Какие именно тактические приемы применимы при допросе
несовершеннолетних свидетелей и потерпевших будет рассмотрено ниже, так как представляется более целесообразным остановиться на вопросе характеристики данных лиц.
Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, их психики, характера восприятия происходящих событий, от их отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняемому. Такой подход дает возможность с учетом полноты и правдивости их показаний выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей:
- очевидцы и иные добросовестные свидетели;
- потерпевшие;
- подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого;
- подростки из числа соучастников, дело о которых прекращено в связи с не
достижением возраста уголовной ответственности;
- малолетние свидетели.
При разработке тактики допроса отдельных групп несовершеннолетних свидетелей особое внимание обращается на выявление некоторых психических свойств подростков, их индивидуальные качества, которые играют доминирующую роль в формировании их показаний и определяют позицию несовершеннолетнего при допросе.
Первая группа несовершеннолетних свидетелей - очевидцы преступления или лица, случайно ставшие свидетелями каких-либо событий, связанных с совершенным преступлением. Обычно они дают правдивые показания, но допрашивать их нужно как можно раньше. На полноте и точности восприятия этих свидетелей отражаются и такие сопутствующие обстоятельства, которые могут быть источником внушения (разговор окружающих о происшедшем).
На правильность и полноту показаний добросовестных свидетелей могут влиять так называемые объективные (условия восприятия) и субъективные (эмоциональное состояние несовершеннолетнего) факторы, которые тоже надо учитывать. Могут возникнуть трудности в связи с тем, что с момента
восприятия события прошло значительное время и свидетель ввиду непроизвольности сохранения в памяти воспринятого испытывает трудности при воспроизведении.
В таких случаях целесообразно принять меры к «оживлению памяти». Усманов У.А. предлагает использовать для этого допрос на месте происшествия, допрос с использованием ассоциативных связей, повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств1. Применение в данной ситуации предъявления доказательств, как основного тактического приема допроса, по мнению Питерцева С.К. и Степанова А.А., будет уместным, потому как следователь, скорее всего, добьется того результата, к которому стремился2.
Несовершеннолетние потерпевшие так же, как и другие добросовестные свидетели, как правило, искренне стараются помочь следователю в раскрытии преступления. Допрос несовершеннолетних потерпевших производится по тем же правилам и с использованием тех же тактических приемов, которые применяются при допросе несовершеннолетних свидетелей. Вместе с тем при разработке тактического плана допроса потерпевших нельзя не учитывать того, что:
- они заинтересованы в исходе дела;
- эмоция страха способствует тому, что пережитая опасность нередко
преувеличивается;
- усилия потерпевшего в момент наблюдения были направлены не на
восприятие происходящего, а на защиту от происходящего;
- ряд деталей события, а то и сам его факт травмируют психику потерпевшего
или унижают его достоинство, что может привести к позиции умалчивания
события преступления или его отдельных деталей;
2Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. СПб, 2001. С. 49.
- на потерпевшего часто пытаются воздействовать, чтобы он простил
виновного;
- малолетние потерпевшие нередко не осознают того, что с ними происходило
при совершении преступления.
При допросе потерпевшего необходимо выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с обвиняемым до, во время и после совершения преступления. От потерпевшего следователь получает наиболее криминалистически значимую информацию - где, когда, каким образом, какими орудиями и средствами совершено преступление, кто его совершил и кто к нему причастен, каковы возможные источники криминалистической информации.
Взаимодействие следователя с несовершеннолетним должно строиться с учетом состояния потерпевшего как лица пострадавшего, перенесшего психическую травму, ищущего защиты у правосудия. Малейшая невнимательность, подозрительность следователя остро переживается потерпевшим, усиливает его отрицательно эмоциональное состояние.
Задача следователя - максимально успокоить несовершеннолетнего потерпевшего, заверить его в том, что преступление будет тщательно, объективно и полно расследовано. Необходимо нейтрализовать возможную гиперактивность потерпевшего, его суетливость, «скачки мыслей». Часто возникает необходимость проведения повторных допросов.
