Начиная с И.Е. Энгельмана исследователи пытаются установить связь грамоты с Русской Правдой и другими памятниками XII-X V вв. Необходимо, однако, отметить, что догматическая по своему характеру буржуазная историко-юридическая мысль не смогла в полной мере проникнуть в диалектическую сущность истории права, отражающего в конечном счете процесс развития социально-экономических отношений. Буржуазные историки-юристы не смогли понять классовую природу феодального законодательства. Развитие права они по сути дела не связывали с развитием исторического процесса в целом.
Новый и наиболее плодотворный этап изучения грамоты начинается в советское время. Советские историки стремятся к комплексному изучению памятника как исторического источника, исследуя его происхождение и содержание с позиций исторического материализма. При этом особое внимание уделяется характеристике социально-экономических явлений, отраженных в грамоте. В работах М.К. Рожковой, Б.Б. Кафенгауза, Л.В. Черепнина, И.И. Полосина ставятся вопросы истории текста и структуры памятника, делаются попытки определить его последовательные редакции. И.И. Полосин и А.А. Зимин предпринимают издания грамоты с постатейным комментарием. И.Д. Мартысевич посвящает грамоте специальное историко-юридическое исследование. Вопросы уголовного права грамоты изучены М.М. Исаевым. В работе Ю.Г. Алексеева сделана попытка монографического изучения грамоты как источника по истории феодальных отношений XIV -XV вв.
В современной историографии Псковской Судной грамоты можно выделить несколько основных проблем. Одной из них является проблема датировки дошедшего до нас текста.
Непосредственные указания на время составления грамоты, а также на ее источники содержатся в заголовке памятника по Воронцовскому списку. Однако можно без преувеличения сказать, что заголовок грамоты принадлежит к числу ее самых загадочных мест. Основное противоречие в тексте заголовка - противоречие между ясным и точным указанием на пять соборов, существующих в Пскове, и таким же ясным и точным указанием на дату составления грамоты. Согласно первому указанию, грамота могла возникнуть не раньше 1462 г. (когда был создан пятый псковский собор), согласно второму - она списана в 1397 г. (6905). Противоречия заголовка по существу своему неразрешимы. Какое из указаний заголовка правильнее и почему в нем возникли такие противоречия, об этом в настоящее время сказать трудно.
Наиболее простым и естественным казалось с самого начала предположение об описке писца, пропустившего в написании года S ЦОЕ (6975=1467) предпоследнюю букву. Тогда все становится очень понятным: грамота утверждена на вече в 1467 г., когда существовали уже все пять соборов. По этому пути пошел первый издатель грамоты Н.Н. Мурзакевич, а за ним - большинство дореволюционных исследователей. Из советских историков такой точки зрения придерживалась М.К. Рожкова.
Однако предположение об ошибке писца далеко не всем казалось убедительным. Ряд дореволюционных исследователей (Н.В. Калачов, М.Ф. Владимирский-Буданов, М.А. Дьяконов) и большинство советских историков отвергают такое объяснение как искусственное и произвольное. Они считают дату 1397 г. реальной и отражающей один из этапов создания грамоты. Упоминание же пяти соборов эти исследователи рассматривают как указание на время окончательного редактирования дошедшего до нас текста. В настоящее время наиболее вероятным представляется мнение И.Д. Мартысевича о том, что последняя переработка псковского законодательства была произведена между 1462 и 1471 г., т.е. в период существования в Пскове пяти соборов.
К числу нерешенных относится и вопрос об источниках Псковской Судной грамоты. Заголовок называет три из них: Александрову грамоту, Константинову грамоту и псковские пошлины (т.е. местные обычаи). Спорным является вопрос о личности того великого князя Александра, которому заголовок приписывает составление соответствующей грамоты. Большинство дореволюционных исследователей, начиная с Н.Н. Мурзакевича, а из советских ученых - М.К. Рожкова, И.Д. Мартысевич и А.А. Зимин, принимают упомянутого Александра за тверского князя Александра Михайловича, занимавшего псковский стол с 1327 по 1337 гг. (с перерывом в полтора года). Н.В. Калачов, И.Е. Энгельман, М.Ф. Владимирский-Буданов, В.И. Сергеевич, Б.Б. Кафенгауз, Л.В. Черепнин считают автором Александровской грамоты Александра Невского. По нашему мнению, последнее предположение более вероятно.
Весьма важным и не до конца ясным является вопрос о редакциях грамоты, т.е. о последовательных этапах составления дошедшего до нас текста. С этим связан и вопрос о структуре текста грамоты.
В дореволюционной историографии преобладало мнение, что памятник образовался путем постепенной приписки новых статей к старым и что существующий порядок статей отражает историю составления текста грамоты. Наиболее последовательно эта мысль проведена в исследованиях И.Е. Энгельмана и П.Н. Мрочек-Дроздовского. Однако еще Н.Н. Мурзакевич высказал мысль (развитую впоследствии П.Е. Михайловым) о возможности перемещения листов грамоты при ее переписке: после ст. 76 (по наиболее распространенному делению) первоначально следовали ст.ст. 84-87.
