Смекни!
smekni.com

Историография о периодической печати Казахстана в XX вв (стр. 5 из 8)

Группа демократов-просветителей поддерживала Сералина, а вышедшая на арену новая интеллигенция стояла на противоположной платформе. Среди них разгорелся спор не только о земельном вопросе, но также долго длилась дискуссия по вопросам просвещения, религии и по другим социальным вопросам. Потом дискуссии продолжались на страницах газеты "Казах". Именно этим ценна печать. Великий журналист Сералин это понимал. Дело даже не в том, кто победит, кто окажется побежденным, а в том, что в печати высвечивались злободневные проблемы. Наверное, будет ошибочным утверждать, что между журналом Сералина и газетой Байтурсынова шла непримиримая борьба. Сералин сумел организовать политическую дискуссию, столкновение различных мнений, - и это свидетельствует о нем, как об умелом редакторе.

«Айкап» из номера в номер огромное внимание уделял земельному вопросу. Это и понятно. Царизм в целях расширения темпов переселен­ческого движения русских и украинских крестьян создавал «пересе­ленческий фонд» путем насильственного изъятия плодородных казахс­ких земель. Лидеры «Айкала» в этих условиях считали необходимым оседание кочевников и полукочевников, строительство «аульных дере­вень», изменение на основе земледелия образа жизни казахских шаруа. Иную точку зрения занимали лидеры газеты «Казах», прежде всего А. Букейханов. Дискуссия по земельному вопросу между журналом и газе­той отнимала много сил у обеих сторон.

Журнал "Айкап" писал и о произволе царской власти. Одна из статей, разоблачающая колонизаторскую политику царской администрации, была опубликована в № 31 за 1912 год. В ней говорится о том, что Положение, появившееся в 1867-1868 годах, служит интересам только правящего класса, а волостные, бии преследуют свои личные корыстные цели. В корреспонденции "Букеевская орда" (№ 4, 1911 г.) речь идет о том, что прежние 700 десятин земли теперь сократилось до 20 десятин, и это ведет к дальнейшему обеднению; если так будет продолжаться и дальше, то может наступить полное обнищание.

В период всевластия советской историографии многие исследователи в уго­ду идеологии стремились поставить М. Сералина в начале XX века в круг революционных социал-демократов Южного Урала.
Все это предпринималось с целью противопоставления журнала «Айкап» газете «Казах», которую советская власть обвиняла в
контрреволюционном национализме. Посвидетельству самого же М. Сералина, журнал «не был органом трудящегося класса.
Он, будучи народным, не придерживался определенной классовой, политической и экономической ориентации» (Аул (Кустанай), 1924, 10 мая). Не случай­но газета «Оренбургский край» назвала журнал «туземно - народным изданием».

Журнал «Айкап» выходил с января 1911г. по сентябрь 1915 г., сначала один раз, а затем два раза в месяц. Всего вышло 88 номеров, тираж доходил до 1000 экземпляров (Айкап, 1912, № 4).

Журнал «Айкап» стал глашатаем просвещения и культуры. М. Сералин считал, что «наш век — век науки» (Айкап, 1912, № 3). Он был последователем Ш. Марджани, И. Алтынсарина. И. Гаспринского, родоначальника джадидизма, новометодного звукового обучения, он считал своим учителем и наставником (Айкап, А.,1995).

В конце XIX века сложился джадидизм как идейно-политическое тече­ние, его последователей называли джадидами («новые»). Джадиды выступа­ли против засилья мусульманской религии, были сторонниками приобще­ния своих народов к европейской культуре, прежде всего к европейскому звуковому методу обучения в мектебе и медресе. В Казахстане джадидизм не сложился, хотя деятелей-джадидов было достаточно. Джадидизм, предложенный И. Гаспринским, считал главным препятствием на пути к циви­лизации засилье ислама, средневековые традиции и нравы. Степень влия­ния ислама на духовную жизнь казахов была значительно слабее по сравне­нию с Татарстаном, Башкирией, Крымом и Туркестаном. В Казахстане про­светительское движение главной преградой на пути национального возрож­дения считало колониализм. И. Гаспринский выступал под знаменем тюрко-татарского единства. Просветители же в Казахстане стали стеной про­тив гегемонии татарских и бухарских теологов, тюрко-татарской письмен­ности. «Труды видных просветителей Востока убедили нас, - писал М. Се­ралин, - в полезности обучения и образования и уважения языка родного народа» (Айкап, 1914, № 17).

Тем не менее, М. Сералин, по свидетельству С.Д. Асфендиярова, «пожа­луй, в наибольшей степени был связан с татарской культурой и ее прогрес­сивной традицией».

