Головничество не встречается в других источниках; исследователи вслед за М.Ф. Владимирским-Будановым считают, что этот термин обозначает вознаграждение родственникам убитого и значит то же, что плата за голову. По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, А.И. Соболевского, Е.Н. Щепкина, размер головничества не фиксирован, но Б.А. Романов и А.А. Зимин считают, что он также равен размеру виры. Однако по ст. 10 Пространной Правды плата за голову установлена только в 3 гривны, по ст. 27 той же Правды возмещение пострадавшему в результате увечья составляло половину штрафа в пользу княжеской власти.
6. Но за убийцу, вкладывавшего в вирные платежи общины за других, община платит по раскладке только тогда, когда он совершил убийство в ссоре или на пиру.
Статья ограничивает убийство, совершенное в общественном месте, на глазах у присутствующих, от убийства в разбое, очевидно, в корыстных целях. Оно расценивается как менее тяжкое преступление и наказывается выплатой виры с участием членов общины, как об этом говорит ст. 5.
В.И. Сергеевич обратил здесь внимание на выделение обстоятельств, облегчающих и отягощающих вину за убийство. Он отмечал, что в основе этого различия лежат внешние признаки, которые не соответствуют признакам наличия злой воли (что является характерным для римского права). Действительно, Правда вводит свой принцип степени ответственности, основанный не на понимании умышленного и неумышленного убийства, а на том, было ли это убийство совершено открыто, в честной ли схватке, во время ли ссоры на пиру, когда требования к поведению его участников были несколько снижены, или тайно при совершении злого дела.
7. Кто же убил во время грабежа без всякой ссоры, то за разбойника община не платит виры, но выдает его князю с женою и детьми: пусть князь самого с семьей сошлет (поточит), а имение его конфискует.
Убийство в разбое является особо тяжелым. Преступник не имеет права рассчитывать на помощь в выплате виры со стороны общины и выдается вместе с семьей на поток и разграбление. Поток (от слова поточити – заставить бежать) – изгнание, позднее, вероятно, то же, что заточение (содержание под стражей, лишение свободы), при указании места – ссылка. Разграбление – не только конфискация имущества, но и превращение в холопов жены и детей преступника.
8. Если кто не вкладывается в платеж дикой виры за других, тому и община не помогает в уплате виры за него самого, и он сам ее платит.
Статья дает существенное дополнение к нормам ответственности общины за преступление ее члена. Эта ответственность не является абсолютной даже в случаях, когда преступник не изымался из общины и не лишался государственной властью права на ее помощь. Община платила дикую виру только за того своего члена, который вкладывался в ее сбор, нес определенные финансовые тяготы вместе с другими ее членами. Эта норма предполагает существование на территории общины людей, которые были ее членами, но не участвовали в сборах на дикую виру и платили за свои преступления самостоятельно, без ее помощи.
9. А вот пошлины вирные, какие были при Ярославе. Сборщику виры брать 7 ведер солоду на неделю, сверх того барана или полоть мяса, либо деньгами 2 ногаты (5 кун) в среду – куну, да кроме того – сыр; то же в пятницу, а (в скоромные дни) по две курицы на день; а хлебов на неделю семь, до 7 мер пшена, столько же гороху, 8 головок соли; все это идет сборщику виры с помощником. Лошадей при них – четыре; им давать овса сколько съедят. Сверх того сборщику виры – 8 гривен да 10 кун перекладного; а метельнику (приставу) – 12 векош, да гривну съсадного.
Статья содержит указание на традиционные размеры натурального обеспечения общиной государственных чиновников, собиравших виры. В статье определен размер доли, которая поступает с каждой виры в 40 гривен вирнику (1 / 5, кроме перекладной и съсадной гривны) и метельнику.
Вирник – княжеский чиновник, приезжавший в общину для получения виры. Приезжал он вместе со своим помощником – отроком.
Съсадная гривна, по предположению П. Мрочека-Дроздовского, - пошлина, взимаемая чиновником при служебном въезде на территорию общины и сходе с коня (позднейшее въезжее).
Перекладная гривна, по предположению Н.М. Карамзина, - пошлина, которую получал вирник за то, что, объезжая волость, перекладывался с воза на воз.
Метельник – не княжеский чиновник, а скорее представитель местной общины, участвующий в сборе вир как понятой или счетчик. За работу он получал 4 куны, то есть менее чем 10 % об общего вознаграждения вирнику.
Соотношение денежных единиц в Пространной Правде: 1 гривна кун = 20 ногат = 50 кун (резан) = 150 векш.
10. Если вира будет в 80 гривен, то сборщику виры 16 гривен и 10 кун (перекладного) да 12 векош (приставу), а наперед съсадная гривна, да за голову (мертвое тело) – 3 гривны.
Статья содержит расчет доли, причитающейся вирнику с каждой полученной виры в 80 гривен, то есть за убийство высокопоставленного княжеского чиновника. Эта доля здесь также равна 1 / 5 виры, не считая съсадной гривны. Кроме того, статья устанавливает размер платы за голову родственникам убитого в 3 гривны.
