Смекни!
smekni.com

Междисциплинарным характер этноколористического интервью (стр. 1 из 4)

Междисциплинарным характер этноколористического интервью

Невмержицкая Елена Викторовна

Специфика инновационного социологического метода рассматривается в аспекте обучения по новой учебной дисциплине этноколористика (на немецком языке), включающей, помимо изучения традиционного цветоведения, раздел знаний о цветовой культуре этносов, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях различных народов, цветовом языке народной художественной культуры, опираясь на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия, учитывая цветокультурные представления этносов с использованием этнокультурных примеров

С 2008 г. в учебный процесс образовательных учреждений введена разработанная автором новационная дисциплина «Этноколористика», включающая изучение теории применения цвета в образцах народной художественной культуры, его влияние на различные области человеческой деятельности. В частности, на территории России и Западной Европы (вузы: ФгБОУ ВПО МГТУ «Станкин», Wyzsza Szkda Zawodowa «Kadry dla Europy» Rosyjsko-Polski Instytut Naukowo-Badawczy и др.; ссузы: ГБОУ СПО Колледж архитектуры и строительства №7 г. Москва, Смоленское ГБОУ СПО Вяземский политехнический техникум и др.).

Колористика (от латинского «Color» — цвет) — раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Этноколористика — учебная дисциплина, включающая, помимо изучения традиционного цветоведения, раздел знаний о цветовой культуре этносов, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях различных народов, цветовом языке народной художественной культуры. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия, учитывая цветокультурные представления этносов.

Являясь комплексной дисциплиной о цвете, этноколористика включает систематизированную совокупность данных этносоциологии, этнопсихологии, этнопе- дагогики, этнолингвистики, культурологии и смежных с ними областей, например, философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, этнологии, изучающих феномен цвета и совокупность данных, изучающих цвет и его применение в образцах народной художественной культуры.

К основным принципам обучения этноколористике, основа цветовой выразительности которой — это зрительное восприятие, относятся следующие: от простого к сложному; освоение цветовых закономерностей; физические основы цвета, физиология зрительного восприятия, этнопсихология восприятия цвета и теория гармонии; теоретические знания о цветовых предпочтениях этносов; практический потенциал цветовых эталонов на примере образцов народной художественной культуры; интерпретация исторического опыта в соответствии с собственными творческими устремлениями [10, C. 41-44].

Этноколористика рассматривает цвет во всей его широте и объеме в аспекте традиций народной художественной культуры, что необходимо для целостной подготовки будущих специалистов, например, декоративно-прикладного искусства, реставраторов зданий и сооружений, поскольку роль цвета в их деятельности велика: средствами цвета выполняется круг творческих задач, а также формального, информального и неформального образования.

Специфика этноколористического интервью. Для теоретических и методологических принципов реализации эффективного этносоциологического исследования в научный оборот введено определение этноколористического интервью [6], основа которого базируется на беседе интервьюера, владеющего знаниями, и респондента. При непосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которого интервьюер получает необходимую этноко- лористическую информацию в форме ответов, реализуется основной контент этноко- лористического интервью как метода сбора первичной этнокультурной информации, т.е. этноколористическое интервью, являясь методом сбора социологической информации, предполагает проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, которая основана на непосредственном личном контакте интервьюера и респондента. Специфика этноколористического интервью по сравнению с другими видами опроса заключается в способе общения интервьюера и респондента.

Для проведения этноколористического интервью характерно, что его участники видят этот процесс по-разному. Опрашиваемые, как правило, воспринимают его как живую, частную и достаточно непринужденную, в силу анонимности, беседу. Для интервьюера это заранее отработанный до деталей опрос по так называемой схеме. Для стоящего за интервьюером исследователя — максимально унифицированная экспериментальная ситуация, рассчитанная на получение знаний об этноколористике и реакцию опрашиваемых.

