Смекни!
smekni.com

Русский военно-морской флот в русско-японской войне 1904-1905 годов (стр. 2 из 11)

В апреле 1896 года,после распространения записки великого князя Александра Михайловича «Соображения о необходимости усилить состав русского флота в Тихом океане»,Н.М. Чихачёв был заменён вице-адмиралом П .П. Тыртовым, сторонником развития морских сил на Дальнем Востоке.

В начале 1898 Николай II утвердил программу,предполагавшую сосредоточить к 1903 году на Дальнем Востоке 10 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 10 крейсеров-разведчиков водоизмещением 5-6 тысяч тонн, 10 крейсеров 3-го класса по 2-2,5 тысяч тонн, один-два минных транспорта по 8 тысяч тонн (носители миноносок), два минных заградителя и 36 истребителей - эскадренных миноносцев (часть последних могла быть заменена миноносцами).Для достижения указанного состава по особой программе «Для нужд Дальнего Востока» в 1898-1902 гг. предстояло построить 5 эскадренных броненосцев, 5 крейсеров 1-го ранга и другие корабли.

15 марта 1898 года в Пекине было подписано соглашение о передаче Квантунского полуострова в аренду России сроком на 25 лет.

18 марта 1898 года в Порт-Артур прибыли броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий».

Количество кораблей по программам Объединение программ по решениям 1899 Построено до 1905
1895 1898 Количество кораблей Водоизмещение
Эскадренные броненосцы 6 5 12 156000 11
Броненосцы береговой обороны 4 - 1 4000 -
Крейсера 1-го ранга 9 5 14 91000 13
Крейсера 2-го ранга - 4 6 18500 5
Минные крейсера 5 - 1 562 1
Мореходные канонерские лодки 5 - 1 1000 1
Минные заградители 2 2 3 7800 3
Миноносцы (эскадренные) - 20 56 15120 58
Миноносцы (малые) - 10 10 1500 10
Транспорты 4 1 7 25120 5
Всего: 47 109 320602 107

Само решение о создании третьего флота было принято Николаем II по ходатайству адмиралов без должного согласования с Военным и другими министерствами. Более того, особое совещание в декабре 1897 г. не приняло во внимание здравые рассуждения М.И. Кази и великого князя Александра Михайловича, предлагавших в своё время ограничиться на Балтике минной обороной. Совещание постановило: «На Балтике мы должны быть по-прежнему сильны, чтобы в нужный момент отстоять исконные свои задачи». Распыление средств между Тихоокеанским и Балтийским флотами при одновременном усилении Черноморского флота явилось для страны непосильным бременем. Но это не остановило императора, хотя он ещё в ноябре 1895 г. справедливо отметил на полях журнала особого совещания: «вся наша беда именно состоит в том, что России приходится строить и содержать три самостоятельных флота».При этом Николай II сам не наметил путей преодоления этой «беды», а руководство Морского ведомства оказалось не в состоянии сформулировать доступные цели морской политики.

Императору не удалось согласовать позиции своих министерств, которые зачастую ставили ведомственные интересы выше государственных. Так, С. Ю. Витте в 1896 г. под влиянием русско-китайского банка добился от Китая согласия на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая связала забайкальский участок Транссибирской магистрали с Владивостоком через территорию Манчжурии. В 1901 г. по КВЖД прошёл первый поезд. В начале XX в. Министерство финансов израсходовало почти 26 млн. рублей на строительство коммерческого порта и города Дальний на Квантунском полуострове. Новый порт связала с КВЖД Южно-Манчжурская железная дорога (ЮМЖД). Все эти дорогостоящие начинания требовали надёжной обороны, финансирование которой откладывалось тем же главой министерства. Впоследствии и Дальний, и ЮМЖД были эффективно использованы Японией в войне против России.

Министр иностранных дел граф М.Н. Муравьев настоял на занятии Порт-Артура в ответ на оккупацию Германией Циндао (Киао-Чао) вопреки опасениям С.Ю. Витте за последствия захвата китайской территории и сомнениям вице-адмирала П.П. Тыртова в удобствах и стратегическом значении этого порта. При этом не было учтено мнение начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала Ф.В. Дубасова, который еще в 1898 г. считал, что Порт-Артур может быть легко отрезан от сообщения морем с Владивостоком и от сухопутных коммуникаций в Манчжурии. Ни М.Н. Муравьев, ни его приемник (с 1900 г.) граф В.Н. Ламсдорф не предавали должного значения увязыванию политических целей с задачами флота. Военно-морское руководство - ведомство августейшего генерал-адмирала - оказалось не в состоянии сформулировать их самостоятельно. Вице-адмирал С.О. Макаров, предлагавший в декабре 1897 г. определить задачи флота на Дальнем Востоке, а уже потом, исходя из этих задач, установить и его состав, остался при особом мнении и не был поддержан другими участниками особого совещания.

