С учетом быстрой утомляемости несовершеннолетних, особенно малолетних, их допрос целесообразно сопровождать перерывами для отдыха и проводить в течение непродолжительного времени по согласованию с участвующими в допросе педагогом, законным представителем. Например, как отмечают Порубов Н.И., Усманов У. А., продолжительность допроса несовершеннолетнего старшего школьного возраста не должна превышать одного часа, при этом в случае необходимости следует сделать перерыв2.
Думается правильным применять в данном случае положения ст.425 УПК РФ («Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого») по аналогии к несовершеннолетним свидетелям и потерпевшим. В этом случае допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день.
Практика показывает, что продолжительность допросов несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) колеблется от 20 до 40 минут. Но бывает, что длительность допроса продолжается более
1Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. / Отв. ред. Лупинская П.А. - М.: Юристъ, 2003. - С.400.
2Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие. / Отв. ред. Порубов Н.И. - М.: Изд. БЕК, 1998. С. 152.
полутора часов, без перерыва для отдыха. Прямого нарушения УПК РФ в этом нет, но следователю нужно учитывать утомляемость допрашиваемого.
Рассматривая данный вопрос, Скичко О.Ю. предлагает дополнение в статью 191 УПК «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» следующим положением: «Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день»1. Именно по аналогии со ст.425 УПК РФ.
По аналогии с порядком вызова на допрос несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) несовершеннолетние свидетели, потерпевшие вызываются через своих родителей или других законных представителей (ст.424 УПК).
Мельникова Э.Б. полагает, что в п. 12 ст. 5 УПК, где раскрывается понятие «законные представители», необходимо внести дополнение о том, что законный представитель возможен не только у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, но и у несовершеннолетнего свидетеля, поскольку сам Кодекс (в ст. 191) предусматривает участие законных представителей в допросе несовершеннолетних потерпевших или свидетелей в ходе предварительной следствия2.
1 Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: автореф. дисс. канд.юрид.наук./ Скичко О.Ю. - Саратов, 2005. – с.39.
2 Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии./ Мельникова Э.Б. - М.: Дело. 2001. - С.86.
При допросе свидетелей и потерпевших в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и при допросе названных лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, вызывается педагог (ч.1 ст. 191). Участие педагога, родителей и других законных представителей или близких родственников в допросе несовершеннолетних в большинстве случаев помогает
установить контакт с допрашиваемым, получить от них более полные и
объективные показания, более точно зафиксировать сведения в протоколе.
Вместе с тем следует отметить, что на практике ситуация с соблюдением в ходе допроса данной нормы уголовно-процессуального закона и обеспечением прав допрашиваемых далека от идеальной. Скичко О.Ю. называет ряд многочисленных процессуальных нарушений в ходе рассматриваемого следственного действия, выявленных при изучении материалов дел. Например, записи в протоколах, свидетельствующие об участии педагога в допросе свидетелей и потерпевших, не достигших 14 лет, содержали лишь 2 из 120 изученных уголовных дел. По результатам же анкетирования сотрудников правоохранительных органов, проведенного диссертантом, вырисовывается иная картина: 42,7% заявили, что всегда приглашают педагога и законного представителя на допрос несовершеннолетних, 18,7% открыто признались, что педагога вообще не приглашают, но законный представитель присутствует всегда1.
К сожалению, Закон не в полной мере раскрыл процессуальное положение педагога, в связи, с чем возникают вопросы о процессуальной природе педагога - специалист или это самостоятельная процессуальная фигура.
1Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: автореф. дисс. канд.юрид.наук./ Скичко О.Ю. - Саратов, 2005. – с. 56.Порубов Н.И., как сторонник первой позиции (педагог - специалист), отмечает, уголовно - процессуальный закон не регламентирует обязанности и права педагога, участвующего в допросе несовершеннолетнего. Педагог призывается к участию в допросе именно как лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии1.
Матвеев С.В. в своей диссертации также обосновывает вывод о том, что по своему процессуальному статусу психолог, педагог в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних является специалистом. «Между тем, - пишет Матвеев СВ., - по действующему уголовно-процессуальному законодательству права психолога, педагога уже, чем специалиста. Поэтому предлагается дополнить ст. 5 УПК положением о том, психолог, педагог - это лица, владеющие специальными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, отражающими современный уровень развития науки и практики, оказывающие содействие следственным и судебным органам в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, обладающие процессуальным статусом специалиста, предусмотренного статьей 58 УПК РФ»2.
Законодатель сам презюмирует что педагог — это именно специалист, а не иной участник процесса. Тогда остается неясным употребление законодателем термина «педагог», если его деятельность рассматривается как частный случай участия специалиста в процессе, а не «специалист в области возрастной или педагогической психологии». И еще один момент - зачем закон в ч.5 ст.425 УПК «Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого» отдельно регламентирует права педагога, а не делает ссылку на ч.З ст. 58 УПК
1 Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве.– Минск: Изд. Рассвет, 1973, - С.67.2Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании. – М.: Изд. Юрист, 2003. – С.60.
«Специалист», таким образом, дублируя норму. Почему в таком случае и в статье 191 УПК не прописать права?
При описании анкетных данных наряду со сведениями, указанными в статье 166 УПК «Протокол следственного действия», в протоколе допроса несовершеннолетнего также должна быть сделана запись о том, с кем он проживает, на чьем иждивении находиться.
Если свидетели и потерпевшие не достигли шестнадцатилетнего возраста, следователь согласно ч.2 ст. 191 обращает их внимание на необходимость правдиво рассказать все известное им по уголовному делу, предварительно разъяснив указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальные права, предусмотренные ст.42 «Потерпевший» и ст.56 «Свидетель». Однако они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Перед началом допроса присутствующим при этом педагогу, законным представителям несовершеннолетнего разъясняются их права, предусмотренные ст.ст.425 и 426 УПК, в том числе право присутствовать на допросе, знакомиться с протоколом допроса и делать замечания, подлежащие занесению в протокол. По окончании допроса они своей подписью подтверждают правильность записи показаний несовершеннолетнего, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса заявления, а
также имеющиеся замечания к протоколу (ст. 166 УПК).
Участникам допроса разъясняется перед его началом, что наводящие вопросы, а равно вопросы, которые могут негативно повлиять на воспитание несовершеннолетнего, не допускаются. Одновременно выясняются их соображения об особенностях психологии допрашиваемого. Специальные термины должны разъясняться следователем в понятных для допрашиваемого выражениях.
Необходимо иметь в виду, что малолетние точно фиксируют многие детали, но в то же время не всегда могут передать общую картину события, если она выходит за рамки их интересов и представлений.
Постановка отдельных вопросов может быть поручена педагогу, родителям в присутствии следователя.
Для правильной оценки их показаний целесообразно фиксировать последовательность и содержание заданных вопросов, использовать аудио- или видеозапись, о чем также будет более подробно рассмотрено в Разделе 3 Главы 3 «Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних потерпевших и свидетелей».
По окончании допроса составляется протокол с соблюдением требований ст. 190 УПК «Протокол допроса», в котором несовершеннолетний потерпевший, свидетель, а также присутствовавшие при допросе лица и следователь своими подписями удостоверяют правильность записи показаний.
Форма протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) приведена в Приложении 112 «Протокол допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля)» к ст. 476 УПК.