К низшим духам принадлежали различные оборотни. Скандинавские Варги - это оборотни-волки, известные у славян как волколаки, а у литовцев как вилктаки. Считалось, что они ходили со шкурой волка и в любой момент могли превратиться в зверя, а если сжечь его шкуру, то превращаться он больше не будет.
Как и все древние языческие народы, скандинавы были суеверны, верили в различные приметы и в перечисленных выше сверхъестественных существ, и эти суеверия сохранились у народа задолго после христианизации, потому что новая чужая религия не могла уничтожить все образы и архетипы, которые существовали в памяти народа сотни и тысячи лет.
Глава 2 Древнегерманский культ и жречество.
2.1. Руны и рунная магия.
Как известно, чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе — ясене Иггдрасиль — девять ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из песен «Старшей Эдды» — «Речах Высокого»:
«Девять ночей я качался на дереве,
Под ветром повешен в ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан —
Себе же - я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.
Никто не давал мне питья и питания
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я —
Долу упал я тогда.
Стал я расти и познания множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.
Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, —
Один у асов, и Дваин у альвов,
Двалин у карлов, у ётунов Альсвинн;
Многие резал и я.
И дальше идет очень важное предостережение:
Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закластъ?
Знаешь ли, как сожигать?
Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно.
Награжденья за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры»[24].
В процитированном фрагменте сказано о том, как, провисев, на собственном копье девять дней, и девять на ясене Иггдрасиль, Один получил знание рун. Получил он их благодаря страданьям и голоду, а вырезанные им первые восемнадцать рун он передал, как важное знание, людям. Альвов обучил рунам Дваин, Карлов - Двалин, а ётунов - Альвсин. И Один предупреждает, что тому, кто неучен в рунной магии, не стоит их и вырезать, так как действие может произойти обратное.
Не случайно до нас — даже в памятниках средневековой литературы — не дошли более подробные толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые — например, С. Свириденко и Г. фон Лист — считают, что в той же песне «Речи Высокого» дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования:
«146
Заклинанья я знаю -
не знает никто их,
даже конунгов жены;
помощь - такое
первому имя -
помогает в печалях,
в заботах и горестях.
147
Знаю второе,-
оно врачеванью
пользу приносит.
148
Знаю и третье,-
оно защитит
в битве с врагами,
клинки их туплю,
их мечи и дубины
в бою бесполезны.
149
Четвертое знаю,-
коль свяжут мне члены
оковами крепкими,
так я спою,
что мигом спадут
узы с запястий
и с ног кандалы.
150
И пятое знаю,-
коль пустит стрелу
враг мой в сраженье,
взгляну - и стрела
не долетит,
взору покорная.
151
Знаю шестое,-
коль недруг корнями
вздумал вредить мне,-
немедля врага,
разбудившего гнев мой,
несчастье постигнет.
152
Знаю седьмое,-
коль дом загорится
с людьми на скамьях,
тотчас я пламя
могу погасить,
запев заклинанье.
153
Знаю восьмое,-
это бы всем
помнить полезно:
где ссора начнется
средь воинов смелых,
могу помирить их.
154
Знаю девятое,-
если ладья
борется с бурей,
вихрям улечься
и волнам утихнуть
пошлю повеленье.
155
Знаю десятое,-
если замечу,
что ведьмы взлетели,
сделаю так,
что не вернуть им
душ своих старых,
обличий оставленных.
156
Одиннадцатым
друзей оберечь
в битве берусь я,
в щит я пою,-
побеждают они,
в боях невредимы,
из битв невредимы
прибудут с победой.
157
Двенадцатым я,
увидев на дереве
в петле повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживет
и беседовать будет.
158
Тринадцатым я
водою младенца
могу освятить,-
не коснутся мечи его,
и невредимым
в битвах он будет.
159
Четырнадцатым
число я открою
асов и альвов,
прозванье богов
поведаю людям,-
то может лишь мудрый.
160
Пятнадцатое
Тьодрёрир пел
пред дверью Деллинга;
напел силу асам,
и почести - альвам,
и Одину - дух.
161
Шестнадцатым я
дух шевельну
девы достойной,
коль дева мила,
овладею душой,
покорю ее помыслы.
162
Семнадцатым я
опутать смогу
душу девичью;
те заклятья, Лоддфафнир,
будут тебе
навек неизвестны;
хотя хороши они,
впрок бы принять их,
на пользу усвоить.
163
Восемнадцатое
ни девам, ни женам
сказать не смогу я,-
один сбережет
сокровеннее тайну,-
тут песня пресеклась -
откроюсь, быть может,
только жене
иль сестре расскажу»[25].
Здесь описываются первые восемнадцать рун и цели, для которых их можно было использовать.
Именно Гвидо фон Лист (1848–1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого «рунического» возрождения XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из «Старшей Эдды» является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун[26].
Руны в своем изначальном — восемнадцатизнаковом — виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп.
Его система, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма — расистскими теориями нацистской Германии.
Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S — символ власти и силы.
«Футарк» — старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II–VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов.
Название свое — «футарк» — старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек[27].
Футарк — не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на 3 «семейства». Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра[28].
Рунический ряд в полном своем составе вырезан на брактеате из Вадстены (около V века), где знак современного двоеточия отделяет одно «семейство» от другого.
Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее – магическое – значение: F- fehu- богатство, добро, скот; U-urz- мелкий дождик или железный дом; TH- thurs- турс (военная руна); A - ansur- асы (Боги); R- raido- путешествие, путь; K- kana- рана; G- gebo- дар; V- vinjiu- радость, счастье; H- hagalar- град; N- naud- нужда; I - isa- лед; J- jara- урожай; P- perthu-скрытые знания; EI- eihwar- руна символизирующая Мировое Древо; R- algir- руна зашиты; S- sowilo- солнце, сила; T- teiwaz- руна нападения; B- berkana- береза; E- ehwar- лошадь; M- mannar- человек; L- lagur- вода; Ng- ing- Ингвар (Бог-прародитель); D - dagaz- день; O- odal- имущество, усадьба передаваемая по наследству[29].
Вообще, руны, фигурирующие в «Эдде», по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которым в последствии стали применяться для письма.
У каждой руны было свое магическое значение, которое использовалось при гадании. Для гадания гадалки, как правило, вёльвы-предсказательницы, чертили руны на палочках или косточках какого-нибудь животного и, выбрасывая их из мешочка, говорили заклинания. И смотря по тому, как они упали, гадалки объясняли предсказание. Такой способ узнавать волю Богов описывает Тацит, рассказывая о древних германцах: «Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками, и нанося на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань»[30].
После этого, если гадание производилось в общественных целях, жрец племени, если частным образом - глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимал по одной плашке и толковал предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками. Если оно сулило неудачу, повторный запрос о том же предмете в течении этого дня возбраняется, если напротив, благоприятно, необходимо было, чтобы предреченное, сверх того, было подтверждено и птицегаданием[31].
Такого же рода были и sortes(жребии) у римлян, маленькие палочки или косточки, вырезанные из дубового дерева и отмеченные древними буквами. Такое же гадание было и у греков, причем бросались на землю тоненькие палочки или веточки из колчана или чашки. Этот способ спрашивать у Богов совета - очень древний и азиатского происхождения[32].