–C7. [р.п. II, 67]. См. также Qu. Thal. 64 (PG 90, 712 A1–15), где Максим истолковывает милость Божию по отношению к Ниневии, в книге пророка Ионы, как относящуюся к Его «милосердию ко всему миру»посредством призвания всех народов в Церковь Христову. Явно в экклезиологическом контексте этого отклика (responsio), всеобщность Божественного спасения контрастирует с узким национализмом, а не с возможностью человеческого противления.
[85] Amb. Io. 41: PG 91, 1309C4–1312A15.
[86] Ibid., 7: PG 91, 1069A1–1102C4: особенно см. 1085C9–1089D3
[87] Ibid.: PG 91, 1088A14–B9.
[88] Qu. Thal. 63 (PG 90, 668C6–9).
[89] Ibid., 47 (PG 90, 428C12–D4)[р.п. II, 122]. Интересно отметить, что вскоре этот ответ заканчивается ссылкой на «его (Слова) поразительные и человеколюбивые проявления, соответственно которым «Он для всех делается всем, чтобы спасти всех» (1 Кор. 9, 22) через богатство Его благости» (Рим. 2:4) (429С1–5). Взятое само по себе, это высказывание, возможно, снова могло бы привести к мысли, что эсхатолические надежды Максима были без различения всеобщими.
[90] Qu. Thal. 2 (PG 90, 272 B13–C2)[р.п. II, 30].
[91] Amb. Io. 7: PG 91, 1088 C13 ff.
[92] Cap. Theol. 1, 45–47 (PG 90, 1100 B3–C7) [р.п. I, 222].
[93] Ibid. 47 (1100 B12–C4) [р.п. I, 222].
Возможно русский перевод этого текста будет лучшим подтверждением позиции Максима в этом вопросе. /Прим. пер./.
Божия Суббота есть окончательное возвращение к Богу всех тварей. В это время Бог почивает, отдыхая от [Своей] естественной энергии, направленной на них, и прекращает Свое Божественное действие, осуществляемое неизреченным образом. Но возможно, что Бог отдыхает и от естественных энергий в каждом из сущих, которые являются причиной их природного движения тогда, когда каждое существо, получая Божественную энергию, соразмерную [ему], определяет и собственную природную энергию относительно Бога.
[94] Ibid. 45 (1100 B3 ff) [р.п. I, 222].
[95] Amb. Io. 7: PG 91, 1076 C10–14. Для соответственого представления об эсхатологическом соединении с Богом, с соответственным ограничением этого «удостоенными», ср. Qu. Thal. 22 (PG 90, 317 B2–321 C6, особ. 317 D12f., 320 C2, 321 B7f., 321B12f.)[р.п. II, 63–65].
[96] Сarit. 1, 25 (PG 90, 965 B4–9)[р.п. I, 99].
[97] Ibid. 1, 71 (976 C1–6)[р.п. I, 103].
[98] Ibid. (976 B7–15)[р.п. I, 99].
[99] Qu. Thal. 15 (PG 90, 297 B2–11)[р.п.II, 49].
[100] Ibid., B11–C1 [р.п.II, 49].
[101] Ibid., C2–10.
[102] Ibid., D2–10 [р.п. II, 50].
[103] Ibid., 300 A5–8 [р.п. II, 50].
[104] Ср. Qu. Thal. 22 (PG 90, 317 D9-320 A12)[р.п. II, 63].
[105] Эти категории использованы для общего описания неудачи Божественного плана на отдельной личности, см. Amb. Io. 20: PG 91, 1237 B13–C2.
[106] Например, в Myst. 14 (PG91, 692 D3–693 B7) оглашенные удаляемые после слушания Евангелия представляются, как литургический символ отделения Христом «козлов» от «овец»; также Liber Asceticus 27–31 (PG90, 932C1–936D8); Ep. 4: PG 91, 416A6–417A8.
[107] Ep. 4: PG 91, 416B11 ff.; 416D9–417A2. Ср. Ep.1: PG 91, 381B13 (вечный огонь); 380D10; 385C14; 388A2 (неусыпающий червь); 381D5 (безграничный позор); Ep. 24: PG 91, 612C7–11 (кромешная тьма, неусыпающий червь, неугасимый огонь, позор на совести).
[108] Ep. 24: PG 91, 612B1–4; ср. Григорий Нисский, в Sectum Psalmum (Jaeger V: 190, 18 f.); Hom. Opif. 21 (PG 44, 201C ff.).
[109] Qu. Thal. 11 (PG 90, 293A9–12) [р.п. II, 45].
[110] Подобно о «воре»: Amb. Io.53: PG 91, 1373 B3–5; ср. Ep.1: PG 91, 381 D11–384A1; Ep.4: PG 91, 416B13–C1 (никакой надежды на освобождение).
[111] Qu. Thal. 11 (PG 90, 293A9–12) [р.п. II, 45].
[112] Ibid., 293 A14-B6[р.п. II, 45]; Ep. 4: PG 91, 385 D11-388 A9.
[113] Amb. Io. 2: PG 91, 1252 B10 ff. Cp. Григорий Нисский, Anim. et Res. (PG 46, 100A–C).
[114] Ep. 1: PG 91, 389 А8–В9. Это письмо – одно из последних в богословской работе Максима, датируется самое раннее 642 г., см. Sherwood, Date-List, 49.
[115] Qu. Dub. 10 (PG 90, 792 C1–793 A2).
[116] Qu. Dub. 73 (PG 90, 815 C7–818 A3). Ср. «нравственное» толкование Божественного очистительного огня в Princ. 2, 10, 4–8.
[117] Ep. 4: PG 91, 416 C7–10.
[118] Amb. Io. 53: PG 91, 1376 B10–13. Ср. Ep. 1: PG 91, 381 D11–384 A7.
[119] Qu. Thal. 22: PG 90, 320 C7–13 [р.п. II, 64].
[120] Amb. Io. 65: PG 91, 1392 A4–B4.
[121] Читается toà ... toà вместо tÕ ... tÕ.
[122] Ibid., C9–D13.
[123] Amb. Io. 42: PG 91, 1329 A1–B7.
[124] Qu. Thal. 59 (PG 90, 609 B14–C12).
[125] Ep. 1: PG 91, 389 B9–13; ср. Carit. 1, 25 (PG 90, 965 B4–9)[р.п. I, 99].