Вопрос о редакциях и составных частях грамоты по-новому поставлен в советской историографии. М.К. Рожкова считает древнейшими последние двенадцать статей памятника. Весь остальной текст грамоты она делит на две части (ст.ст. 1-57 и ст.ст. 58-107), выделив ст.ст. 77-83 как вставку более позднего происхождения.
По мнению Л.В. Черепнина, «Правда» Александра Невского (ст.ст. 1, 109-120), Судебный Устав князя Александра Михайловича (ст.ст. 7-13, 20-27, 34-37, 46-50), торговый устав (ст.ст. 14-19, 28-33, 38-41, 45), а также ст.ст. 21 и 36 составили первую редакцию грамоты (1397 г.). Ко второй редакции (1417 г.) Л.В. Черепнин отнес ст.ст. 53-71, 101-107. Третья редакция (1435-1440 гг.) включала ст.ст. 72-74, 88-92, 94-100. Статьи 3-5 и 77-83 - результат переработки старого текста, сделанной в 1480-х гг.; ст.ст. 42-44, 51, 63, 75, 84-87 – отрывки какого-то цельного устава, к которому, по мнению Л.В. Черепнина, относились и статьи о смердах, изъятые в 1480-х гг.
Б.Б. Кафенгауз считает теперешний порядок статей результатом ряда позднейших редакций грамоты, а также ошибок переписчиков, имевших дело с весьма ветхим оригиналом. Решив добиться восстановления первоначального порядка статей, он предпринял полную реконструкцию существующего текста, исходя из логических и палеографических соображений. Согласно этой реконструкции, статьи грамоты располагаются в следующем порядке: 1-5, 77-83, 64-71, 6-19, 28-33, 45-50, 20-27, 34-44, 51-63, 72-76, 84-108, 109-120.
В противоположность этому И.И. Полосин поставил задачей «не переставлять с места на место ... отдельные статьи, не ломать памятника», а рассматривать грамоту как юридический сборник, построенный в принципе в прямом хронологическом порядке, хотя этот порядок зачастую нарушается «вставками» и «выписками», по которым и можно судить о последовательных редакциях памятника. По таким признакам И.И. Полосин выделил двенадцать редакций, датируя некоторые из них с точностью до одного года.
По нашему мнению, первой редакцией грамоты был Свод 1397 г., в который вошли выписки из грамоты Александра Невского и приписки псковских пошлин. Этот Свод в дальнейшем подвергался переделкам путем включения новых статей, исключения старых и систематизации текста, ввиду чего реконструкция первоначального содержания Свода едва ли возможна. Трудно также сказать, сколько раз редактировался Свод 1397 г.: содержание грамоты и другие источники не дают убедительного ответа на этот вопрос. Можно только предполагать, что одна из редакций (условно - вторая) была связана с включением в закон выписок из грамоты князя Константина, княжившего в Пскове дважды - в 1407 и 1414 гг. Эта редакция может быть датирована по ст. 107 - единственной, время записи которой можно установить довольно точно: в ней идет речь о пенязях - денежной единице, существовавшей в Пскове (по летописным данным) с 1409 по 1424 г. Можно думать, что после 1424 г. полного редактирования Свода не предпринималось: ст. 107 осталась со старым денежным счетом.
Дошедший до нас памятник можно условно назвать третьей редакцией грамоты. Она включила второй свод по ст. 108 с дополнениями, сделанными позже и еще не успевшими подвергнуться редакторской переработке и систематизированию.
К числу источников грамоты (кроме грамот Александра и Константина, конкретное содержание которых установить трудно) относятся записи действовавших в Пскове обычаев. Надо полагать, что подавляющее большинство статей грамоты относится именно к этому основному источнику. Составители грамоты проявили знакомство и с другими памятниками права.
Не говоря о Русской Правде, представляющей основу средневекового русского феодального права, им, вероятно, были известны распространенные на Руси юридические сборники - Кормчая Книга и Мерило Праведное. Знали они, по-видимому, и византийскую Эклогу, причем не в том переводе, в котором она имела хождение на Руси в составе Мерила Праведного (об этом можно судить по ст. 8 грамоты, близкой к греческому, а не к древнерусскому тексту). Используя известные им памятники права, составители грамоты не слепо копируют их нормы, а перерабатывают в соответствии с реальными условиями Псковской земли и с содержанием псковской пошлины.
Несмотря на отдельные неувязки, отражающие длительную и сложную историю памятника, грамота в целом представляет собой лишенный логических противоречий цельный свод средневекового русского феодального права, свидетельствующий о внимательной и квалифицированной редакторской работе и о достаточно высоком уровне юридического мышления ее составителей.
ТЕКСТ И КОММЕНТАРИИ
К ПСКОВСКОЙ СУДНОЙ ГРАМОТЕ
Эта грамота выписана из грамоты великого князя Александра и из грамоты князя Константина и изо всех приписанных (к ним) псковских обычаев, по благословению своих отцов, попов всех пяти соборов и иеромонахов и дьяконов и священников и всего духовенства, всем Псковом на вече в 1397-м (?) году.