Важнейшим элементом действий по сокрытию убийства является инсценировка. Чаще всего убийства инсценируются под самоубийство или несчастный случай, о чем будет изложено в следующем параграфе. Инсценировка указывает, как правило, на наличие достаточно очевидных мотивов убийства или обстоятельств его совершения.
Мотив убийства и иные элементы субъективной стороны преступления наиболее тесно связаны с таким элементом криминалистической характеристики убийств, как убийца.
1.2.4 Убийца
Подавляющее большинство убийц, составляют лица мужского пола (свыше 90%). Возраст лиц, совершивших убийство, различен с преобладанием группы 20-40 – летних [32, c.6].
Почти все убийцы характеризуются отрицательно. Определяющими чертами являются агрессивность, склонность к антиобщественному поведению (пьянство, наркомания, корыстолюбие, цинизм, отсутствие каких – либо нравственных установок). Среди убийц, порой встречаются случаи психических заболеваний. Часто в ходе следствия выясняется, что они нуждаются в лечении от алкоголизма или полинаркомании [39, c. 553].
Предпосылкой для построения версии относительно того, кто совершил убийство, т.е. личности преступника является анализ данных, полученных в результате осмотра места происшествия, а также всех сведений о связях потерпевшего, круге друзей и знакомых, характере отношений с людьми, образе жизни, роде занятий и т.п.
Так, маскировка, сокрытие или уничтожение трупа часто свидетельствует о совершении преступления близкими и знакомыми потерпевшего.
Так называемые заказные убийства, как правило, совершаются профессиональными «киллерами», прошедшими специальную подготовку в ходе военной службы или службы в силовых структурах или спецподразделениях. Такие убийцы, как правило, тщательно готовят свои преступления и не оставляют следов или свидетелей. Для совершения преступления используют стрелковое оружие, которое в большинстве случаев оставляют на месте совершения преступления, что не позволяет в полной мере использовать одну из основных криминалистических цепочек: труп – орудие убийства – убийца.
Убийца, как элемент криминалистической характеристики неотъемлемо связан с другим элементом – жертвой (потерпевшим).
1.2.5 Потерпевший
Наиболее часто по делам об убийствах, совершенных с применением огнестрельного оружия являются мужчины. Между поведением преступника и жертвы всегда есть определенная взаимосвязь. Исследование личности потерпевшего и его действий непосредственно перед убийством – необходимая часть расследования, поскольку поведение жертвы нередко бывает провокационным, вызывающим или легкомысленно, неосторожным. Установив личность жертвы, поведение потерпевшего перед убийством (если это возможно) и во время, точно позволяют определить мотив и цель, а с учетом данных о механизме убийства выдвинуть версию о причастных лицах.
В последние годы социальный состав потерпевших характеризуется преобладанием доли предпринимателей и служащих, сотрудников правоохранительных органов, охранных структур. Как не странно, с учетом изученных данных убийц, последним характерен практически этот же социальный состав.
К другой категории потерпевших относятся люди с конфликтным поведением, легко вступающие в ссоры, а зачастую провоцирующие их, употребляющие алкоголь и наркотики.
Редкой категорией можно считать потерпевших, конфликтующих в супружеских или любовных отношениях. Мотивы подобных убийств, ревность, месть, измена. Такие убийства, вследствие очевидности не вызывают сложности расследовании.
Особой категорией жертв, которые были убиты с помощью огнестрельного оружия, являются лица, владеющие каким-либо имуществом, или они были убиты по мотивам мести.
Развитие рыночных отношений позволяет включить в отдельную «группу риска» лиц занимающихся нелегальным или крупным бизнесом, либо политиков федерального, либо регионального уровня. Первые становятся жертвами в силу борьбы группировок за раздел рынков и сфер влияния, в связи с неисполнением финансовых и иных обязательств, а также из-за корыстного посягательства на их имущество. Вторые погибают в результате их вмешательства в экономическую, деятельность преступных группировок, лоббирования интересов одной из противоборствующих группировок или, напротив, принципиальной позицией по отстаиванию государственных интересов. Убийство общественных или религиозных деятелей встречаются гораздо реже.
Для выявления особенностей расследования убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия необходимо провести взаимосвязь элементов криминалистической характеристики с типичными следственными ситуациями убийств.
