Профессионалы - исполнители имеют специальные знания и навыки обращения с оружием , чаще огнестрельным . Профессиональные навыки обращения с оружием и применения их по назначению большая часть убийц - профессионалов получила в ходе боевых операций в Афганистане , Карабахе , Чечне , Абхазии , Таджикистане и других так называемых горячих точках страны и за ее пределами . Другая их часть приобрела такие навыки во время работы в специальных подразделениях правоохранительных органов , где , помимо прочего , осуществляется и специальная психологическая подготовка будущих профессионалов . Третья категория относится к спортсменам стрелковых видов оружия , нередко высокого класса. Наконец , четвертую категорию составляют представители криминалитета , которые прошли криминальную школу жизни и совершали убийства по приказу .[80]
Нередко уволенные в запас молодые люди не могут найти себе место в мирной жизни и рекрутируются в различные криминальные группировки , имея опыт насильственного поведения , приобретенный во время службы в армии . Ранее это негативное явление называли «афганским» , а в последнее время - «чеченским» синдромом .[81]
Бывшие сотрудники спецслужб , вовлеченные в организованную преступную деятельность , представляют собой еще большую опасность . Помимо умения пользоваться оружием, они обладают знаниями , приобретенными в ходе несения службы. Познания в области коммуникаций , взрывного дела , психологии и других сферах делают таких специалистов весьма опасными .
Омоложение корыстных преступников - явный показатель социальной дезориентации части молодежи . Неформальные молодежные объединения приняли устойчивый характер . К сожалению , довольно часто такие объединения связаны с криминальным миром . Например , всем известные «казанские моталки» и «люберецкие качки»[82].
Воспитание в духе неуважения к закону и правоохранительным органам , воздействие старших товарищей , легкие деньги - все это приводит к восприятию молодежью преступного пути поведения как единственно верного . Таким образом , создается система ценностей , в которой умерщвление «чужака» считается естественным , а решение о том кого конкретно необходимо убить принимает вышестоящий .
Именно исполнители - профессионалы вносят львиную долю в список жертв серийных убийств . К серийным на практике относят убийства , когда два и более таких преступления совершены одним и тем же лицом . По различным совпадающим признакам серийные можно разделить на следующие группы : убийства из корыстных побуждений , в том числе совершенные в процессе нападения с целью завладения имуществом или деньгами; убийства на сексуальной почве ; убийства , жертвами которых одновременно становятся несколько человек , совершенные в результате «разборок» и иных конфликтов между преступными группировками ; убийства лиц , входящих в одну и ту же группу , в отношении которых в течение длительного времени реализуется умысел на их уничтожение ( свидетелей , наследников , конкурентов) ; убийства наемными убийцами , превратившими это занятие в преступную профессию.[83] Существенным фактором для объединения убийств в «серию» является так называемая «подпись» - один из элементов преступного почерка . Это то , что преступник делает сверх необходимого для убийства , своего рода «визитка». Зачастую они служат для демонстрации преступником своей безнаказанности и презрения к правоохранительным органам . Установление таких «мелочей» имеет первостепенное практическое значение .
7 апреля 1998 в развалинах заброшенной радиолокационной станции на сопке Саман в городе Владивостоке был обнаружен труп Евгения Стакина - профессионального наемного убийцы , на счету которого несколько убийств по всей России .[84]
Криминологи , изучающие проблему убийств по найму , полагают , что в России в настоящее время складываются подходящие условия для возникновения преступных организаций, подобных «Murder Corporated» - «корпорация убийств» 30 - х годов , которые появились в то время в США . За десять лет своего кровавого промысла названная корпорация совершила - лишь по официальным данным - около тысячи заказных убийств .[85]
СМИ уделили много внимания фирме «Атолл» , являвшейся охранным подразделением корпорации «одного влиятельного господина». В функции сотрудников которой входило , помимо охранных , устранение неугодных «хозяину» - функция «чистки» .
Оснащенности и профессионализму сотрудников «Атолла» могут позавидовать многие государственные спецслужбы . Подслушивающие и сканирующие устройства , радиоаппаратура всеволнового диапазона , новейшие образцы стрелкового оружия - вот неполный перечень стоявшей на использовании техники . И хотя речь не шла о приеме заказов от неограниченного числа лиц , до создания «корпорации убийств» оставался только один шаг .