Планировавшееся к 1905 году соотношение сил флота России и её противников

Балтика Чёрное море Тихий океан
Россия Германия Россия Англия Россия Япония Англия
Эскадренные броненосцы 8 14 8 15 10 6 5
Броненосцы береговой обороны 4 9 - - - 1 -
Крейсера 1-го ранга 4 8 2 4 13 10 8
Всего: 16 31 10 19 23 17 13

Не включены устаревшие корабли,для Англии показаны Средиземноморский и Восточный флоты в графах Чёрного моря и Тихого Океана.

Военное министерство, в свою очередь, не торопилось со строительством Порт-Артурской крепости, окончание которой планировалось к 1909 г. Отпущенные на крепость до 1904 г 4,6 млн. рублей выглядели более чем скромно по сравнению с расходами на создание Дальнего. Военный министр (с 1898 г.) генерал-лейтенант А.Н. Куропаткин являлся активным противником чрезмерного, по его мнению, усилению флота. Однако ему не удалось склонить на свою сторону Николая II, при этом министр явно недооценил боеспособность японской армии, оставив к 1904 г. Порт-Артур и Владивосток без надёжной сухопутной обороны. Сосредоточенные Военным министерством на Дальнем Востоке войска качественно уступали войскам российской армии в целом: основу их организации составляли так называемые Восточно-Сибирские стрелковые бригады вместо полноценных армейских корпусов.

1.2.1 Реализация судостроительной программы России.

(по [2],[3],[11])

После принятия программы 1898 года для флота строились два подкласса эскадренных броненосцев. Первый был представлен кораблями типа «Пересвет», спроектированными на Балтийском заводе, исходя из требований обеспечить увеличенную дальность плавания (для маневра Балтика - Тихий океан), высокую скорость (18 уз) при хороших мореходных качествах и ограничении калибра главной артиллерии (10"). В качестве прототипа для определения элементов совещание 1895г. выбрало английский броненосец «Ринаун» (10500 т), но проект носил оригинальный характер, отличался продуманностью деталей и удобным общим расположением. Мореходные качества обеспечивались высоким бортом и удлинённым полубаком, которые позволяли применять башенные орудия в штормовую погоду. «Пересвет», построенный на Балтийском заводе и «Ослябя» Нового адмиралтейства, подобно океанским крейсерам, в подводной части были обшиты деревом (тик), покрытым тонкими медными листами. В отличие от ранее построенных броненосцев, на них устанавливались водотрубные котлы системы Бельвиля и броня, закалённая по способу Гарвея. Важным новшеством в системе бронирования стали скосы 70мм главной броневой палубы в направлении к нижней кромке бортового броневого пояса.

По проекту «Пересвета» Балтийский завод в 1898-1902 гг. построил третий броненосец - «Победа», но уже без деревянной обшивки и с бронёй, закалённой по способу Круппа. При всех достоинствах броненосцев типа «Пересвет», по мощности вооружения и бронирования они уступали сильнейшим английским и японским броненосцам. Многие адмиралы считали их непозволительной роскошью для российского флота.

За основу техзадания для больших броненосцев было решено взять тип «Полтава» с главным вооружением из четырёх 12" и 12 6" орудий. Скорость полного хода должна была достичь 18 уз, дальность плавания экономическим ходом - 5000 миль, водоизмещение - 12000 т.

11 апреля 1898 без конкурса был заключён контракт на постройку броненосца и крейсера I-го ранга(будущие «Ретвизан» и «Варяг») с известной американской судостроительной компанией «Вильям Крамп и Ко»(Филадельфия). МТК был подкуплен обещаниями Крампа построить корабли быстро и недорого. «Ретвизан» отличался от прототипа крупповской бронёй,двумя гребными винтами и отсутствием полубака. Из-за опасений,что не будет достигнута контрактная скорость, Крамп добился разрешения установить на оба корабля водотрубные котлы Никлосса, уже тогда имевшие репутацию очень ненадёжных.

В июле 1898 года был заключён контракт с французской верфью «Форж э Шантье»(Тулон) о постройке броненосца и броненосного крейсера(будущие «Цесаревич» и «Баян»). Именно «Цесаревич» стал прототипом для постройки серии из пяти единиц: в 1900 в «Новом Адмиралтействе» был заложен головной корабль- «Бородино»,на Галерном острове- «Орёл»,на Балтийском заводе- «Император Александр III»,в 1901 там же был заложен «Князь Суворов», в 1902- «Слава».

Строившийся вместе с «Цесаревичем» «Баян» также оказался для своего времени удачным -по скорости и защите он не уступал японским броненосным крейсерам. Однако он был всего один,от предложения «Форж э Шантье» построить по сниженной цене второй корабль этого типа, однако Морское министерство отказалось,предпочтя построить ещё один 6000-тонный крейсер. Во время войны,в марте 1905 года будут заказаны ещё три единицы( «Баян II», «Адмирал Макаров», «Паллада II»),но время уже будет упущено.