Смекни!
smekni.com

Служба внешней разведки (стр. 2 из 8)

В декабре 1922 года был создан Советский Союз, который объединил в едином государстве практически большую часть бывшей территории Российской империи. После образования СССР ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное управление (ОГПУ).

Эта реорганизация не была простой сменой вывески. В отличие от бывшей ВЧК, имевшей право выносить внесудебные приговоры, ОГПУ занималось решением политических задач. А все вопросы, касающиеся сферы деятельности юстиции, решались через органы прокуратуры и суда.

В соответствии с положением об ОГПУ, в нем было создано Секретно-оперативное управление, в которое входил и Иностранный отдел (ИНО), занимавшийся ведением разведки за рубежом. ИНО ОГПУ был значительно расширен, перед ним были поставлены новые, более сложные задачи с учетом изменившейся обстановки.

Первым руководителем ИНО ГПУ был назначен Давыдов (Давтян) Яков Христофорович, который совмещал эту должность с работой в Наркомате иностранных дел. Внешней разведкой он руководил с 1920 по 1921 год.

В 1921-1922 годах внешней разведкой руководил Могилевский Соломон Григорьевич.

С 1922 по 1930 год начальником ИНО являлся М.А.Трилиссер, который одновременно был и начальником закордонного отделения. В ИНО ОГПУ в 1922 году работало всего 70 человек.

В июне 1922 года было утверждено Положение о Закордонном отделе ИНО ГПУ. Согласно этому документу, Закордонный отдел являлся "организационным центром, сосредоточивающим все руководство и управление зарубежной работой разведывательного и контрразведывательного характера".

Для ведения разведывательной работы за рубежом создавались резидентуры ИНО. Для руководства разведаппаратами (резидентурами) за границей образовывалось 6 секторов:

Северный, включавший страны Прибалтики и Скандинавию.

Польский.

Центрально-Европейский (резидентуры в Берлине и Лондоне).

Южноевропейский и балканских стран.(Резидентура ГПУ - в Вене).

Восточный. (Организацией закордонной разведки занимались Полномочные представительства ОГПУ в регионах. Так, Полпредство ОГПУ на Кавказе вело работу по Турции и Ирану, Хабаровское - против Японии и Китая).

Американский (резидентуры - в Нью-Йорке и Монреале).

В 1921-1925 г.г. основной задачей ИНО ОГПУ являлось создание системы "легальных" резидентур, которые действовали под прикрытием советских дипломатических или торговых представительств. В те времена резидентуры были немногочисленными и состояли, как правило, из 2 - 4 человек. Сотрудники "легальных" резидентур работали под прикрытием совзагранучреждений - полпредств, торговых представительств, других учреждений.

В 20-х годах выделялись следующие направления деятельности внешней разведки:

разработка российских эмигрантских групп и партий,

внешняя контрразведка,

дипломатическая разведка,

экономическая разведка.

В 20-е годы главным противником считалась белогвардейская эмиграция, готовившая свержение советской власти. Поэтому перед внешней разведкой стояла первоочередная задача по проникновению в белоэмигрантские организации, выявлению их планов, задач, состава, источников финансирования и т.п.

В 1922 году советником Полпредства СССР в Пекине был направлен первый руководитель внешней разведки Яков Христофорович Давтян, который одновременно являлся главным резидентом ИНО в Китае и руководил работой резидентур в Пекине, Харбине, Шанхае. Резидентура в Пекине основное внимание в тот период уделяла получению сведений о деятельности белогвардейских формирований на территории Китая, выявлению и пресечению их подрывной работы против СССР, а также вскрытию агрессивных планов Японии в отношении нашей страны.

В январе 1923 года Я.Х.Давтян направил в Центр все архивы белогвардейской контрразведки, добытые агентурой ИНО в Харбине.

Вот что он писал в письме руководителю ИНО М.Трилиссеру в мае 1923 года. " Я очень рад, что дальневосточным делам стали в Москве придавать больше значения. Работа здесь весьма интересная, захватывающая, огромная, но очень трудная, сложная, чрезвычайно ответственная. Отдаленность Москвы, плохая связь еще больше осложняют здесь нашу работу.

Несколько слов о нашей специальной работе. Она идет хорошо. Если Вы следите за присылаемыми материалами, то видите, что я успел охватить почти весь Китай, ничего существенного не ускользает от меня. Великолепно работает шанхайский аппарат... Недурно работает маньчжурский аппарат, в частности в Харбине и на станции Пограничной. К сожалению, харбинский резидент до сих пор подчинен и Чите, и Владивостоку. Я считаю это ошибкой и полагаю необходимой полную централизацию у меня. Организация должна быть одна. Прошу Ваших соответствующих распоряжений."