1.3 Взаимосвязь криминалистической характеристики с типичными следственными ситуациями убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия
Типичные (виновные) следственные ситуации – наиболее часто встречаются в практической деятельности следственных ситуаций, позволяющие использовать типовые следственные версии, типовые методики решения задач расследования. Как говорил известный киносыщик Глеб Жиглов: « Немыслимых преступлений не бывает. Что-нибудь подобное, где-нибудь, когда-нибудь, с кем-нибудь уже было. На этом и строится предварительное расследование: на схожести событий, ситуаций, мотивов»[24, c. 223].
Любое преступление, какое бы изощренное оно не было, в конечном счете, предопределяется закономерностями формирования преступного поведения лица, которое в большинстве случаев, при формировании и реализации преступного умысла использует уже известные ему из внешних источников (кино, газеты, книги, слухи и т.д.) типичные схемы преступления, выбирая лучшую, по его мнению, схему. При этом преступник полагает, что ему удастся избежать тех ошибок, которые допустили его предшественники.
Типичные следственные ситуации в первую очередь предопределяются криминалистической характеристикой преступления. Убийство, как уже было отмечено, характеризуется взаимодействием четырех основных элементов: убийцы, жертвы, место убийства, орудия убийства и все же добавим пятый элемент – мотив преступления. В зависимости от соотношения этих элементов, от того, как они проявляются в каждом конкретном преступлении и строятся следственные версии. На построение следственных версий влияют также соотношение имеющейся и отсутствующей информации, условия окружающей среды, технические средства и людские ресурсы, имеющиеся в распоряжении следователя. Рассматривая конкретную ситуацию, следователь использует знания о способах решения типовых задач, модернизируя их с учетом реальности.
Момент оценки следственной ситуации возникает в двух предусмотренных законом случаях – при подготовке принятия решения о направлении расследования в целом и при подготовке проведения конкретных следственных действий. Рассмотрим наиболее типичные следственные ситуации, связанные с расследованием убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия: инсценировка самоубийства, убийство, совершенное из хулиганских побуждений, сопряженное с разбоем, заказное убийство или в ходе «криминальных разборок».
Инсценировка самоубийства. Изучение следственной практики показывает, что для сокрытия убийства преступники прибегают к инсценировке самоубийства чаще, чем к любым другим инсценировкам. По данным анализа, проведенного Т.Н. Мудьюгиным в книге «Расследование убийств, замаскированных инсценировками» [38, c.68], 36,4 % случаев приходится на инсценировки, при этом в 85% случаев труп обнаруживается по месту совершения убийства – в жилом помещении. Несомненно, данные устарели, однако инсценировка самоубийства одна из распространенных ситуаций, которая характеризуется соотношением всех элементов криминалистической характеристики убийства, прежде всего жертвы и убийцы. Подобное убийство может быть совершено любыми лицами по различным мотивам. Оно обычно тщательно спланировано и подготовлено. В целом расследование его не вызывает особой сложности, в виду особенностей следов преступления, которые остаются после совершения убийства с применением огнестрельного оружия, а также в совокупности с обстоятельствами, устанавливаемыми в процессе осмотра места происшествия.
Важными элементами криминалистической характеристики данной ситуации убийства можно назвать следующее.
Потерпевшие – как женщины, так и мужчины. Вариант несовершеннолетних и малолетних практически исключен, хотя и возможен. Зачастую потерпевшими становятся близкие или знакомые убийцы, которые погибают по корыстным мотивам, либо иные лица, состоящие в конфликтной ситуации с преступником.
Действия по сокрытию убийства обозначены самим фактом инсценировки самоубийства. Как правило – это написание предсмертной записки. Лучший вариант для убийцы, когда потерпевший ранее уже выражал попытки лишить себя жизни, или пытался, и это было очевидным для окружающих. Именно ввиду данных причин, на первый взгляд следователем выстраивается версия самоубийства.
Сам процесс подготовки тщательно спланирован и отлажен, так как преступнику необходима иллюзия самоубийства. Очень редки случаи спонтанности убийства под самоубийство – это часто неопытные, непрофессиональные или просто неграмотные лица в области баллистики. Подобные убийства сразу сбрасывают «вуаль» самоубийства.
Как упоминалось выше, мотивы деяния различны, хотя в настоящее время преобладают корыстные с целью наживы, либо просто факт конфликта между жертвой и преступником.
Местом убийства чаще всего является помещение – жилые, иное помещение потерпевшего, где предположительно в домашних условиях «он и лишил себя жизни», написав «красивую» записочку: «Никто не виноват, я сам…».