М. Сералин, последователи «Айкапа» были сторонниками классичес­кого джадидизма. Они считали, что основная причина отсталости, архаич­ности казахского общества кроется в неграмотности населения (надандык), невежестве мулл, расточительстве и жестокости богатых (кайырымсыздык), грабеже казахских крестьян колонизаторами. Выход во всем этом они ви­дели в просвещении общества, новометодном обучении по системе И. Гаспринского, в реформировании системы духовного обучения в переходе ка­захов на оседлый образ жизни (кала салу). Для своего времени эти идеи были прогрессивными. Заслуга М. Сералина и айкаповцев состоит в том, что они пошли дальше джадидизма, просветительства, поднялись до уровня революционных демократов, отражавших в своих идеях разрозненные и стихийные чаяния и думы казахских шаруа, трудящихся масс. Айкаповцев по типу младотюрков можно было бы назвать младоказахами, участниками младонационального буржуазно-демократического движения. Вместе с тем, в отличие от младобухарцев - джадидов М. Сералин и его последователи, будучи свободными от клерикализма, скорее были либеральными демократами, пропагандистами оседлого фермерского способа хозяйствования, передовой русской культуры. После выхода в свет газеты «Казах» в рядах айкаповцев произошел раскол. Одни примкнули к сторонникам мусульман­ского движения (М.Каратаев), другие шли от просветительства к идее лом­ки колониальной системы, создания казахской национальной государствен­ности, национальной системы образования. История доказала правоту тех, кто последовательно шел вперед, отстаивая коренные общенациональные интересы.

Просветительскому движению начала XX в. мы обязаны тем, что в Ка­захстане появилась целая плеяда замечательных кадров, ставших во главе национального возрождения, подготовивших реальную основу для осущест­вления уже после революции широкого наступления в области народного образования. Так же как и великие представители эпохи Просвещения За­пада, «просвещая головы», расчистили путь для новых общественно-поли­тических отношений, так и первые казахские просветители заложили в соз­нание своего народа идеи свободы, равенства и братства, справедливости, дух борьбы с тиранией.

М. Сералин являлся ярким представителем нового поколения казахских просветителей и сделал очень много в области просвещения народа и вос­питания целого поколения казахов. Он писал, что его «радует переход на новометодное обучение детей, открытие в Актюбинске учительской шко­лы, появление на местах школ и медресе, обучение казахских детей в город­ских школах и медресе, увеличение обучающихся в них» (Антология педагогической мысли Казахстана. А., 1995). Твердо отстаи­вая свои просветительские идеи, он писал: «Из того, что мы постоянно и без устали обсуждаем, можно сделать два вывода: возводи города, живи ком­пактно и только тогда можно распоряжаться хотя бы небольшим участком плодородных земель. Возводи мектебы и медресе, открывай школы, учи детей, овладевай искусством ремесла, только тогда ты станешь человеком, составляющим народность. Иначе тебя сотрут с лица земли» (Айкап, 1912, № 3).

В статье «Наше положение в прошлом и теперь» М. Сералин подчеркивал, что ученые уподобляют «развитие мира боевым сражениям... В этой войне побеждает не тот, у кого много людей, а побеждает тот народ, у кого выше наука, искусство. Поэтому, если мы не хотим попасть под пяту в соревновании с другими народами, нам надо воо­ружать детей знаниями». «Раздумывая о современности, - продол­жал далее автор, - приходишь к мысли: чтобы действовать и жить счастливо в Российском государстве, необходимо овладевать наукой, искусством и знать русский язык. Для этого нужна школа, а она не под силу четырем-пяти семьям. Нет другого выхода, кроме основа­ния села, поселка» (Антология педагогической мысли Казахстана. А., 1995).

Вместе с тем М. Сералин публиковал на страницах «Айкапа» статьи ав­торов, пытавшихся в форме переложения, в доступной форме изложить со­держание священной книги мусульман.

Велика роль журнала «Айкап» в изучении казахского фольклора, ста­новлении абаеведения, пропаганде духовного наследия русской и мировой классической литературы.

Вместе с тем на страницах журнала порой печатались публикации, про­поведующие тюрко-татарский подход к новометодному обучению. Налет религиозности и приверженности шариату содержался в статьях М. Ж. Копеева, Д. Кашкымбайулы и др. На страницах «Айкапа» организованно пуб­ликовались авторы, отдававшие предпочтение новометодному обучению на тюрко-татарском языке, выступавшие против реформаторских по­исков А. Байтурсынова в области казахской письменности.