В декабре 1923 года Давтян вновь информирует Трилиссера о работе пекинской резидентуры. "Наши связи, - писал он,- расширяются. В общем могу смело сказать сказать, что ни один шаг белых на всем Дальнем Востоке не остается для меня неизвестным. Все узнаю быстро и заблаговременно. С этой стороны дело обстоит хорошо."

В 20-е годы закордонная разведка ОГПУ сумела обеспечить агентурное проникновение практически во все активные белоэмигрантские формирования, такие, как "Народный союз защиты родины и свободы" Савинкова, "Российский общевоинский союз" (РОВС) и другие.

Важнейшими результатами деятельности внешней разведки по белоэмигрантской линии в тот период были: операция "Синдикат-2" по выводу Б.Савинкова в СССР и разгром его организации на нашей территории; операция "Трест" в отношении британского агента С.Рейли и его арест; разложение РОВСа, разгром белогвардейских организаций на Дальнем Востоке и другие акции.

Активную роль в операции "Синдикат-2" сыграл чекист А.П.Федоров, которому удалось завлечь Б.Савинкова в СССР.

Основное внимание по линии внешней контрразведки в 20-е годы уделялось проникновению в разведывательные и контрразведывательные органы зарубежных стран, проводивших враждебную СССР политику, выявление их агентуры, забрасываемой на территорию нашей страны, а также вербовочных подходов к советским гражданам. На внешнюю контрразведку возлагалась также задача обеспечения безопасности совграждан и учреждений за границей.

В результате активных действий внешней разведки удалось приобрести ряд ценных агентов в спецслужбах Японии, Китая, Германии, Турции и некоторых других стран. В результате ИНО ОГПУ сумел получить документальные данные о подрывной деятельности немецкой контрразведки против Германской компартии и сорвать провокации против сотрудников советского диппредставительства.

Внешняя контрразведка в 20-х годах сумела также получить документальные материалы, раскрывающие подрывную деятельность спецслужб Великобритании, Франции и Японии против СССР.

Несмотря на сложную для нашей страны международную обстановку, в 20-х годах внешняя разведка добилась серьезных результатов. Наиболее успешной была ее деятельность в Германии и Китае. Берлинская резидентура ИНО ОГПУ вела работу не только в отношении Германии, но и против Англии, Франции, Австрии, Болгарии, Румынии и Чехословакии. Берлинская резидентура сумела проникнуть в руководящие органы контрреволюционных белоэмигрантских организаций, а также правительственные органы и спецслужбы этой страны.

Уже в 1922 году внешняя разведка получила важные сведения о политике Франции в отношении СССР. Ценная информация поступала и о политике США. В добытых материалах подробно освещалась деятельность антисоветских организаций монархистов, Б.Савинкова, разведки Врангеля.

Берлинская резидентура получила также сведения о работе французской разведки в советском Балтийском флоте, которые помогли нейтрализовать эту деятельность. В период работы Генуэзской конференции внешняя разведка получила материалы о готовящихся террористических актах белой эмиграции в отношении членов советской делегации, а также о позиции отдельных европейских стран в отношении признания СССР.

Разведка против Японии и Китая первоначально велась только полномочными представительствами ОГПУ на Дальнем Востоке. В 1923 году создаются резидентуры в Пекине и Харбине. Вскоре они стали получать информацию не только о деятельности белогвардейской эмиграции, но и по Японии и Китаю.

В мае 1921 года при ВЧК был создан 8 спецотдел, в котором имелось 4 отделение во главе с А.Г.Гусевым. Оно занималось "открытием иностранных и антисоветских шифров и кодов и дешифровкой документов". Во главе 8 спецотдела стоял видный государственный деятель Г.И.Бокий. В результате деятельности подразделения по дешифровке иностранной секретной переписки внешняя разведка получила возможность читать документы японского МИД, разведки, других правительственных организаций, а также доступ к секретам ряда европейских стран, в том числе Англии, Франции, Германии.

В 1921-1925 внешняя разведка ОГПУ активно действовала на территории ряда иностранных государств, добилась положительных результатов в решении стоящих перед ней задач и внесла свой вклад в упрочение позиций СССР на международной арене. При этом внешняя разведка приобрела много ценной агентуры, которая в основном работала на идейной основе.

В 20-е годы внешняя разведка делала первые шаги на международной арене. Для нее в тот период были свойственны большая свобода оперсостава в вербовке агентуры, широкие права резидента, который без согласования с Центром утверждал новоприобретенных агентов. От разведки требовалось одно: добывать секретную информацию, интересующую Центр. В то время не было четкой грани между "легальной" и нелегальной разведкой: один и тот же разведчик мог сначала работать под прикрытием официального советского представителя, а очередной служебной командировке выступать под именем иностранца.