В процессе проведения интервью особое внимание следует уделять роли, которую выполняет интервьюер, проявлению его креативности и инициативы. В данном случае контакт между ним и опрашиваемым осуществляется именно интервьюером, который задает вопросы, организует интервью и ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Например, в ходе интервью о лидирующем цвете в культуре этноса, которую представляет респондент, при ответе на вопрос: «С каким цветом ассоциируются Ваша этническая принадлежность?», представители славянских народов называли красный и синий ( русские, белорусы, украинцы) ; красный, синий, желтый (украинцы); поляки и датчане — белый, красный; немцы — синий (на юге Германии — зеленый), англичане — красный, зеленый, реже — черный и т.д. [5, С. 58-59]. При этом большее желание участвовать в интервью обычно выражают респонденты Западной Европы и Соединенных Штатов Америки, в отличие от российских граждан. В данном аспекте примечателен факт, свидетельствующий о том, что с начала 2000-х гг. готовность участвовать в интервью, отвечать на вопросы несколько снизилась по сравнению с концом 1990х гг., о чем свидетельствовали результаты наблюдений д-ра филос. и экон. наук Э. Ноаль-Нойманн, подтверждающие, что в среднем отказ от интервью бывает лишь в каждом пятом случае [8].

Когда речь идет о представителе определенной этнической группы, от которого социолог хотел бы получить информацию этноколористического характера, и которого, следовательно, это касается в первую очередь, то практически нет оснований представлять этноколористическое интервью в виде беседы между знакомыми. Общение между незнакомыми людьми, анонимность, вопросы, касающиеся различных сфер, односторонний характер разговора (вопросы задает только интервьюер) требуют определенных предпосылок для предстоящего интервью, которые должны мотивировать опрашиваемых к искреннему восприятию предлагаемого теста. В этноко- лористическом интервью присутствует свобода от общественного принуждения, напоминающая раскованное, раскрепощенное поведение между собеседниками, которому способствует, в частности, знание интервьюером этноэтикетных правил и норм поведения определенного социума.

Методические правила общения интервьюера и респондента. Правила статистически репрезентативного социологического интервью, проводимого в научных целях, включают задачи, стоящие перед интервью в эмпирическом исследовании. В таком исследовании в большинстве случаев участвует много людей: исследователь (иногда исследовательская группа — социологи, психологи, педагоги, экономисты, статистики, математики), руководитель группы интервьюеров, интервьюеры, опрашиваемые, специалисты по компьютерной обработке данных. При этом именно вопросы интервьюеров, их заметки о наблюдениях во время беседы, ответы респондентов создают основу для выводов, на которые опираются соображения и решения, выходящие за рамки данного исследования. Это остается в принципе неизменным, если позднее в отчете того, кто проводил опрос, будут использованы данные из других источников, например, официальной статистики.

С целью понимания важности строгого соблюдения методических правил нужно четко владеть особенностями проведения этноколористического интервью. Специфика применения данного метода в этно- социологических исследованиях зависит от концепции этноса, принимаемой в программе. Если исходить из онтологической концепции этноса как группы — носителя специфического культурного комплекса, то главной методологической проблемой этносоциологического исследования будет являться преодоление межкультурной дистанции, почти неизбежно возникающей в ходе проводимого исследования между исследователем и объектом исследования, интервьюером и респондентом.

Практика этносоциологических исследований доказывает, что культурная дистанция — это в большинстве случаев объективная реальность. Нарушение правил общения, демонстрация стиля поведения, не свойственного изучаемой этнической культуре, может привести к тому, что респондент откажется сотрудничать с исследователем либо будет отвечать именно так и говорить именно то, что, как он считает, от него ожидают.

Проблема преодоления культурной дистанции важна как при интервьюировании, так и при проведении анкетных опросов. Однако проведение этноколорис- тического интервью требует гораздо более тщательной этнокультурной подготовки исследователя и интервьюера.

Особенности языка инструментария. Проблема языкового барьера в процессе исследования весьма существенна. Если интервью ( анкета) проводится на языке, которым респондент не владеет или владеет в недостаточной степени, то результаты подобного исследования не представляют ценности. Для преодоления языкового барьера при проведении интервью или анкетном опросе обычно используются практика устного / письменного перевода на язык респондента, двуязычные анкеты, каждый вопрос в которых представлен в двух вариантах (на русском языке и языке этноса).

Этноколористическое интервью целесообразно вести на языке, которым интервьюер и респондент владеют наиболее свободно. Вместе с тем, использование переводчиков в процессе этноколористи- ческого интервью крайне нежелательно по нескольким причинам; во-первых, его присутствие усложняет и удорожает исследование; во-вторых, переводчик — посредник в диалоге, обладающий собственными этнопсихологическими особенностями, определенным социальным статусом, придерживающийся этнокультурных традиций и т.п., что может оказать влияние на результаты исследования. Именно потому услуги переводчика в этносоциологическом интервью могут быть использованы лишь в очень редких, единичных случаях и крайне нежелательны при массовом интервьюировании.