Ликвидация помещичьего землевладения открывала путь для наиболее демократичного решения аграрноговопроса. Крестьянин, получив землю и избавившись от кабальныхформ эксплуатации, имел бы возможность поднять уровень своегохозяйства. В таких условиях община должна была либо ускорить свою перестройку, либо тихо уйти со сцены. После ликвидациипомещичьего землевладения крестьянин уже не испытывал бы вней острой нужды. В свою очередь, помещики были не довольны существованиемобщины. По поводу условий найма и аренды помещик предпочел быдоговариваться не со всем крестьянским миром, а с каждымкрестьянином в отдельности. Большие опасения вызывал у поме-щиков земельно-распределительный механизм общины, которыйтолько силой всей государственной машины удерживался на гра- - 6 -нице помещичьих владений.
А в период революции 1905-1907 гг.помещики в один голос заговорили о необходимости скорейшейликвидации общины. Ведь именно она была инициатором разгромапомещичьих усадеб, захвата или уничтожения помещичьего иму-щества. Конечно, это было варварство, но сами помещики быливо многом виноваты в том, что в России сохранялась, по выра-жению В.И. Ленина, "самая дикая деревня". Тем не менее поме-щики выставляли общину виновницей всех неустройств и низкогоуровня сельского хозяйства в России. Ликвидация общины приве-ла бы к раздроблению крестьянства, что открывало перед поме-щиками возможности спокойного хозяйствования и перестройкисвоих имений на капиталистический лад. Слишком медленное политическое развитие России определя-лось, в основном, ее аграрным устройством. Солженицин объяс-няет : "российская государственная власть срослась с имущимнапуганным дворянством, весь правящий слой дрожал и корыстнодержался за свои земли - дворянские, великокняжеские, удель-ные. Только начнись где-нибудь какое-нибудь движение земель-ной собственности - ах, как бы не дошло и до нашей". Держасьза влась и за землю, самодержавие, помещики, военная и граж-данская бюрократия надеялись : "будет вот так само-само-самоплыть еще триста лет". [6] Только военные поражения вынуждали царизм к уступкам. По-ражение в Крымской войне - и освобождение крепостных. Пора-жение в войне показало общую слабость власти; дальше отклады-вать реформы было невозможно. Александр II произнес свою зна-менитую фразу : " Лучше мы освободим крестьян сверху, нежели ждать, когда они сами освободят себя снизу". Отмена крепостного права потребовала реформы местного са-моуправления и суда; но создав орган местного самоуправления-- земства, Александр II категорически отказывался "увенчатьздание" общероссийским представительным собранием. Он не до-пускал и мысли, чтоб даже министры приходили к единому мнениюпо каким-либо вопросам без него. Реформы 60-х годов оставили Россию такой же самодержавноймонархией, которой она была и до них. Остались сословные при-вилегии дворянства и ограничения в гражданских и иммуществен-ных правах крестьян.
Будущую революцию могло предотвратить постепенное превра-щение неограниченной монархии в конституционную. Но добро-вольно от неограниченной власти не отказываются. Основнаямасса поместного дворянства была заинтересована в сохранениисамодержавия и сословного строя. На них держалось экономичес-кое благополучие помещиков и их влияние в стране. Требоватьконституционных прав и свободы предпринимательства-дело бур-жуазии. Она в России была слаба и в середине XIX века голосане имела. Реформа 1861 года смяла часть преград на пути еероста. Но не все. Среди прочего осталась община. Естественно, что люди, находившиеся в царском окружении,выдвинувшиеся благодаря своему уму и образованности (как Вит-те) или бойцовским качествам и деловитости (как Столыпин), понимая необходимость преобразований в деревне, осуществляли - 7 -такие реформы и проводили их таким образом, чтобы сохранитьгосподство правящего класса. Так в статье "Столыпин и революция" Ленин назвал Столыпина"уполномоченным или приказчиком" русского дворянства, воз-главляемого "первым дворянином и крупнейшим помещиком Никола-ем Романовым". ..............
