Смекни!
smekni.com

Журналистский дебют (стр. 2 из 6)

- как выкапывать факты, не лежащие на поверхности? - как находить источники информации? - как создавать сеть информаторов, предоставляющих нужные факты, или указывающих, где их можно добыть? - как быстро переключаться с одного задания на другое? - как научиться одновременно работать над несколькими темами?

Корреспондент, если он еще не заслужил право работать независимым обозревателем по какой-либо теме, все свои действия согласует с планом и основными направлениями деятельности отдела. Заведующий отделом (почти всегда - член редколлегии) – один из наиболее опытных сотрудников редакции, организующий деятельность нескольких корреспондентов. Нередко он сам берет на себя кураторскую миссию в отношении практиканта. Главная функция заведующего отделом в редакции – быть максимально широко информированным обо всех событиях, касающихся вверенной его вниманию сферы общественной жизни (будь то политика, экономика, социальные проблемы, культура, спорт и т.д.). С помощью своих сотрудников он обязан полно и разнообразно освещать эти события в газете (теле- радиопередачах).

Стажеру не следует забывать, что заведующий отделом – такой же активно практикующий журналист, как и любой корреспондент редакции. И, cледовательно, он также поможет найти ответы на перечисленные выше вопросы. А кроме того – не упустите возможности спросить его о следующем:

- нужен ли отделу план работы? - можно ли предугадать событие? - есть ли в отделе “норма выработки” (месячный “строкаж” на одного корреспондента) и какая она? - как организован в редакции процесс сдачи готового материала в печать (существуют ли крайние сроки, кто читает его первым и кто ставит окончательную визу)? - что является предметом конкуренции между отделами? - мнением каких авторитетов в своей сфере деятельности дорожит отдел?

Одной из ключевых фигур в редакциях печатных изданий является ответственный секретарь. Его роль и функции определены очень четко. Это начальник штаба, организующий производство газеты. Он отвечает за ее внешний вид, за планирование очередного номера и за выпуск его в свет. Кроме того, в его распоряжении находятся служба фотокорреспондентов, наборщики, верстальщики, дизайнеры, корректорская служба. Он должен первым узнавать о всех допущенных ошибках, неточностях, опечатках. Ответственный секретарь согласует планы отделов и, подобно опытному регулировщику, организует поток информации, проходящей через редакцию, с тем, чтобы к читателю прежде всего попадало все самое интересное и важное.

В процессе контактов с ответственным секретарем практиканту необходимо найти ответы на следующие вопросы:

- по каким признакам ответственный секретарь отделяет новость для первой полосы от новости для третьей? - какие принципы лежат в основе группировки всего материала номера? - что делать, если на актуальную тему ни один из отделов не подготовил материала в номер? - можно ли спланировать работу редакции на отдаленную перспективу – например, на месяц? - что следует считать качественной иллюстрацией в газете? - как добиться своевременного (по графику) выпуска газеты в свет? - бывают ли номера без опечаток и кто в этом “виноват”?

Непременным условием учебно-производственной практики в редакции должно быть дежурство по номеру (выпуску). В случае, если редакция по каким-либо причинам не может полностью доверить эту обязанность стажеру, он должен отдежурить один номер (выпуск) в паре со штатным сотрудником. Результатом дежурства должен стать подробный и точный набор ответов на вопросы:

- кем, когда и как окончательно утверждается план номера (передачи)? - с чего начинается работа над выпуском? - какова последовательность действий различных подразделений редакции и их сотрудников по подготовке к выпуску? - что является завершающей фазой выпуска? - кем, когда и как оценивается качество работы редакции над очередным номером газеты (выпуском передачи)?

Бесспорно, главный редактор – лицо, несущее наибольший объем ответственности за все, что происходит со средством массовой информации: за его содержание и качество, за связи с обществом и государственными учреждениями, за поведение журналистов и даже за то, что они думают и пишут. Карел Чапек, несомненный авторитет в тайнах газетной кухни, считает, что “на большинстве главных редакторов лежит ужасное проклятие: их терзает мучительное предчувствие, что, если материал не пройдет через их руки, получится потрясающий “ляп”. При всем том они со скорбью сознают, что не в силах прочесть и пятой доли того, что идет в газету”.

В силу этой причины, обращаясь в приемную редактора с просьбой о “небольшом интервью”, практикант должен заранее ограничить свою любознательность. Лучше всего, если в основу разговора лягут три следующих вопроса:

- в каких случаях газета (передача) полностью меняет свое лицо? - по каким критериям и кто оценивает качество работы журналистов в редакции (какие практикуются виды поощрений и наказаний)? - как журналисты узнают о том, что думает об их работе читатель / зритель / слушатель?

2. Планирование и организация работы редакции.

Если вы хотите, чтобы Бог рассмеялся, расскажите ему о своих планах. Вуди Аллен, американский кинорежиссер и сценарист.

Иронический смысл эпиграфа понятен: какие планы устоят перед промыслом Творца? Иными словами, журналист предполагает, а что получится – Бог весть… Журналистская практика уверенно и обильно подтверждает эту неприятную истину. Подсчитано, что любой самый хитроумный и интересный редакционный план рискует быть выполнен в лучшем случае процентов на 60. И все же, как это ни парадоксально, именно разнообразные и хорошо продуманные планы приводят в конце концов редакцию к успеху. И наоборот – отсутствие таковых сразу же и заметно сказывается на качестве всего, что делают журналисты.

Планы бывают разные. Если исключить из сферы нашего внимания финансово-экономические (бизнес-планы) вследствие их жизнеобеспечивающего значения и исключительной закрытости от посторонних взоров, то все остальные могут открыто читаться, обсуждаться и имеют преимущественно творческую направленность. Иногда и к ним пытаются примерить гриф “секретных материалов”, но больше для солидности, так как при современной насыщенности и сообщаемости СМИ любая самая потрясающая по оригинальности идея тиражируется в мгновение ока.

Практикант имеет полное право просить познакомить его с перспективным (долгосрочным, чаще годовым) планом работы редакции. При этом надо быть готовым преодолеть приступ разочарования, если его не окажется. Слишком ненадежные условия существования не дают возможности иным изданиям и компаниям заглядывать в столь отдаленное будущее. Если же такой план все-таки существует, первый вопрос, на который следует попытаться самостоятельно, знакомясь с ним –

- в какой степени запланированные мероприятия, рубрики, циклы публикаций (передач) нацелены на удовлетворение читательских (зрительских, слушательских) информационных потребностей?

Отдельно задумаемся, в какой степени они их уже удовлетворяют? Ответить на эти вопросы будет непросто, ибо до сих пор окончательно не устоялись методы, с помощью которых можно было определить абсолютно честный рейтинг издания или передачи. Социологические опросы – один из наиболее привычных и убедительных способов узнавать о том, что думают люди. Но лишь в том случае, если редакции такие опросы проводят, а люди на них отвечают. Тиражи также могут быть объективным показателем оценки популярности того или иного проекта, но лишь когда берутся не с потолка и подтверждаются соответствующим сертификатом. Письма читателей?.. А вот тут все тот же дотошный Карел Чапек предупреждал: “По каким-то глубоко психологическим причинам “наш читатель” значительно реже утруждает себя положительным откликом на выступления газеты. Это такая редкость, что редакция в подобных случаях заявляет: мы завалены сотнями откликов, выражающих горячее одобрение всех слоев нашей читательской общественности”.

Вот и получается, что недопустимо игнорировать ни один из перечисленных способов оценки своей деятельности, включая и интуицию сотрудников редакции, шестым чувством угадывающих, если “читатель пошел”.

Далее, следуя телескопической системе матрешек, последовательно вынимайте один из другого следующие вопросы:

- учитывает ли перспективный план редакции структуру и особенности каждого сегмента своей аудитории? - что является для редакции самым надежным источником информации об этой аудитории? - какие направления деятельности (темы, проблемы) выделяет план в качестве приоритетных? - какие стороны деятельности редакции реформируются в процессе реализации перспективного плана (управленческая, исследовательская, дизайнерская, собственно творческая и т.д.)? - есть ли у разных позиций плана конкретные исполнители и заложен ли в нем механизм проверки результатов их деятельности?

Наличие перспективного плана работы (в отдельных случаях это можно назвать проектом) – показатель стабильного положения редакции на рынке СМИ. Но, как известно, даже к самой большой цели приходится идти короткими шагами. Вследствие этого успех всего заложенного в проекте зависит от того, как налажена журналистами будничная плановая деятельность. Конечно, быть готовым к событию, к сенсации – естественное профессиональное состояние репортера, но весь фокус в том, что сенсации-то не являются естественным фоном жизни общества (и слава Богу!), а газету и эфир тем не менее нужно каждый день заполнять информацией.

Планерки и летучки – неотъемлемая часть жизни редакции любого СМИ. Обычно они отличаются друг от друга количеством участников и масштабом дискуссии. На летучку, как правило, собирается большая часть творческого состава редакции. Здесь подводят итоги работы за какой-либо период (обычно – две недели, месяц), обсуждают и оценивают творчество отдельных сотрудников, соотносят текущие планы с задачами проекта. Планерки – ежедневные мероприятия, организуемые руководством редакции с участием задействованных в выпуске сотрудников. Их задача – скорректировать содержание номера (передачи) с тем, чтобы в максимальном объеме учесть наиболее свежую информацию.