Экономические факторы: высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов; дисфункции социально-экономических институтов; общее ослабление государства и его неспособность обеспечивать регулирование экономики; макроэкономические диспропорции, значительный государственный сектор экономики, неэффективная налоговая политика и другие важные факторы.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, я попытаюсь в своей дипломной работе раскрыть понятие «фальшивомонетничества» и найти наиболее оптимальные методы борьбы с ней.
глава 1. История и предпосылки возникновения фальшивомонетничества
Подделка платежных средств восходит к эпохе, когда в обращении еще не было денежных знаков, а в их качестве выступали немонетизированные (не оформленные в виде монет) куски золота и серебра, орудия и продукты труда. Например, древние мексиканцы разрезали стручки какао, вынимали бобы, которыми определялась ценность продукта. Затем, подложив в стручки какой-нибудь другой — бросовый — наполнитель, мошенники склеивали их и выдавали за полноценные экземпляры природной сокровищницы. Эволюция денежных знаков всегда сопровождалась их подделкой, при этом фальшивомонетчики быстро находили самые изощренные способы к извлечению для себя "прибыли". Значительное распространение фальшивомонетничество получило в VI в. до н. э.[1] В Древней Греции при этом урон, наносимый денежному обращению, был столь велик, что против злоумышленников стали приниматься самые строгие меры. Согласно знаменитым законам Солона за фальшивомонетничество полагалась смертная казнь. По закону Хаммурапи, вавилонского царя, правившего в 1792—1750 гг. до н. э., подделыватель денег также предавался смерти.
Одним из древнейших из дошедших до нас государственных актов о преследовании денежных фальсификаторов считается изданный в IV в. до н. э. императором Корнелием закон о подделке монет. Этот римский закон был милостив к преступникам и предусматривал лишь изгнание из отечества тех, кого уличали в примешивании в золото посторонних малоценных веществ и подделке серебряной монеты. Перечисленные в римских законах Суллы виды преступлений, связанных с подделкой денег (самовольная чеканка монет полноценного достоинства; порча настоящей монеты — отскабливание ее частей; порча посредством едких веществ — отделение примеси от золота; подмешивание в золото посторонних примесей; чеканка фальшивой серебряной монеты), свидетельствуют о достаточно высоком технологическом уровне фальшивомонетничества того периода.
Несколько позднее, в период укрепления монополии императорской власти на чеканку монет, денежное фальсификаторство стало преследоваться по римскому праву как государственное преступление. Это дерзновенное оскорбление императора наказывалось смертной казнью: фальшивомонетчиков сжигали, отдавали на растерзание диким зверям.
Действовавший на территории Беларуси Статут Великого княжества литовского 1588 г., один из самых демократических законов XVI в., также предусматривал наказание указанной категории преступников посредством лишения жизни: "Теж хто бы монету нашу фальшовал, переправовал и обрезывал, так теж мынцары наши, которые золото, серебро и иншую материю, належачую и прислухаючую у мынцы фальшовали бы, зливали и мешали ку пожитку своему а ку шкоде речи посполитое, а то бы се на них досветчоно, тые мають быти на горле огнем караны без милосердья" (разд. 1, арт. 17 Статута ВКЛ 1588 г.).
Фальшивомонетничество зародилось вслед за чеканкой денег из драгоценных металлов. Впервые такие деньги появились в 670 году до новой эры в малоазийском государстве Лидия. Там же зародилось и фальшивомонетничество, которое одновременно с чеканкой монет широкое распространение получило во всем мире.
Фальшивомонетничество в начале своей истории[2] означало противозаконную чеканку или литье монет преступниками из сплавов с уменьшенным содержанием драгоценных металлов (золота, серебра, платины) или уменьшение массы законно отчеканенных монет. Соответственно первой мерой борьбы с изготовлением фальшивок была проверка установленных государством массы монет и содержания в них доли драгоценных металлов.
Древнее малоазийское государство Лидия вошло в историю не только как пионер монетного дела, но и как первооткрыватель так называемого «лидийского камня», которым зачастую и поныне пользуются для определения пробы драгоценного металла. Делают это так: по бруску мелкозернистого сланца проводят монетой черту и сравнивают ее цвет с цветом черты, проведенной монетой-эталоном. Деньги, выполняя роль всеобщего[3] эквивалента стоимости всех других товаров, обмениваются на любой из них, поэтому вполне понятно желание людей получать денежные знаки в большом количестве, иногда - разнообразными противозаконными способами.