11. За убийство княжеского отрока, конюха или повара брать 40 гривен.
Статья начинает раздел, устанавливающий ставки штрафов за убийство представителей различных социальных групп, связанных с княжеским (и отчасти боярским) хозяйством, начиная от высокопоставленных тиунов и кончая рядовичем, смердом и холопом.
Статья направлена на защиту жизни княжеских отроков, предусматривая виру в 40 гривен. Это новая статья, свидетельствующая о дифференциации княжеской дружины и выделении особой группы, принадлежащей к младшей дружине.
12. За княжеского приказчика (огнищного тиуна) или конюшего 80 гривен.
В какой степени можно отождествлять огнищанина с огнищным тиуном (как это делает А.А. Зимин) неясно. Стремление к унификации в социальной терминологии представителей различных групп княжих людей в ст.ст. 12-13 очевидно, но огнищане известны в XII-XIII вв. по летописям не как управители княжеского хозяйства, а как бояре, вместе с гридью и наиболее богатыми и влиятельными купцами, представлявшие высшие круги Новгорода.
Конюший тиун ведал княжескими конюшнями; с развитием придворной титулатуры конюший к XVI в. занял первое место среди других чинов.
13. За княжеского приказчика сельского или земледельческого 12 гривен.
За убийство низших представителей вотчинной администрации, распорядителей работ на пашне нужно платить 12 гривен. Сельский тиун, заменивший теперь княжеского сельского старосту, распоряжался работой живших в княжеском селе крестьян или холопов; ратайный тиун, упоминаемый вместо ратайного старосты, мог руководить сельскохозяйственными работами на господском поле.
14. За княжеского рядовича 5 гривен, столько же и за боярского рядовича.
Статья устанавливает 5 гривен в качестве возмещения за жизнь рядовича. Под рядовичем в Пространной Правде мог подразумеваться закуп.
Здесь же упоминается и слуга по договору, зависимый от боярина. Наличие боярского рядовича свидетельствует о развитии феодального землевладения в Древней Руси.
15. За ремесленника и ремесленницу брать 12 гривен.
Древнерусские ремесленники хорошо известны своими изделиями. Существовало не только мужское ремесло, но и женское (высококачественное шитье, вышивки, отдельные ювелирные изделия). Упоминаемые здесь ремесленник и ремесленница люди не свободные, принадлежат они князю или боярам. Возмещение за их убийство устанавливается в 12 гривен.
16. За смерда и за холопа – 5 гривен, за рабу – 6 гривен.
Смерд здесь, как и в ст. 26 Краткой Правды, не свободный лично член общины, защищенный вирой в 40 гривен, а зависимый труженик, за убийство которого платят урок 5 гривен, как и за холопа. По другой версии, в статье сообщается о смердном (пашенном) холопе, который превращается из раба в зависимого человека.
17. За дядьку так же, как и за кормилицу, - 12 гривен, будут ли они холопы или свободные.
Кормильцами могли быть как холопы, так и свободные. Статья устанавливает возмещение в 12 гривен за убийство кормилицы и кормильца. Кроме того, виновный платил продажу князю.
18. Если кого будут обвинять в убийстве, не имея прямых улик, тот должен представить семь свидетелей, чтобы отвести от себя обвинение; если же ответчик будет варяг или другой иноземец, то достаточно двух свидетелей.
Для отведения ложного обвинения в убийстве необходимо выставить не менее семи послухов, которые могут отвести это обвинение. Послухи здесь не свидетели преступления, которых при убийстве, очевидно, совсем не было, а свидетели доброй жизни обвиняемого. Для иностранцев, не имеющих широкого круга знающих их людей, число послухов может быть ограничено двумя. Семь послухов – скорее всего члены того же территориального коллектива (общины, улицы), к которому принадлежал и обвиняемый.
19. А община не платит виры тогда, когда найдут одни кости или труп человека, про которого никто не знает, кто он и как его звали.
Вервь не отвечает за убийство и не платит дикой виры, если на ее территории найдены лишь человеческие кости или труп человека, которого никто не знает. Здесь косвенно вводится норма давности совершенного убийства, не подлежащего наказанию.
20. Если кто отведет от себя обвинение в убийстве, тот платит сметную гривну помощнику сборщика виры (отроку), обвинитель платит другую гривну, да 9 кун за обвинение в убийстве.
Статья по смыслу примыкает к ст. 18. Если обвиняемый докажет безосновательность обвинения в убийстве, то он не платит виры, но вносит лишь гривну кун – плату представителю княжеской власти – отроку за участие в суде и оправдании. Возможно, что оправданному помогает в этом община, внося 1 / 5 указанной гривны. Обвинитель в качестве наказания за ложное обвинение также платит отроку ту же сумму.
21. Если ответчик станет искать свидетелей и не найдет, а истец поддерживает обвинение в убийстве, тогда решать их дело посредством испытания железом.