3. В Р Е М Я И Р Е Ф О Р М Ы С. Ю. В И Т Т Е
С.Ю.Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспи-тывался в семье своего деда А.М.Фадеева, тайного советника,бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором, а затемчленом совета управления Кавказского наместника и управля-ющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края. Он происходил из малоизвестных обрусевших немцев, ставшихдворянами в 1856 г. (хотя он сам насаждал версию потомствен-ного дворянства и верности православию ). Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где, в 1870 он кончил курс наук вновороссийском университете по математическому факультету состепенью кандидата, написав диссертацию "О бесконечно малыхвеличинах". Молодой математик помышлял остаться при универ-ситете для подготовки к профессорскому званию. Но юношескоеувлечение актрисой Соколовой отвлекло его от научных занятийи подготовки очередной диссертации по астрономии. К тому жепротив ученой карьеры Витте восстали его мать и дядя, зая-вив, что "это не дворянское дело". 1 июля 1871 года Виттебыл причислен чиновником в канцелярии Новороссийского и Бес-сарабского генерал-губернатора, а еще через два года назна-чен столоначальником. В управлении Одесской железной дороги,куда его определил на службу дядя, он на практике изучил же-лезнодорожное дело, начав с самых низших ступеней, побывав вроли конторщика грузовой службы и даже помощника машиниста,но скоро, заняв должность начальника движения, превратился вкрупного железнодорожного предпринимателя. Однако в апреле1877 года он подал прошение об увольнении с государственнойслужбы. После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая казне железная дорога влилась в частное ОбществоЮго-Западных железных дорог. Там Витте получил место началь-ника эксплуатационного отдела. Новое назначение потребовалопереезда в Петербург. В столице он прожил около двух лет.События 1 марта 1881 г., оставившие заметный след в биогра-фии Витте, застали его уже в Киеве. В это время Витте ока-зался под влиянием славянофильских идей, увлекался богослов-скими сочинениями; он сблизился с руководителями "славянско-го движения"; как только до Киева дошла весть о покушении наАлександра II, Витте написал в столицу Фадееву и подал идеюо создании дворянской конспиративной организации для охраныимператора и борьбы с революционерами их же методами. Фадеевподхватил эту идею в Петербурге и с помощью Воронцова-Дашко-ва создал пресловутую "Святую дружину". В середине марта1881 года в Петербурге состоялось посвящение Витте в ее чле-ны. Он был назначен главным правителем дружины в Киевском районе. Витте ревностно относился к исполнению возложенных - 9 на него дружиной обязанностей.
По ее распоряжению он был на-правлен в Париж для организации покушения на известного ре-волюционера-народника Л.Н. Гартмана, участвовал в литератур-ных предприятиях дружины провокационного характера, в част-ности, в составлении брошюры, изданной (Киев, 1882 год) подпсевдонимом "Свободный мыслитель", содержащей критику прог-раммы и деятельности "Народной воли" и предрекавшей ее ги-бель. В конце апреля 1881 года Александр III встал на сторонуврагов каких бы то ни было перемен в системе государствен-ного управления. (М.Н. Катков и К.П. Победоносцев). Последо-вало смещение покровительствовавшего "Дружине" министра внутренних дел графа Н.П. Игнатьева, была ликвидирована "Дружина". В 1886 году, следуя славянофильским традициям, Витте зая-вил себя (в журнальной статье) ярым противником развития ка-питализма в России и превращения руссокго крестьянина в частного рабочего, раба капитала и машины. В 1887 году Витте, служил управляющим Юго-Западными же-лезными дорогами, а в 1889 году он получил должность дирек-тора департамента железных дорог в министерстве финансов ( потеряв при этом в доходах). Витте со свойственной ему энергией начал завоевывать Петербург; в начале 1892 года онуже министр путей сообщения. Дальнейшее продвижение по служебной лестнице ему осложнилновый брак после смерти первой жены. Его вторая жена Матиль-да Ивановна Витте (Нурок, по первому браку Лисапевич) быларазведенной и еврейкой. Несмотря на все старания Витте, еене приняли при дворе. Впрочем, брак состоялся с согласияАлександра III. В августе 1892 году в связи с болезнью ВышнеградскогоВитте сделался его приемником на посту министра финансов. Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров,Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил,убежденный сторонник самобытного развития России в короткийсрок превратился в индустриализатора европейского образца,заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вы-вести Россию в разряд передовых промышленных держав. В начале 90-х годов Витте еще не изменил общинным идеа-лам, считал русское крестьянство консервативной силой и"главной опорой порядка". Видя в общине оплот против социа-лизма, он сочуственно относился к законодательным мерам кон-ца 1880-х - начала 1890-х годов, направленных на ее укрепле-ние. Промышленность, строительство и железные дороги в 90-х годах активно развивались. Этому в какой-то степени способс-твовало и обнищание крестьян и землевладельцев после неуро-жая 1891 и последовавшего за ним голода. Именно этот упадокв экономике и привел общественность к осознанию необходимос-ти принять меры для обуздания реакционных деятелей в прави-тельстве, толкавших страну на грань экономического и духов-ного распада. В этой обстановке появился на политической - 10 сцене С.Ю.Витте.
На этого в высшей мере талантливого челове-ка легла задача преобразования экономической жизни страны. В 1894-95 г. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел зо-лотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валютувплоть до первой мировой войны и приток иностранных капита-лов. При этом резко увеличилось налогообложение, особеннокосвенное. Одним из самых эффективных средств выкачиванияденег из народного кармана стала введенная Витте государст-венная монополия на продажу спирта, вина и водочный изделий. На рубеже XX века экономическая платформа Витте принялавполне определенный и целенаправленный характер: в течениепримерно 10 лет догнать в промышленном отношении более раз-витые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближ-него, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленноеразвитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капи-талов, накопления внутренних ресурсов с помошью казеннойвинной монополии и усиления косвенного обложения, таможеннойзащиты промышленности от западных конкурентов и поощрениявывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль -- в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное прив-лечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело,называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясьпри этом на пример из истории США и Германии. Особенность приводимого Витте курса состояла в том, чтоон как ни один из царских министров финансов, широко исполь-зовал исключительную экономическую силу власти, существовав-шую в России. Орудиями государственного вмешательства служи-ли Государственный банк и учреждения министра финансов, кон-тролировавшие деятельность коммерческих банков. В условиях подъема 1890-х годов система Витте способство-вала развитию промышленности и железнодорожного строитель-ства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыченефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивав-шаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя,охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских госу-дарственных займов и железнодорожных обществ. В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финан-сов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое мес-то в бюрократическом аппарате империи. Витте не скупился врасходах, рекламируя в европейских газетах и журналах финан-совое положение России, свой экономический курс и собствен-ную персону. В русской печати министра резко критиковали за отступни-чество его бывшие единомышленники. За неограниченное исполь-зование государственного вмешательства Витте подвергался критике и со стороны приверженцев реформ 1860-х годов, счи-тавших, что индустриализация возможна только через переменыв государственной системе - создание настоящего ("объединен-ного") правительства и введение правительственного учрежде-ния. В либеральных кругах "система" Витте была воспринятакак "грандиозная экономическая диверсия самодержавия", от- - 11 -влекавшая внимание населения от социально-экономических икультурно-политических реформ. В конце 1890-х годов каза-лось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизне-способность феодальной по своей природе власти в условияхиндустриализации, возможность успешно развивать экономику,ничего не меняя в системе государственного управления. Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осу-ществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономическийкризис, резко затормозивший развитие промышленности; сокра-тился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетноеравновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и СреднемВостоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще иобострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий ни о какой последо-вательной экономической программе не могло уже быть речи.