Смекни!
smekni.com

Незаконная охота 2 (стр. 4 из 5)

Перечень птиц и зверей, охота на которых запрещена, содержится в нормативно-правовых актах. В отношении них действует презумпция известности лицу, занимающемуся охотой.

Местом совершения преступления для квалификации незаконной охоты по п. «г» ч. 1 ст. 258 УК являются территории заповедника, заказника либо зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации.

Преступление, предусмотренное ст. 258 УК считается оконченным с момента начала добычи, выслеживания, преследования животных, независимо от того были ли фактически они добыты. Преступления же, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба[29].

Незаконная охота может совершаться только умышлено. Чаще всего преступление совершается с прямым умыслом, а косвенный умысел возможен в случае причинения крупного ущерба. Браконьер сознает, что занимается охотой с нарушением установленных правил и сознательно идет на это. Незаконная охота, допущенная по неосторожности, влечет за собой административную ответственность (например, охотник с путевкой на право охоты в определенном хозяйстве непреднамеренно добыл зверя в другом хозяйстве или превысил норму отстрела дичи, убив одним выстрелом нескольких птиц).

Факультативными признаками субъективной стороны незаконной охоты являются цель (добыча диких животных, с последующим использованием их мяса, шкур, пуха и т.п., а также активное проведение отдыха) и мотив (корыстные побуждения в - 55 % и охотничий азарт в - 40 % случаев от общей мотивации браконьерства)[30].

Обычно незаконная охота совершается для того, чтобы завладеть дичью и использовать ее для собственной выгоды. Встречаются, однако, случаи браконьерства, когда убийство животного совершается в состоянии охотничьего «азарта» — просто ради острых ощущений. В таких случаях виновный также привлекается по статье за незаконную охоту.

Если же бессмысленное уничтожение животных совершается из хулиганских побуждений, то преступники привлекаются уже по статье за хулиганство.

Субъектом браконьерства является вменяемое, физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 летнего возраста. Кроме того, в ч. 2 ст. 258 УК говорится о специальном субъекте - лице, использующем свое служебное положение.

2.2. Квалифицирующие признаки незаконной охоты

В ч. 2 ст. 258 УК РФ содержатся два квалифицирующих признака: то же деяние, совершённое лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Для привлечения к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 258 УК достаточно хотя бы одного из названых признаков.

Признаками использования служебного положения в процессе незаконной охоты являются: использование лицом своих должностных или служебных полномочий; форменной одежды и атрибутики; служебных удостоверений или оружия; транспортных средств (водных и воздушных судов); сведений, которыми лицо в связи со своим положением при подготовке или совершении браконьерства[31].

В то же время следует иметь в виду, что если виновный, хотя и является должностным лицом либо обладает иными служебными полномочиями, но не использует их при совершении преступления, то его действия нельзя квалифицировать по рассматриваемому признаку, т.е. для вменения виновному данного квалифицирующего признака необходимо, чтобы лицо осознавало то обстоятельство, что оно использует своё служебное положение для облегчения совершения преступления и желало этого.

Особую опасность представляет собой групповое браконьерство. В таких случаях браконьеры распределяют роли между собой, договариваются об орудиях и способах проведения незаконной охоты, и способах сокрытия последствий. К ответственности в таких случаях привлекаются не только те, кто непосредственно добывал диких животных, либо оказывал этому содействие, но и те, кто заранее обещал скрыть следы преступления. К ответственности привлекаются те, кто заранее договаривался о приобретении добычи или ее части (мяса, шкур и пр.), зная, что она будет добыта браконьерским способом. Виновными признаются также те, кто систематически приобретал продукцию, добытую преступным путем у одного и того же браконьера, так как своими действиями эти сообщники давали возможность браконьеру рассчитывать на ее сбыт. Такие лица считаются соучастниками преступления, как посредники.

Если лицо не договаривается с заранее идущим на нарушение о пособничестве в сокрытии последствий браконьерства, но получает часть продукции, зная, что она добыта незаконно, то тогда оно привлекается за приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем (часть 1 статьи 175 УК РФ).

Групповой характер браконьерства может выражаться: а) в совершении незаконной охоты группой лиц по предварительному сговору (членов такой преступной группы объединяет договорённость на совершение одного или нескольких преступлений, группа носит неустойчивый характер); б) в совершении незаконной охоты организованной группой лиц, т.е. устойчивой группой, сформированной на продолжительный период времени (либо для совершения одного, но тщательно планируемого преступления). Кроме этого эта группа характеризуется стабильностью состава, постоянством форм и методов преступной деятельности, согласованностью действий и т.п.

3. Разграничение незаконной охоты со смежными составами преступлений и административным правонарушением.

Незаконное занятие рыбным, звериным и дру­гими водными добывающими промыслами (статья 256 УК РФ) иногда бывает нелегко отличить от незаконной охоты (статья 258 УК РФ). Эти преступления от­личаются друг от друга по предмету посягательства. К предмету незаконной охоты относятся пушные во­доплавающие звери: выдра, ондатра, речной бобр, ну­трия, выхухоль, а также белый медведь, которые живут на суше и в воде, и к числу водных млекопитаю­щих не относятся

Судам при рассмотрении дел необходимо разграничивать преступления по предмету посягательства при незаконной охоте и незаконной добыче водных животных, поскольку в обоих случаях добываются животные, которые обитают как на суше, так и в водоемах. Поэтому действия виновных, связанные с незаконной добычей водоплавающих пушных зверей (нутрия, выдра, речной бобр, ондатра и др.), которые водными животными не являются, а также водоплавающей птицы, подлежат квалификации по ст. 258 УК, а не по ст. 256 УК, как это иногда бывает на практике.

Так же незаконную охоту следует отличать от статьи 245 УК РФ жестокого обращения с животными. Так и в том и в другом случае предметом являются животные. Только по статье 245 УК РФ добавляется и домашние животные. Но по статье 258 УК РФ объектом преступления является общественные отношения по сохранению и рациональному использованию объектов животного мира, то объектом преступления являются общественная нравственность и отношения в области содержания животных[32].

Так же различия можно найти и объективной стороне. Объективная сторона незаконной охоты нарушения правил охоты в следствии которых наступили последствия в виде крупного ущерба или при производстве определенных действий например: с применением механического транспортного средства или воздушного судна, либо в отношении птиц и зверей охота в отношении которых полностью запрещена или охота на территории заповедников или заказников. Охотой признается выслеживание с целью добычи либо сама добыча диких зверей и птиц. А объективная сторона статьи 245 УК РФ «жестокое обращения с животными» выражается в жестоком обращении с животными, под которым понимается их систематическое избиение, оставление без пищи и воды на длительное время, использование для ненаучных опытов, причинение неоправданных страданий при научных опытах, мучительный способ умерщвления, использование в различных схватках, натравливание их друг на друга, охота негуманными способами и т.п. Последствия таких действий - увечье или смерть животных. Садистские методы означают мучительные способы обращения с животными, причиняющие им особые страдания (мучительное умерщвление или членовредительство, пытки, сожжение живым, удушение, истязание и т.п.). Преступление признается совершенным в присутствии малолетних, если оно совершено в присутствии лиц, не достигших 14-летнего возраста.

При отграничении незаконной охоты от смежных составов преступлений (ст. ст. 158, 256, 262 УК РФ) и административного проступка надлежит учитывать, что:

а) хищением следует признавать завладение дикими животными, находящимися в вольерах, питомниках, силках и пр.;

б) незаконной добычей водных животных является добывание водных биоресурсов (рыба, водные млекопитающие и др.);

в) нарушение режима особо охраняемых территорий (ст. 262 УК) будет в случае незаконной добычи диких животных в границах указанных территорий (кроме заповедника и заказника), если такие действия не содержат признаков преступления, предусмотренного ст. 258 УК. Если же незаконная добыча диких животных производится при наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 258 УК (за исключением охоты на территории заповедника и заказника), то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности ст. 258 и 262 УК;

г) разграничение уголовной и административной ответственности следует проводить по признакам преступления, предусмотренного ст. 258 УК. Для этого необходимо выяснять все обстоятельства, характеризующие конкретное правонарушение, а именно последствия, орудия, способы, место незаконной охоты и т.п[33].

Однако ввиду конкуренции норм административного и уголовного законодательства (ст. 8.35. КоАП РФ и п. «в» ч. 1 ст. 258 УК) предлагается в целях её устранения исключить из диспозиции ст. 8.35. КоАП РФ действия, направленные на уничтожение и незаконное добывание животных, занесённых в Красную книгу РФ, которые с учётом повышенной степени общественной опасности должны влечь уголовную ответственность.