Смекни!
smekni.com

Журналистский дебют (стр. 3 из 6)

Посетив планерку и летучку, стажеру неплохо было бы понять:

- кто именно руководит в редакции процессом текущего планирования и какими средствами оно осуществляется? - на какую перспективу и как подробно оговаривается текущий план? - что является в среде сотрудников показателем качественно выполненной работы? - в каком порядке поступают к руководству сведения о последних событиях и кто оценивает степень их значимости для аудитории? - существует ли в редакции план действия сотрудников в экстремальных условиях? Например, когда экстраординарное событие произошло ночью, а уже утром надо посадить своего репортера за набор материала.

Постигнув эти секреты формально-плановой деятельности редакции, самое время приступить к составлению личного творческого плана.

3. Личный творческий план.

Газета не знает разницы между велосипедной аварией и катастрофой цивилизации. Бернард Шоу, английский драматург

Возможно, мэтр и погорячился, но в одном он безусловно прав – не тема сама по себе определяет право информации стать массовой, то есть быть представленной аудитории. Тогда что?

Состояние безысходности почти неизбежно охватывает дебютанта, как только перед ним встает задача сформулировать три-пять пунктов личного творческого плана. На что ориентироваться, от какой печки плясать?..

Личные интересы? Но если вы, к примеру, увлечены всевозможными проявлениями молодежной урбанистической культуры (брейк, рэп, граффити, скейт, ролики и т.д.), нет никакой гарантии, что это предложение вызовет прилив энтузиазма в редакции солидного издания с возрастной аудиторией.

Традиционный для места прохождения практики набор проблем? Уж слишком непродуктивно идти вослед кому-то, кто уже заслуженно пользуется преимуществами многолетних профессиональных наработок.

Дежурный перечень любимых читательских тем? Но, во-первых, как уже было сказано выше, не так просто понять, что именно любит “наш читатель”. Аудитория всегда неоднородна в своих вкусах и пристрастиях, что бы ни объединяло ее вокруг издания (теле- радиоканала). А во-вторых, помимо привычного, узнаваемого, люди всегда ждут от своего СМИ чего-то нового, неожиданного.

Запланировать же новость очень непросто, хотя и возможно. Для этого надо всего лишь стать признанным участником информационного процесса, получить доступ и научиться пользоваться всей известной системой каналов информации.

Но опять – время, снова – опыт! А что же сейчас, когда за шесть недель – пять публикаций? Хоть это кому-то и покажется странным, но – все то же, о чем говорилось выше.

Личные интересы. Правда лишь в том случае, если вы сумеете найти для них точки соприкосновения с интересами других людей, создать настроение, в котором сообщаемая вами информация будет усваиваться легко и непринужденно (западные коллеги называют это “зонами импринтинга” - от английского глагола to imprint (впечатывать). В приведенном выше примере вы почти стопроцентно завладеете вниманием аудитории, если убедительно и тактично напомните ей о том, что в подростковом возрасте все и всегда одержимы проблемой самовыражения. Ну, а эпоха лишь диктует формы и способы.

Традиционный для вашего СМИ набор проблем. Но только если вы сумеете повернуть их новой для коллег стороной. Например: верно ли считать, что наркомания – болезнь? Ведь в основе этого страшного явления лежит свободный, сознательный выбор человека. Конечно, это тема для дискуссии, но она может заинтересовать многих и привести к неожиданным выводам.

Любимые читательские темы ( криминал, отношения полов, мода, краеведение, фитнесс, народная медицина, астрология, паранормальные явления…). Ну что ж, возможно не следует отказываться и от них. Следует лишь найти им свежую форму.

Нужно быть готовым предложить редакции и новость. К моменту вхождения в коридоры редакции вы являете собой уже вполне оформившийся субъект общественных отношений. Расшевелите свою память, оживите все свои контакты и связи – родственные, дружеские, учебные. Вспомните, где кто работает, учится и живет, и кто что может знать. Не поленитесь нанести этим людям визит или хотя бы позвонить по телефону. Постарайтесь убедить их стать своими творческими союзниками – глядишь, тема и появится. А то и не одна. Пусть их будет как можно больше – все второстепенное отпадет само собой.

Жизнь любого человека проходит в потоке информации. Ученые помогают ее понять, художники (к ним мы отнесем и писателей с артистами) –прочувствовать. Ну, а журналисты? Они не всегда сами ясно понимают законы общественной жизни, у них довольно скромный диапазон эмоционального воздействия на аудиторию. И все же, сколько бы справедливых сетований не вызывала известная поверхностность и скоропалительность публицистических суждений, обойтись без них общество так и не смогло. Почему? Да потому, что и ученому, и художнику для завершения какого-либо дела значительным результатом нужно время. Иногда – много времени. Мир же век от века становится все динамичнее, он меняется уже даже не ежедневно, а ежечасно. И в каждом человеке живет потребность открывать его заново по утрам и завершать вечером каким-то итогом.

Современная общественная миссия журналиста как раз и заключается в исключительной возможности предоставлять людям с помощью уникальных по своему разнообразию средств коммуникации сиюминутную, многокрасочную и полифоничную картину жизни. Подобно огромному количеству диспетчерских центров и метеорологических станций, информационные агентства, газеты, теле и радиоканалы ежедневно и ежечасно предлагают людям набор навигационных сведений, ориентирующих их в море житейских проблем и мировых событий. Возможно, роль отдельно взятого репортера провинциального издания не слишком эффектна. Но именно из усилий огромного числа таких чернорабочих и складывается современная информационная карта мира.

Соответствовать избранной миссии непросто: чем значительнее цель, тем большего самоотречения она требует. В нашем случае речь идет ни много ни мало, как о поиске кратчайших путей к общественному благу. И для начала неплохо было бы соответствовать следующим требованиям:

- быть самому разносторонне информированным человеком; - постоянно изучать информационные потребности самых разных частей общества; - вырабатывать активную реакцию на любой источник общественно-значимой информации (от неожиданного увеличения расходов за коммунальные услуги до перспектив поиска внеземных цивилизаций).

Регулярно занимаясь этими тремя упражнениями, вы стопроцентно застрахуете себя от творческого бесплодия и вопрос о том, где взять тему для следующей публикации, будет стоять перед вами уже не так остро. Ну, а засев за план, постарайтесь следовать следующим советам:

- распределите темы в порядке возрастания их сложности; - на первую позицию поставьте тему, реализовать которую вы сможете в самое ближайшее время; - согласуйте свои идеи с направлением работы отдела, в котором вы проходите практику; - не вписывайте тему в план до тех пор, пока не нашли для нее надежные источники информации; - постарайтесь уже в формулировке темы четко обозначить ее главную идею (возможно, это станет заголовком будущего материала); - прежде, чем предлагать свой план куратору, обсудите его с теми, чьим мнением дорожите (попробуйте понять, заинтересуют ли предлагаемые вами темы кого-то еще, кроме вас?); - смело обозначайте для каждого пункта плана срок его исполнения - эти даты станут отправными точками всего графика вашей дальнейшей работы.

4. Работа над материалом.

Что не проверено, то переврано. Журналистский фольклор.

Итак, личный творческий план готов, его обсудили с друзьями, он утвержден руководителем практики, согласован с куратором. Что дальше?

Не удивляйтесь, но теперь благоразумнее всего было бы… сесть за составление нового плана. Только теперь мы назовем его (см. выше) графиком работы. Можно ли обойтись без графика, спросите вы? Конечно! И, к слову говоря, без личного творческого плана – тоже. Многие обходятся. Вся проблема в том, какую цель вы ставите перед собой, как будущим профессионалом. И по какой шкале ценностей (см. ниже) измеряете свои амбиции.

Забить гол в ворота можно и в результате стихийной борьбы за мяч. А вот чтобы слетать на Луну, придется заняться кое-какими расчетами, запастись терпением и упорно готовиться к событию.

Итак, для тех, кому на Луну, несколько слов о графике. Помните, у братьев Стругацких в их веселой и умной повести “Понедельник начинается в субботу” один из двух Янусов оказался контрамотом? То есть двигался по времени в обратном направлении. Чрезвычайно удобная вещь для тех, кто любит планировать свою работу.

Начнем. У вас есть отправная точка – дата сдачи готового материала. Подчеркнем – готового. Это значит, что прежде, чем выпустить его из своих натруженных рук, надо?.. Верно! Как минимум еще раз спокойно его прочитать, и найти любую возможность проверить все, что у самого автора вызывает хоть легкую тень сомнения. Великая мудрость десятков поколений журналистов, отстоявшаяся в эпиграфе к этой главе пособия, находит свое многократное подтверждение в каждом новом поколении. Это нечто вроде профессиональных грабель, не наступив на которые, не поймешь, как больно они бьют.

Автор этих строк своими глазами видел знаменитого природоведа “Комсомольской правды” Василия Пескова в болотных сапогах и с лукошком грибов проверяющего свой завтрашний материал в наборном цехе перед самой подписью газеты в печать. Пример, достойный подражания. Иногда это еще называют методом “охлажденного материала”. Его следовало бы включить в арсенал своих профессиональных принципов в качестве основополагающего.