Смекни!
smekni.com

Внешняя политика Испании в период диктатуры Франсиско Франко (стр. 4 из 7)

Почти все современники и многие исследователи истории Испании периода войны отмечали, что в конечном счете позиция Испании в войне во многом зависела от воли Франко. [38] Внутренняя политика Франко сводилась к борьбе за сохранение безграничной власти над людьми, к борьбе за сохранение личной диктатуры, а конечная цель дипломатии во время Второй мировой войны и заключалась в создании предпосылок для сохранения именно такой формы правления на Пиренейском полуострове.

После окончания Второй мировой войны международная изоляция поставила франкистский режим на грань кризиса, мировые державы с опаской относились к фашистскому режиму в Испании. Однако после Второй мировой войны страны пошли на сближение с Испанией.26 сентября 1953 года между Испанией и США был заключен Мадридский пакт, который включал в себя три соглашения: об обороне, об экономической помощи, о помощи в целях взаимной безопасности. [39] Эти соглашения дважды возобновлялись: в 1963 и 1970 годах. [40] Распадался и фронт антифранкистски настроенных государств - членов ООН. Черчилль первым из влиятельных деятелей заявил о том, что безрассудно постоянно держать Мадрид в изоляции.

Французские политики, которые предвидели, что Парижу за его враждебную позицию по отношению к Ф. Франко когда-нибудь придется дорого заплатить в Северной Африке, присоединились к мнению британцев. Американская палата представителей большинством голосов проголосовала за распространение плана Маршалла и на Испанию. Преемник Рузвельта, напротив, использовал свое право вето и в 1949 году воспрепятствовал присоединению Испании к НАТО, в который с самого начала входила Португалия.

В конце Второй мировой войны Испания находилась в дипломатической изоляции и не входила в состав ООН и НАТО, но Ф. Франко не терял надежды на примирение с Западом.

Успешная поездка министра иностранных дел Альберто Мартина Артахо по Ближнему Востоку внесла свой вклад в расширение числа сторонников новой идеи, в особенности среди американцев; встреча между Ф. Франко и Салазаром 14 апреля 1952 года в Сьюдад Родриго завершилась твердой союзнической договоренностью и была, несомненно, первым контактом Испании с одним из государств НАТО в сфере оборонной политики. [41]

Франко не сдавал территорию в аренду, как этого желали бы американцы. Все базы, которые предусматривались по договору 1953 года - три аэродрома, семь радиолокационных станций и склады снабжения, а также база флота в окрестностях Роты, - будучи единым объектом, оставались суверенным владением Испании. Обещанная же Вашингтоном экономическая и военная помощь в размере 85 или 191 млн. долларов оказалась менее существенной, чем надеялись в Мадриде.

В 1950 году решением Генеральной Ассамблеи ООН государства-члены ООН получили возможность восстановить дипломатические отношения с Испанией. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 года из состава этой организации.17 января 1966 года произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик Б-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. [42]

После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 г. окончились неудачей. [43]

С середины 1950-х гг. началось "Испанское экономическое чудо", выведшее Испанию из состояния одной из беднейших стран Европы на уровень вполне развитой европейской страны. Довольно продолжительное время Испания занимала второе место в мире (после Японии) по темпам экономического развития. Помощь США, оказанная правительству Франко в рамках соглашений 1953 года, составила за 10 лет около 2 млрд. долл., из которых 800 млн. долл. прошли по статье "военные расходы". [44] Что же касается экономической помощи, то сюда входила стоимость строительства американских военных баз в Испании, которая составила около 500 млн. долл.

Испания в 1959 году приняла "План экономической стабилизации", ослабивший административный контроль над экономикой. Был открыт широкий доступ иностранному капиталу, песета стала свободно конвертируемой валютой. [45] Ф. Франко бдительно следил, чтобы либерализация относилась только к сфере экономики и отвергал демократизацию политической и социальной жизни общества.