Брызгалова Э.Д. предлагает рассмотреть некоторые типичные следственные ситуации, обусловливающих специфику подготовки и тактики допроса потерпевших, и попыталась дать их. классификацию по различным основаниям1.
1Брызгалова Э.Д. Влияние типичных следственных ситуаций на тактику допроса потерпевших // Уголовно - процессуальные и криминалистические проблемы предварительного расследования и судебного разбирательства: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1974, С. 128Первая следственная ситуация связана с участием или неучастием
потерпевшего в происшествии. В первом случае следователь получает от потерпевшего большой объем информации об обстоятельствах дела, чем во втором. В тех случаях, когда потерпевший не был участником происшествия, следователь при допросе особое внимание должен уделять предположениям и догадкам допрашиваемого о личности виновного и времени совершения преступления.
В отношении потерпевших этой группы следователь чаще заранее планирует повторный допрос, который, предполагается, будет вполне оправдан. Вторая следственная ситуация зависит от того, является ли сам потерпевший непосредственным объектом преступного посягательства (покушение на убийство, разбой и т.д.), либо таким объектом было только его имущество (кража, мошенничество и др.). Эта ситуация тесно связана с первой, но лишь частично совпадает с ней, а поэтому имеет право на самостоятельное существование. Так, по делам о мошенничестве потерпевший является участником происшествия, но непосредственный объект посягательства при этом - его имущество.
Когда потерпевший сам был непосредственным объектом посягательства, действия преступника почти всегда сопряжены с применением физического или психического насилия, носят особо дерзкий характер, резко травмируют психику жертвы, причиняют ей страдания и боль. Эти факторы, вызывая чувство страха, растерянности и нервное потрясение, отрицательно влияют на восприятие и запоминание происходящего, искажают оценки и характеристики важных для дела обстоятельств. Следователь при этом должен проявлять особый такт и внимательность по отношению к потерпевшим этой группы, принимать меры к нейтрализации отрицательных эмоциональных последствий нападения.
Третья следственная ситуация обусловлена характером связей и взаимоотношений между потерпевшим и виновным. Потерпевшие опрашиваются уже после того, как успели продумать происшедшее, определить
свою позицию, а иногда (в частности, несовершеннолетние потерпевшие) и
подвергнуться постороннему влиянию. Поэтому следователь выясняет характер взаимоотношений потерпевшего с другими участниками процесса. С помощью информации об этих важных обстоятельствах он выстраивает тактику допроса потерпевшего, максимально используя благоприятные для него факторы и в то же время уточняющими, детализирующими вопросами устранить искажающее влияние личных мотивов.
Четвертая следственная ситуация определяется поведением и характером действий потерпевшего в момент совершения преступления. Особое значение для выбора тактики допроса имеет так называемое «неблаговидное» поведение потерпевшего, которое в ряде случаев приводит к причинению ему вреда. Такие потерпевшие часто дают заведомо ложные показания из боязни скомпрометировать себя и желания скрыть свои ненадлежащие, противоправные действия. В их показаниях много пробелов, проговорок, неточностей, устранить которые можно такими тактическими приемами, как сопоставление, контроль и напоминание.
Пятая следственная ситуация, о которой упоминает Брызгалова Э.Д., обусловлена периодом времени, прошедшим с момента совершения преступления. В случае поступления заявления сразу после совершения преступного деяния следователь может ограничиться кратким допросом или получить лишь устную информацию по интересующим его обстоятельствам (опрос) с тем, чтобы немедленно организовать осмотр места происшествия, преследование и задержание преступников, обыск и другие неотложные следственные действия и оперативно - розыскные мероприятия. Подробный допрос потерпевшего может быть отложен и проведен позднее. Разумеется, если с момента преступления прошло более или менее значительное время, то допрос потерпевшего должен быть проведен немедленно.
Предложенная Брызгаловой Э.Д. классификация следственных ситуаций при допросах потерпевших, по ее мнению, не полная и носит незавершенный вид. Представляется, что автором выбраны наиболее типичные, чаще всего
встречающиеся ситуации и кратко рассмотрены связанные с ними
особенности тактики допроса. Рассмотренные ситуации могут быть применены и к допросу несовершеннолетних потерпевших.