С большой тревогой , приходится делать вывод о том , что в нашей стране устойчиво существует новая преступная специализация - наемный убийца . Число лиц и преступных сообществ , оказывающих подобные услуги , продолжает расти . Абсолютный рост числа наемных убийств , из которых раскрываются в основном совершаемые на лично - бытовой почве , говорит о неспособности государства обеспечить гражданам достаточный уровень охраны жизни .
§ 4 . Субъективная сторона.
Субъективная сторона убийства по найму характеризуется умышленной формой вины , вид умысла при этом всегда будет прямым . Лицо осознает , что совершает деяние ( действие или бездействие ) , опасное для жизни другого человека , предвидит возможность или неизбежность смерти потерпевшего и желает либо сознательно допускает наступление смерти .
Как известно , ст. 36 УК РФ ( эксцесс исполнителя ) предусматривает , что совершение исполнителем преступления , не охватывающегося умыслом других соучастников, не влечет для них уголовного преследования . По делам об убийстве при этой ситуации исполнитель совершает действия , выходящие за пределы предварительного сговора соучастников , или не совершает всех ранее обусловленных действий . Как уже говорилось выше , жертвами убийств по найму помимо самих «виновников» зачастую становятся сопровождающие их и случайные лица . Убийство же телохранителей становится просто необходимым . В таком случае можно говорить об инкриминировании исполнителю п. «б» ( убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга ) и п. «к» ( убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение ) . Но и сам наниматель несомненно предвидит возможность смерти других потерпевших , не желает , но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично . Выходит , что умысел заказчика может носить косвенный характер . Это не совсем так . Если убийство других лиц каким - либо образом оговаривается между заказчиком и исполнителем ( это может быть условие о дополнительной плате за каждую жизнь ) , то , по - моему мнению , ни о каком косвенном умысле речи не идет , так как разделять жертвы на «избранную» и «сопутствующую» не верно, такое преступление следует рассматривать единым комплексом . И безразличность к судьбе других потерпевших со стороны заказчика на самом деле отсутствует . Случайный характер носит возможность появления таких сопутствующих лиц . В случае их нахождения рядом с жертвой , их смерть охватывается прямым умыслом преступников . Если же судьба сопровождающих лиц никак не оговаривается , то всякий раз следует выяснять насколько заказчик был посвящен в возможность соответствующего поворота обстоятельств . Наличие у потерпевшего телохранителей , указание заказчиком многолюдного места для убийства и др. - эти обстоятельства могут однозначно свидетельствовать о том , что он предвидел подобный исход . И следует их рассматривать, как обстоятельства отягчающие вину заказчика .
При заблуждении исполнителя относительно личности жертвы ( ошибка в личности потерпевшего ) преступление следует рассматривать как оконченное . Так , при убийстве киллером «не того лица» определяющим моментом будет выступать субъективная сторона исполнителя . Наниматель и исполнитель свой волевой момент направили на лишение жизни определенного человека . Таким образом , исполнитель совершает убийство из корыстных побуждений ( за вознаграждение ) , а наниматель выступает в роли соучастника .
По каждому делу об убийстве выяснение мотива и цели является обязательным . [86] Большинство жертв убийств по найму составляют предприниматели , за ними идут деятели преступного мира и , наконец , потерпевшие , связанные с заказчиком лично-бытовыми связями , и незначительный процент составляют представители официальных кругов и должностные лица . При этом исполнители наемного убийства не имеют , как правило , каких - либо конфликтов с жертвой и часто даже не знают ее лично . Единственным мотивом совершения убийства для них является денежное вознаграждение , обещанное заказчиком . Спектр мотивов заказчика может быть весьма широким - от политических до сугубо криминальных .
В организации убийств родственников , как ни странно , «приоритет» принадлежит женщинам . Например, коммерческий директор совместного предприятия Пономаренко проживала в однокомнатной квартире со своим мужем Юрием . Отношения между супругами испортились , и дело дошло до развода . Не желая делить совместное имущество , Пономаренко наняла за 1 тысячу долларов убийц , которые вечером подкараулили и убили возвращавшегося домой мужа .[87]