Нация ощущала рост новых импульсов. В 1964 году был зафиксирован прирост промышленного производства, равный 140,2%, что неожиданно выводило Испанию на первое место, обогнавшую Японию (139,2%) и США (121,6%). [46] Производство автомобилей возросло до 350 000 в год; в производстве телевизоров (74,60%), холодильников (146,91%) и стиральных машин (98,23%) наблюдался еще больший рост. Доход на душу населения за период с 1958 года увеличился более чем вдвое. [47]

Столь высокие темпы роста обуславливались внедрением американского, западногерманского, французского капиталов в экономику страны.

Американские стратегические планы в Испании были связанны с усиленной экономической экспансией. Используя экономические и финансовые затруднения франкистского режима, спекулируя на голоде и нищете испанского народа, американские корпорации превращают Испанию в свою "колонию". [48] США брали под свой контроль все жизненно важные отрасли народного хозяйства Испании. В первую очередь их интересуют стратегические материалы - вольфрам, олово, ртуть, уран, свинец, железная руда. Многие виды этого сырья эксплуатировались в США.

Американский капитал уже полностью контролировал в Испании производство, распределение и эксплуатацию природной электроэнергии. Особенно прочные позиции в энергетическом хозяйстве страны занимает компания "Дженерал электрик". Монополистам США принадлежат господствующие позиции также в области производства электрооборудования и машин. Американский капитал владел в Испании автосборочным заводом "Форд мотор Иберика", заводом "Фиат". К монополиям США перешла также химическая промышленность Испании по производству нефтепродуктов. Монополия "Стандарт Ойл" получила право на разведку нефти на испанской территории. [49]

В интересах монополистов были созданы "свободные зоны" в Барселоне, Севилье, Корунье, через которые направлялся почти весь экспорт оливкового масла, вольфрама, стратегического сырья. Создание "свободных зон" в испанских портах представляло для американцев не только коммерческий интерес. Эти зоны могли бы стать опорными пунктами для развертывания военно-стратегических баз. Захватывая в свои руки все ключевые позиции испанской экономики, американские монополисты начали восстанавливать военные предприятия, созданные в свое время немцами.

Стремительное проникновение американского капитала в экономику Испании вызвало серьезное беспокойство у английских промышленников и финансистов. Они опасались за свои концессии, расположенные на севере Испании. Там американцы проводили новые дороги к границам Франции. Англичане были обеспокоены не только потому, что Испания была источником сырья для британской промышленности. Испания занимала ключевые позиции на морских путях Британской империи, которые стремились захватить американцы. [50]

К 1959 году испанское правительство оказалось в тяжелом финансовом положении. Дефицит платёжного баланса за 1956-1958 годы составил около 700 млн. долл. Только с помощью американских кредитов и субсидий удалось выйти из положения. [51]

Вашингтон также содействовал тому, чтобы Франко получал помощь и по другим каналам: в 1959 году Испания получила от Международного валютного фонда, в который была принята в 1958 году, от Организации европейского экономического сотрудничества и ряда частных банков займы на 418 млн. долл. [52]

Под прикрытием лозунга "свободному миру нужна экономически сильная Испания" укреплялись позиции американского капитала в стране. Касаясь испанской политики поощрения притока капитала США, испанский посол в США Ареильса заявил 28 октября 1954 года корреспонденту газеты "АВС": "Вложение частного американского капитала в экономику Испании представляется мне фактором, имеющим огромное значение в процессе расширения и упрочения сотрудничества… Мы хотим стимулировать американские инвестиции при помощи более либерального критерия, устранив политику каких бы то ни было ограничений в отношении нормального участия…Экономически сильная Испания необходима для устойчивости свободного мира и для развития внешней политики США". [53] Такой курс Мадрида свидетельствовал о солидарности Мадрида с целями внешней политики Вашингтона.

Франкистское правительство соглашалось с этим, поскольку американская помощь была ему необходима не только в военном и экономическом отношении, но и как политическая поддержка. После 1953 года в Испании происходил процесс постепенного роста антифранкистских выступлений, что не могло не тревожить правящие круги США, сделавшие на режим крупную ставку.