Смекни!
smekni.com

Журналистский дебют (стр. 1 из 6)

Е. Музалевский

Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. Сенека

I. Введение.

Практическая деятельность в редакции средства массовой информации – один из завершающих этапов всей программы вузовской подготовки журналистов. Он знаменует собой начало перехода студентов-старшекурсников от состояния “потребитель СМИ” к состоянию “производитель СМИ”.

К этому моменту знания, полученные с помощью ряда теоретических курсов и занятий в творческой мастерской, почти неизбежно оказываются в состоянии напряженного ожидания эксперимента, проверки первых творческих озарений открытым обращением к массовой аудитории. Несмотря на то, что многие студенты начинают самостоятельно сотрудничать с редакциями с первых дней обучения в вузе, учебная практика выводит на качественно новый уровень и их первичный профессиональный опыт тоже. Этому в значительной степени способствует необходимость реализовать конкретную программу действий в четко оговоренные сроки, а также то обстоятельство, что в решении этой задачи преподаватели вуза и журналисты-практики объединяют свои усилия, и творческая инициатива стажера впервые получает всестороннюю поддержку.

Среди разнообразных учебно-методических задач журналистской практики необходимо выделить несколько наиболее значимых. Предполагается, что в процессе освоения программы практики студенты получают возможность научиться:

- осознавать цель, смысл и последствия своих профессиональных действий; - согласовывать практические задачи СМИ с интересами своей аудитории и шире – общественной среды обитания редакции; - выбирать путь и средства выполнения редакционного задания согласно его главной цели; - пользоваться всеми известными способами получения и обработки информации; - планировать свою профессиональную деятельность на всех ее основных фазах – от постановки задачи до написания журналистского текста; - добиваться состояния постоянной инициативы в поиске общественно-значимых тем; - понимать принципы работы и нормы общения в специфических условиях жизнедеятельности своей профессиональной среды.

Существующий на филологическом факультете СГУ многолетний опыт организации учебно-производственной журналистской практики подсказывает оптимальные сроки ее проведения. Представляется наиболее целесообразным проводить практику в два этапа: после третьего и четвертого курсов с постепенным расширением и наполнением программы. К этому времени большинство теоретических тем по специальности бывают освоены студентами, а сами они в значительно большей степени, чем после первых двух курсов, оказываются информированными как о системе местных СМИ в целом, так и о профессиональном лице, общественных позициях и учредительских обязательствах отдельных редакций и компаний. Это в значительной степени облегчает будущим стажерам выбор места прохождения практики. Принцип добровольности в этом деле – основополагающий. Именно с этого момента личные пристрастия, творческие амбиции и уже наметившиеся социальные предпочтения начинают самостоятельно искать наиболее удобную форму самовыражения и поле деятельности. Куратор практики непременно учитывает пожелания студентов, соотнося их с выделяемой каждой редакцией квотой мест для практикантов. В случае, когда студент затрудняется сделать самостоятельный выбор, тактично направляет ход его размышлений к окончательному решению.

Следует заметить, что момент самостоятельного выбора места деятельности имеет большое обучающее значение для будущих журналистов, чья профессиональная карьера в дальнейшем еще не раз будет зависеть от степени осознанности такого выбора и готовности принимать на себя ответственность за его последствия.

В своих рекомендациях студентам руководитель указывает, что из нескольких недель практики одна (первая) является ознакомительной. В этот период практикант обязан познакомиться со структурой редакции, понять основные принципы организации работы коллектива, а также практикующиеся здесь критерии оценки качества журналистского труда, подготовить и согласовать с куратором в редакции и руководителем практики от вуза свой личный творческий план до конца практики.

На каждую из двух практик студентам определяется минимальный (зачетный) объем работы. В количественном выражении и в том, и в другом случае – это не менее пяти материалов (теле-, радиосюжетов), прошедших редактирование и утвержденных соответствующим порядком к публикации или к выпуску в эфир (имеется в виду, что завершенная работа может и не попасть к читателю / зрителю / слушателю по независящим от редакции и исполнителя причинам).

При этом, если студенты четвертого курса преимущественно работают в жанрах информации, репортажа, экспресс-интервью или блиц-опроса, то обязательным результатом практики для пятого курса должна быть одна работа в жанре корреспонденции (аналитического комментария), посвященной какой-либо социально-значимой теме. Программой практики специально оговаривается, что в процессе подготовки редакционных заданий стажеры обязаны обратить особое внимание на следующие темы:

- проблемы формирования и развития гражданского общества; - деятельность некоммерческих общественных организаций; - деловая жизнь города и области; - правовые проблемы общественной и экономической жизни региона.

Как известно, профессиональная деятельность журналиста на телевидении, на радио и в газете подчиняется своим особым, специфическим производственным условиям. Этим различиям посвящен целый цикл практических занятий по курсу “Журналистское мастерство”. В настоящем пособии рассматриваются лишь те вопросы, знание которых прямо влияет на результативность и качество работы корреспондента в редакции любого СМИ.

II. Практика в редакции.

1. Структура редакции, главные действующие лица, роль и место практиканта в редакционном коллективе. Редактор – это специалист, который плохо знает, что такое хорошо, и хорошо знает, что такое плохо. Евг. Сазонов, писатель-людовед коллективный автор 16-й страницы “Литературной газеты”.

Впервые попадая в редакцию какого-либо издания в разгар рабочего дня, неискушенный человек, как правило, быстро теряет самообладание. Будучи только посторонним наблюдателем, непросто понять, как “из этой беготни, болтовни, кутерьмы, скачки с препятствиями, из всех этих острот и подшучиваний и бесконечного напряженного труда” “выкристаллизовывается очередной номер газеты” (К.Чапек).

К тому же, перейдя с этажа на этаж, “дома печати” (радио, телевидения), вы легко обнаружите, что кроме общего состояния напряженной суеты, предшествующей выпуску газеты (передачи), в действиях журналистов мало общего. Не только между основными родами великой армии СМИ, но и между их отдельными подразделениями (например, отделами редакций) существуют принципиальные отличия. И то, что допустимо в одном из них (например, поэтапный анализ развития экономической ситуации в регионе на протяжении месяцев в отделе экономики и политики), абсолютно невозможно в другом (в службе информации).

Понять назначение, основные функции и методы работы различных звеньев редакционного сообщества – одна из первейших задач практиканта. К сожалению, в условиях экономического неблагополучия большинства редакций, наметилась явная тенденция к унификации журналистских специализаций. Это заметно сказывается на качестве конечного продукта – продаваемой информации, так как принцип “и швец, и жнец, и на дуде игрец”, все же, что бы там ни говорили, - не для этой профессии. Следует иметь ввиду, что нормальная организация информационного процесса предполагает обязательное наличие специалистов в тех или иных областях знаний, сферах жизни общества.

Несмотря на наличие в выходных данных газеты таких солидных слов, как “учредитель” или “издатель”, на строгие подписи “главный редактор” или “продюсер” (в титрах передачи), основным действующим лицом редакционного коллектива везде и всюду по-прежнему остается корреспондент (иной раз, для шика, именуемый в штатном расписании репортером). Без его постоянных напряженных усилий не будет собран “урожай новостей” и, следовательно, невозможно существование самого средства массовой информации.

Подразумевается, что именно корреспондента (при наличии полного штата в редакции) и назначают куратором к практиканту. В этом случае желательно заранее установить с ним контакт при посредничестве преподавателя вуза. Самостоятельно выбирая газету или телеканал для прохождения практики, необходимо внимательно изучить деятельность редакции в течение некоторого времени, знать имена наиболее активных авторов, иметь представление об их амплуа, тематических пристрастиях, манере излагать информацию. Только в этом случае можно быть уверенным, что общий язык между стажером и куратором будет найден и дебюта начинающего журналиста не придется ждать слишком долго.

Куратор должен быть подробно информирован о целях, сроках и программе практики. Между куратором и руководящим практикой преподавателем устанавливается периодический двусторонний контакт.

Процесс приобретения необходимых ремесленнических навыков абсолютно неизбежен в любой творческой профессии. Чаще всего он бывает основан на подражательстве, имитации, многократном повторении приемов, приносящих гарантированный результат. Конечно, избежать негативных последствий эпигонства возможно лишь при условии, что перед дебютантом будут ставится и самостоятельные задачи, раскрывающие его творческие возможности и демонстрирующие склонность к избранной профессии.

Совет практиканту: если вы сумеете оказать посильную помощь корреспонденту-куратору в выполнении его профессиональных обязанностей, у вас есть шанс сделать его своим единомышленником, наладить постоянные доверительные отношения. Цель практики будет почти достигнута, если вы найдете с помощью своего наставника ответы на следующие вопросы: