Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории государства и права зарубежных стран 2 (стр. 36 из 45)

Однако король в это время -- прежде всего военный предво-дитель, военачальник, главной заботой которого является "поря-док" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной адми-нистрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, об-ладающих апелляционными функциями.

Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных долж-ностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизвод-ства. Нити государственного управления сосредоточиваются в ру-ках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются двор-цовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполня-ет главным образом судебные функции, руководит судебными по-единками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камера-рий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранно-стью имущества дворца.

В VI--VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими тер-риториями "из седла".

Формирование местных органов власти происходит в это вре-мя под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наме-стники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функ-циями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоми-нается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их на-значение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного ап-парата франков, копируя некоторые позднеримские государствен-ные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего герман-ской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отря-да свободных франков дружина, а следовательно, и государствен-ный аппарат пополнялись впоследствии не только романизирован-ными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявши-ми придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обога-щение и социальный престиж.

Во второй половине VII в. складывается новая система поли-тического господства и управления, своего рода "демократия зна-ти", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

Расширение участия феодализирующейся знати в управле-нии государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной само-стоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приоб-рело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серь-езного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаб-лением власти королей все больше независимости, администра-тивных и судебных функций приобретают графы, герцоги, еписко-пы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) запреща-лось назначение "должностного лица (judex -- вероятно, герцога или графа), как и подчиненного ему человека", если они не были местными землевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения Хильпериком II этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, закреплялись за крупными местными феодалами.

В поздних правдах местным правителям--герцогам и гра-фам -- уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью" Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, "ко-торых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о ши-роте тех дел, "которые их касаются". Здесь предусмотрено наказа-ние в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, "поступившего про-тив закона" (2, 2).

Более того, по Аламаннской правде должность герцога насле-дуется его сыном, которому, однако, грозит "изгнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1--2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.

Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными от-ношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от ко-роля как сеньора.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего уси-ления роли и значения должности майордома, а затем путем пря-мого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государст-ва, переживавшего длительный период политической дестабили-зации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в мона-стырь и занял его престол.

Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему раз-витию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управ-ления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммуните-та, изымалась (частично или полностью) из ведения государствен-ных властей в судебных, податных, административных делах. Вот-чинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкциониро-вали уже сложившиеся отношения политической зависимости кре-стьян от своих сеньоров-вотчинников.

32) Гражданское право в франкском государстве, его основные институты (по «Салической правде»).

33) Уголовное право и уголовный процесс у франков (по «Салической правде»).

2. Салическая правда

1. Возникновение салической правды

«Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные

юридические кодификации германских народов - записи их обычного права.

Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - “Салический

закон” - Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V

столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические

обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни

и быта обыкновенной франкской деревни. Заметно то, как неохотно и даже

враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения

одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные

пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Это - седая старина.

Рассмотрим поподробнее салическую правду и прокомментируем основные

главы.

2.2. Аллод и собственность (имущественные отношения)

Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, – это уже новое.

«Огороженное место» неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после

сбора урожая будет снята изгородь и скоту, будет позволено пастись повсюду.

Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса.

Но, однако, не верно то, что огороженная земля была частной

собственностью. Против этого говорит правило: если в семье не остается

наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому,

кто в нем нуждается). Не случайно, что Салическая правда ни единым словом

не упоминает о купле-продаже земли. Зато с особым рвением стремится

законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина.

Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно,

что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.

Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем.

Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в

раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая

индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных

отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые

крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в

бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и

при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в