Известно, что практически все предметы материального мира могут быть скопированы с высокой степенью точности. Многие из них используются для мошеннических действий, выражающихся в обмане или злоупотреблении доверием. Впервые в мировой истории упоминание об ответственности за фальшивомонетничество в виде смертной казни обнаруживается в законах Солона (VI в. до н. э.), в период экономического упадка Африканского государства. В Древнем Риме фальшивомонетчиков сжигали или отдавали на растерзание львам. Рабы, доносившие на них, обретали свободу, становились полноправными гражданами, их до конца жизни освобождали от налогов.
§1. Античные фальшивомонетчики
Судьба мелких фальшивомонетчиков с незапамятных времен была незавидной. Попадая в руки правосудия, они подвергались нечеловеческим пыткам и казням, хотя их на эту стезю, как правило, толкала жизнь, так как они не видели другого способа поддержать свое существование. При этом не только ни один король или император, но даже большой или мелкий феодал ни разу не подвергся наказанию за подобные правонарушения. Хотя, в той же «Священной Римской империи германских наций», папа римский каждому фальшивомонетчику грозил отлучением от церкви за нарушение монетных правил.
Одно из старейших официальных свидетельств частного фальшивомонетничества и его наказания - плита белого мрамора, обнаруженная в 1878 году среди развалин древнего города Дима, расположенного на северо-западе Пелопоннеского полуострова, на берегу сегодняшнего Патрасского залива. Трагедия, о которой повествует полустертая временем надпись, произошла в эти годы. Речь в ней идет о смертном приговоре шести фальшивомонетчикам. Судя по всему, фальшивомонетничество в это время в Диме было весьма распространенным ремеслом. Пункт обвинения о том, что кузнец по золоту и его соучастники посягнули на священное имущество, свидетельствует, что злоумышленники похитили медь из храма. Хотя вполне вероятна и другая версия: жрец храма мог быть и первым лицом в официальной чеканке монет и храм извлекал из этого пользу. В этом случае фальшивомонетчики посягнули на доходы храма.
Документы, подобные мраморной плите в Диме, чрезвычайно редки. Судебные приговоры в древнегреческих полисах «оглашались» в камне и выставлялись для всеобщего обозрения, как правило, лишь в тех случаях, когда преступнику удавалось уйти от правосудия. Это были своего рода объявления о розыске.
Как это не парадоксально, но знаменитый философ самоограничения Диоген Синопский[4] (412-323г. г. до н. э.) тоже был фальшивомонетчиком. Согласно легенде, отец Диогена был ростовщиком и менялой в Синопе, он и привлек сына к изготовлению «легких» монет.
Мало что известно о фальшивомонетчиках - частниках античности, до нас дошли лишь изготовленные ими изделия. Но и в этом случае чрезвычайно трудно выяснить, не были ли они изготовлены «по высочайшему повелению».
Первые монеты во многих странах были только одного номинала и чеканились из сплава серебра и золота. Истории известны многочисленные случаи, когда города, выплачивавшие дань правителю, даже целые страны, выплачивавшие контрибуцию, весьма быстро приходили к пониманию того, что на ухудшении сплава можно сэкономить очень много драгоценного металла, а значит и денег. Для того, чтобы прекратить подобные проказы или, по крайней мере, затруднить их осуществление, правители (короли, императоры) разных стран принимали решения чеканить раздельно золотые и серебряные монеты, закрепляя при этом за собой еще и исключительное право на их чеканку. Одним из первых на подобную меру решился король Крез[5] (правивший в 560-547гг. до н. э.), благодаря чему смог собрать несметные богатства, а имя его в истории стало нарицательным.
Однако, с захватом империи Креза персами, чеканка монет на долгое время была прервана и только в VI веке до н. э. монетное хозяйство было воспринято персами и греками, и ими начинается чеканка своих собственных денег. Однако они не учли опыта Креза и первоначально почти каждая местность в этих странах чеканила свои собственные деньги и, как правило, одного номинала, что рано или поздно приводило к экономическому кризису. Так в Афинском государстве, чтобы преодолеть экономический и политический кризис, Солон (640-560 гг. до н. э.) вводит единые аттийские деньги (эвбейские монеты), и, чтобы закрепить это положение, Солон в своих законах требует смертной казни за фальшивомонетничество различного рода.
Законы издаются государством, являющимся субъектом права чеканки монет. Поэтому законы Солона, как и законы всех последующих властителей, должны были следовать принципу: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку». То, что под страхом самого ужасного наказания было запрещено простому подданному, служило властителям средством пополнения собственной казны, финансирования войн и т. п.