Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории государства и права зарубежных стран 2 (стр. 34 из 45)

Право франков свидетельствует и о начавшемся имуществен-ном расслоении франкского общества. В Салической правде гово-рится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (винограда-рях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслужи-вающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточ-ной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственно-сти на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фикси-рует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление соци-ально-классовых различий у франков и было непосредственно свя-зано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод -- отчуждаемое, пе-реходящее по наследству землевладение свободных франков -- сложился в процессе разложения общинной собственности на зем-лю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой -- земельного держания зави-симых от них крестьян.

Процессы феодализации у франков получают мощный им-пульс в ходе завоевательных войн VI--VII вв., когда в руки франк-ских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Север-ной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вас-сальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником зе-мель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых, феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться фео-дальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядо-вых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.

Процессы феодализации в VI--VII вв. на юге Галлии не полу-чили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко ис-пользоваться труд рабов и колонов, но глубокие социальные пере-мены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения.

V--VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощно-го идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с про-поведями о человеческом братстве, о помощи бедным и стражду-щим, о других нравственных ценностях.

Население Галлии под духовным воздействием священнослу-жителей, возглавляемых епископами, стало воспринимать все боль-ше христианские догматы, идею искупления, полагаясь на заступ-ничество святых отцов ради обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного созна-ния внимание людей естественно концентрировалось на таких во-просах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе и земельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви от Хлодвига.

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязани-ях. Однако церковь в это время не была еще политическим образо-ванием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впо-следствии звание папы римского.

В деятельность церкви в качестве "христовых наместников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укреп-ления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председатель-ствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть вве-ден в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанского церковного собора в 549 году было оконча-тельно закреплено право королей контролировать назначение епис-копов.

Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деяте-ли заседали в правительственных органах, а гражданская админи-страция на местах осуществлялась епархиальными управлениями.

При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функ-ций стало неотъемленной частью пути к почету, пройдя который, приближенные короля становились местными правителями -- гра-фами и епископами одновременно; нередки были случаи, когда епи-скопы управляли городами и окружающими их сельскими поселе-ниями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.

Сами же епископы, владея большими церковными хозяйства-ми, стали занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии, чему способствовали и незапрещенные бра-ки священников с мирянами, представителями феодальной вер-хушки.

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII-- IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI--VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся рас-прями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной знати или сопротив-ления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. фран-ки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном.

Одной из попыток решить проблему укрепления государст-венного единства в условиях повсеместного неповиновения цен-тральным властям стал церковный собор "прелатов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собо-ром, призвал к "пресечению наисуровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников", грозил наказанием за "хище-ния и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах", но одновременно ограничивал и право граж-данских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закла-дывая, таким образом, законодательную основу их иммунитета. Епи-скопы к тому же по решению собора должны были впредь изби-раться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде все-го истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых по-жалований, предоставления новых прав землевладельцам, уста-новления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление един-ства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

Реформа Карла Мартелла

Майордом Карл Мартелл (715-- 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должно-стей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание -- бенефиции (от лат. beneficium -- благодея-ние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего кон-ной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и при-водить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влек-ли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формы пожалований дру-гими крупными землевладельцами привело к складыванию отно-шений сюзеренитета--вассалитета между крупными и мелкими феодалами.

Расширению феодального землевладения в VIII в. способство-вали новые захватнические войны, сопровождавшая их новая вол-на франкской колонизации. Причем если во франкской колониза-ции VI--VII вв. принимала участие в основном верхушка франк-ского общества, то к колонизации VII--IX вв., происходившей в значительно больших размерах, были привлечены зажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным ры-царством класс феодалов.

С середины VIII в. начинается период, предшествующий за-вершению процесса расслоения франкского общества на класс фео-дальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян, ши-рокое распространение получают отношения покровительства, гос-подства и подчинения, возникающие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт -- клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков были вызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономической самостоятельности мелко-крестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежами феода-лов. Покровительство влекло за собой установление личной и иму-щественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр.