Смекни!
smekni.com

Междисциплинарным характер этноколористического интервью (стр. 3 из 4)

Для этноколористического интервью важное значение имеет предварительный пробный опрос, который должны проводить эксперты, частично принимающие участие в исследовательском проекте, а частично не знающие о целях этносоциологического исследования. Данный опрос должен проходить в реальных условиях с ранее незнакомыми интервьюерам людьми, представляющими не только различные этнические группы, но и слои населения, так как позже именно эти респонденты могут быть включены в репрезентативную выборку.

Простота и ясность вопросов, их точность и понятность должны быть обеспечены до начала сбора данных.

Основные недостатки этноколористического интервью. Заметная реакция респондентов на последовательность вопросов или предлагаемых ответов, на отдельные слова и выражения является основным недостатком этноколористическо- го интервью. Отчасти это объясняется несколько унифицированной точкой зрения всех опрашиваемых, одинаково направленной логической связью, возникающей под влиянием определенной последовательности вопросов.

Пример.

Вступительный вопрос:

Во все времена у русского народа отношение к белому цвету было положительным. Белый цвет, цвет снежной зимы, цвет молока вызывал в сознании славян теплые чувства. Какие Вы знаете слова и выражения, где белый цвет символизирует, например, чистоту и святость?

Дополнительные вопросы:

О ком на Руси говорили: «Бела как лебедь», «Бела, румяна — ровно кровь с молоком».

Какие ассоциации вызывают у Вас слова «белоснежный», «бел как снег»?

Как можно объяснить смысл пословицы: «Свет бел, да люди черны»?

Что означает фразеологизм «белые ручки»?

Какие чувства вызывают у Вас фразеологизм «белее мертвеца» или устойчивое сочетание «побелел как простыня»?

В конце вопросника на этноколорис- тическую тему опрашиваемому могут задать вопрос: «В целом интересуетесь ли Вы другими примерами использования цвета в образцах немецкой, английской или французской народной художественной культуры?». В таком случае ответ респондента будет иным, так как предшествовавшие вопросы были не об использовании цветообозначений в культуре этноса, не о семантике цвета в образцах устного народного творчества других народов и т.п. При этом выражение в начале вопроса: «В целом... » как вступление к разговору является недостаточным, даже некорректным для следующего после него вопроса о знаниях респондента об использовании цвета в традиционной культуре определенного этноса, так как до этого интервью включало в себя выявление информированности опрашиваемого о семантике белого цвета на примере русских пословиц, фразеологизмов, содержащих цветообозначение.

Следующим недостатком этноколорис- тического интервью является уступчивость опрашиваемых, которые могут легко поддаваться влиянию интервьюера. При том, что анонимность, в условиях которой проводится этноколористическое интервью, является предпосылкой для искренних ответов, порой сугубо личных (например, на религиозную тему, о свободном времени, интимных отношениях), в то же время она способствует несопротивляемости, уступчивости опрашиваемых, которая выражается в определенном ответе респондента, который, по его мнению, ожидает услышать от него интервьюер. При проведении этноколористического интервью исследователю необходимо помнить об отсутствии последствий при любых ответах на заданные вопросы. При этом честность респондента можно проверить, например, таким вопросом: «Вы лично считаете, что этно- колористика — это форма интерэстерни- ухазиум?» или другим. Этноколористика — новационная дисциплина, включающая теорию применения цвета в образцах народной художественной культуры, его влияние на различные области человеческой деятельности.

Интерэстерниухазиум — это набор звуков и букв, которые собраны в одно слово, придуманы специально, и, соответственно, у респондентов не может быть мнения по этому вопросу. Как показал эксперимент, очень немногие люди смогли признаться, что они никогда не слышали этого слова и не знают о такой форме. Также редко проявлялись шутливые реакции на данный вопрос. Большинство опрошенных не симулировали свою осведомленность, но испытывали при этом сильное психологическое напряжение, связанное с желанием дать одобряемый интервьюером ответ. Таким образом, готовность подстроиться, уступить интервьюеру является серьезной трудностью исследования.

Приведем два примера.

Пример 1. «Жар-птица — это мифологическое существо, упоминаемое в восточнославянских сказках. Внешне жар-птица выглядит как птица с огненными перьями и длинным сверкающим хвостом. Как называется сказка, где присутствует образ жар- птицы?».

Пример 2. «Жар-птица — это мифологическое существо, упоминаемое в восточнославянских сказках. Внешне жар-птица выглядит как птица с огненными перьями и длинным сверкающим хвостом. Образ Жар-птицы вошел в сказочный сюжет «Заколдованная жена», где огненная птица оказывается заколдованной девушкой. После того как герой прячет волшебное оперенье, она не может вновь превратиться в птицу и становится невестой Ивана-царе- вича. Как называется сказка, где присутствует образ жар-птицы?»

В первом случае более 80 % опрошенных называли жар-птицу сказочным персонажем русских народных сказок. Во втором — абсолютное большинство респондентов дали правильный ответ.

Или другой пример. «На Руси с синим цветом связано много обрядов и суеверий. Известно, например, что Иван Грозный боялся людей с синими глазами, считая, что такой человек обладает большой магической силой и поэтому может сглазить. Черт в русском языке табуистически обозначался как «синец». У южных славян синеглазый человек обладал способностью лечить некоторые болезни. Как Вы думаете, это основное значение синего цвета для обозначения характера русского народа?» Отвечая на этот вопрос, более половины (54 %) опрошенных ответили утвердительно, другая, большая часть респондентов (34 %), отнесла красный цвет к символу русской нации. Тем, кто не соглашался с тем, что синий цвет — основной для отражения характера русского этноса, был задан следующий вопрос: «Считаете ли Вы, что синий цвет в России еще и цвет пьянства? Ведь о любителях выпить в народе говорят: «Синяк», «Синячить», то есть любит пить спиртные напитки в большом количестве. Если человек выпил сверх меры, о нем говорят: «Насинячился»». После этого высказывания еще 8 % согласились с утверждением интервьюера.

Названные примеры свидетельствуют о том, что с помощью подобных вопросов в особых условиях этноколористического интервью можно получить уступчивое согласие респондента, не отражающее его реального мнения.

Обманчивое представление, также базирующееся на цифрах, может быть сформировано при использовании односторонних аргументов (исключение — когда изучается влияние определенных аргументов при непосредственном сопоставлении с другими аргументированными вопросами или без них), когда мнение респондента пытаются склонить в определенном направлении или когда опрашиваемый равнодушно или благодушно реагирует на задаваемые ему вопросы. В данном случае покладистость, готовность давать желаемые ответы может свидетельствовать о некачественных результатах исследования.

Среди факторов, от которых в немалой мере зависит достоверность ответов респондентов, важную роль играет память опрашиваемых. Представим, например, типичные вопросы из интервью, которые потребовали от респондентов обращения к памяти: «В языке ритуалов желтый цвет выражает инициации, праздники, обряды, церемонии. Например, в Китае праздник Земли отмечали в желтых одеждах. Почему желтый символизирует Поднебесную империю — непосредственно Китай?» [2, С. 78-84]. «Назовите, пожалуйста, негативные значения желтого цвета», «Согласны ли Вы с утверждением, что желтый цвет, желтизна — признак, наделяемый в народной культуре преимущественно негативной оценкой. Для какой этнической культуры это типично?», «В какой цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения в пасхальных, семицких и троицких обрядах?», «Почему на Пасху, поминая умерших на кладбищах, носили с собой красные и желтые яйца? Что эти цвета символизируют?».

От того, какая память у респондента, в каком соотношении у него находится оперативная и неоперативная память, во многом зависит качество этносоциологической информации. Исследования современных психологов демонстрируют, что оперативная ( или непосредственная) память человека достаточно ограничена, в связи с чем необходимо постоянно учитывать данное обстоятельство. Интенсивность памяти зависит не только от биологических, но и от психологических и социально-психологических факторов. В частности, в отечественной науке зафиксировано, что неприятные факты человек забывает чаще, чем приятные. В целом экспериментальным путем доказано, что респонденты лучше запоминают те события, которые подтверждают их мнения, чем события противоположного характера.

В различных экспериментах зафиксированы и другие факторы, влияющие на память респондента. Замечено, например, что респонденты лучше запоминают обстоятельства из прошлого, если положение дел в интересующем социолога аспекте мало изменилось. Например, семантическое значение красного цвета в народной культуре представляется респондентам цветом жизни, солнца, плодородия, здоровья. Красный цвет ассоциируется с оберегом и наделяется защитными свойствами ( особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо). Связь красного цвета с огнем отражается в языке (пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее (Русский Север Сибирь); о «бабе в красном казане» (персонификация пожара; Русский Север) ; об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр (Вологодская область).