Смекни!
smekni.com

Системы органов прокуратуры Российской Федерации (стр. 1 из 14)

Введение

Конституция РФ провозгласила, что государствен­ная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ).

В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокурату­ра представляет собой единую федеральную централизован­ную систему органов, осуществляющих наряду с другими функ­циями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на всей территории Российской Федерации.

Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провоз­глашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централи­зованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и сво­бод граждан.

Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, закон­ных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в це­лом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреп­лению законности и правопорядка.

Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы проку­ратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мас­терское владение тактикой и методикой осуществления про­курорского надзора и иной деятельности.

Прокуратура призвана служить обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и человечества.

Законность, то есть строгое и точное исполнение правовых предписаний – главнейший организационный фактор стабилизации общества. Обязанность строгого и точного исполнения законов, подзаконных актов имеет в правовом государстве всеобщий характер: она присуща всем без исключения государственным органам, общественным организациям, должностным лицам и гражданам. Строгое соблюдение законности – наиболее существенный и характерный признак правового государства. Законность нуждается в постоянной охране, одним из действенных способов обеспечения которой выступает эффективный прокурорский надзор. С возрастанием роли законности возрастает и роль прокурорского надзора в ее укреплении.

Объектом исследования данной работы является система органов прокуратуры в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативные документы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры, а так же их компетенцию и задачи.

Целью исследования дипломной работы является изучение системы органов прокуратуры Российской Федерации, их задач и компетенции.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры;

- проанализировать историю создания и развития прокуратуры;

- охарактеризовать систему органов прокуратуры и ее структуру;

- определить задачи и компетенцию органов прокуратуры РФ;

- оценить современное состояние прокуратуры и перспективы развития прокурорского надзора.

Методология. С использованием исторического метода исследуются исторические, социально-политические и иные предпосылки создания и этапов развития российской прокуратуры. С помощью метода анализа и синтеза исследуются: система, задачи и компетенция органов прокуратуры.

1. Историческое развитие прокуратуры как государственного и надзорного института, правовые основы ее деятельности в России

1.1 Возникновение и становление прокуратуры в России, прокуратура советского и постсоветского периода

Возникновение, становление и развитие прокуратуры Рос­сийского государства необходимо рассматривать в контексте исторических, социально-экономических и иных объективных условий соответствующих периодов развития общества.

Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ему совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в обще­ственных отношениях, государственном устройстве. Прокура­тура всегда рассматривалась и использовалась в качестве дей­ственного инструмента развития общественных отношений, укрепления режима законности как непременного средства развития государственности. Великий реформатор России на­чала XVIII века царь Петр Алексеевич, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришел к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточ­ничества и беззакония».

С этой целью Указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал - фискала, который должен был «тайно про­ведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и службы была заимствована в Швеции. Однако вскоре сам Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и не­навидим». В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. в России был основан государственно-право­вой институт прокуратуры во главе с назначаемым государем генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Как следует из Указа, генерал-прокурор является «оком государевым».[1]

Органы прокуратуры создавались постепенно в различных губерниях в течение ряда лет. Указом от 11 мая 1722 г. была создана своего рода специализированная прокуратура во главе со светским чиновником — обер-прокурором центрального органа управления государст­венной православной церковью — Святейшего синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретарей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синодом по предложению обер-прокурора, находи­лись в его непосредственном подчинении «как блюстителя за­конных постановлений по духовному ведомству» и были обяза­ны исполнять его предписания.[2]

На прокуратуру была возложена обязанность осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей госу­дарственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала неза­конные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских домах, тюрьмах.[3]

В соответствии с замыслом Петра I в последние годы его царствования прокурорский надзор стал выполнять существен­ную роль в укреплении государственности, в финансовых де­лах. Немалое значение в этом процессе играли личности гене­рал-прокуроров, и, прежде всего, первого генерал-прокурора П. И. Ягужинского, который пребывал в этой должности 14 лет (с 1722 по 1736 г.).

При императрице Екатерине I роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за прово­димой ей политики, усиления роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своих полно­мочий.

В последующем в период правления Анны Иоанновны, произошло существенное развитие вертикали прокурорской власти. Была усилена власть губернских прокуроров, на деле осу­ществлявших роль «ока государева» в регионах России.

В целом в дореформенный период (до 1864 г.) губернские прокуроры осуществляли надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями — «присутствен­ными местами», как судебными, так и административными.

В ходе судебной реформы 1864 г. существенно изменился правовой статус прокуратуры. Она в значительной мере стано­вится органом уголовного преследования, ограничивает свою деятельность «делами юстиции». В обязанности прокуроров, состоявших при общих судах и при Сенате, входили поддержа­ние обвинения в уголовном процессе, а также «наблюдение за правильным применением закона судебными местами». Во гла­ве прокуратуры по-прежнему стоял генерал-прокурор, который вместе с тем, будучи министром юстиции, выступал и в качест­ве органа высшего судебного управления.[4]

В результате реформ и длительного процесса создания гу­бернских прокуратур практически существовали две системы органов прокуратуры с несколько различающимися полномо­чиями. Это были прокуратуры судов, а также губернские про­куратуры. Последние не обладали функциями обвинительной власти, однако имели существенные полномочия по осуществ­лению общего надзора. Вместе с тем это были строго централизованные структуры, действующие по единым принципам, и прежде всего на основе принципа единоначалия.[5]

После Октябрьской революции в соответствии с марксист­ской доктриной о сломе буржуазного государственного аппара­та Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законностью, в частности, в деятель­ности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, также избираемых местными Советами. Эти коллегии участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключения о подсудности дел, формулировали обвинение. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 г. при революционном трибуна­ле при ВЦИК была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Центральная коллегия руководила деятельностью коллегий обвинителей при рево­люционных трибуналах.