Являясь, по своей сути, рынком производным, фьючерсная биржа за последние двадцать лет существенно расширила ту самую базу, которая берется за основу фьючерсного контракта. Первоначально эту основу обеспечивал товарный рынок, но начиная с 1970-х гг. его конкурентом стал валютно-финансовый рынок. 1990-е годы были отмечены целым рядом почти невероятных нововведений: были разработаны и запущены в биржевую торговлю контракты на операции «своп» по процентным ставкам сроком на 3 и 5 лет (Чикагская торговая биржа), медицинское страхование (та же биржа), недвижимость и электричество (Лондонская биржа ФОКС). Справедливости ради надо отметить, что не все новые финансовые контракты оказались удачными. 1990-е гг. стали периодом нововведений также и для фьючерсных рынков товаров и валюты (самые яркие и успешные примеры — введение фьючерса на замороженный концентрат апельсинового сока на Нью-йоркской хлопковой бирже и создание на Чикагской товарной бирже нового подразделения GEM, осуществляющего фьючерсные торги валютами развивающихся стран). И все же в настоящее время именно фьючерсы на финансовые инструменты играют определяющую роль в развитии товарной биржи как экономического механизма.
Инфраструктура мирового фьючерсного рынка представляет собой совокупность всех существующих товарных бирж. Исключение составляют биржи реального товара, сохранившиеся в некоторых развивающихся странах и имеющие местное значение (например, Индонезийская форвардная биржа, торгующая кофе и каучуком). Известная Лондонская биржа металлов вплоть до 1986 года сохраняла черты форвардного рынка, так как не имела расчетной палаты, однако что касается принципа функционирования, то уже в начале этого века ЛБМ перешла от форвардных к фьючерсным сделкам. Сделки с наличным товаром заключаются на ряде европейских товарных бирж, однако их оборот несравнимо меньше оборота любой фьючерсной биржи. Также не входят в систему мирового фьючерсного рынка мировые алмазные биржи, на которых отсутствует механизм фьючерсной торговли. По количеству бирж самый крупный центр торговли алмазами — Антверпен, где расположены 4 из 22 существующих в мире алмазных бирж.
Внебиржевая торговля фьючерсами во многих странах запрещена, поэтому вторичного внебиржевого фьючерсного рынка (в отличие от фондового) не существует. Есть лишь несколько исключений (например, внебиржевой рынок цветных металлов в Токио — «Tokyo Curb», который позволяет клиентам из Японии и других стран Юго-Восточной Азии открывать позиции в дневные часы, когда ЛБМ закрыта).
В последние несколько лет произошли важные изменения в списке крупнейших международных фьючерсных бирж. В 1997 г. (как и 5 лет назад) лидером была Чикагская торговая биржа (Chicago Board of Trade). Ее оборот составил почти 243 млн. контрактов (Fact Book 1997. Deutsche Borse AG. Frankfurt/Main. Germany. March 1998, p. 129). Это старейшая биржа мира (создана в 1848 году). Другая американская биржа, отсчитывающая свою историю с 1919 года, — Чикагская товарная (Chicago Mercantile Exchange) уступила свое традиционное второе место Лондонской международной финансовой фьючерсной бирже (London International Financial Futures Exchange). В 1997 году оборот CME равнялся 201 млн. контрактов.
Резкий рост оборота биржи ЛИФФЕ произошел как раз за счет валютно-финансовых фьючерсов, а также благодаря объединению с Лондонской товарной биржей (London Commodity Exchange) и внедрению эффективной системы электронной торговли. По сравнению с чикагскими биржами история ЛИФФЕ насчитывает совсем немного: лондонская биржа начала функционировать в 1982 году. 16 сентября 1996 года на ЛИФФЕ появились товарные фьючерсные контракты (в результате объединения с LCE). Оборот биржи за 1996 г. составил 168 млн. контрактов, что на 27% превышало показатель 1995 г. (London International Financial Futures Exchange. Annual Report, 1996, p. 4). В 1997 году рост составил 22%, объем торговли превысил 204 млн. контрактов. (Fact Book 1997. Deutsche Boerse AG. Frankfurt/Main. Germany. March 1998, p. 129).
Четвертое место заняла Чикагская биржа опционов (Chicago Board Options Exchange), пятое (как и в 1992 г.) — Бразильская товарная и фьючерсная биржа (Brazil Mercantile & Futures Exchange). Бразильская биржа BM&F начала торговлю лишь в начале 1991 г., но набрала сразу огромные обороты.
Необходимо учитывать такую важную особенность учета в мировой фьючерсной торговле, как измерение объема торговли в контрактах, а не в денежных или весовых единицах. Тот факт, что объемы контрактов на различных биржах могут очень сильно отличаться не принимается во внимание.
Еще два новичка в списке — немецкая электронная биржа ДТБ (Deutsche Terminboerse) (шестое место) и Американская фондовая биржа (American Exchange), торгующая фьючерсами и опционами (седьмое место). Появление в списке фьючерсных бирж фондовой биржи объясняется тем, что биржа АМЕКС создала у себя подразделение фьючерсной торговли. Все фьючерсные контракты этой биржи относятся к финансовому типу. Кстати, Немецкая срочная биржа DTB тоже, в основном, ориентирована на финансовый рынок: она входит в качестве подразделения в структуру Немецкой биржи (DB), другим подразделением которой является Франкфуртская фондовая биржа (FWB). В 1997 году оборот DTB составил 112 млн. контрактов. (Fact Book 1997. Deutsche Boerse AG. Frankfurt/Main. Germany. March 1998, p. 129).
В конец списка переместились французская биржа МАТИФ (Marche a Terme International de France), Нью-йоркская товарная биржа НАЙМЕКС (New York Mercantile Exchange) и Лондонская биржа металлов (London Metal Exchange). Две последние, в отличие от всех перечисленных бирж, не торгуют валютно-финансовыми фьючерсами и опционами.
В представленном выше списке 5 американских бирж, 4 европейские и одна бразильская биржа. Нет в списке за 1997 год японских бирж, хотя в Японии товарных бирж очень много. В списке за 1992 год была указана одна японская биржа — Токийская международная биржа финансовых фьючерсов (ТИФФЕ), но из списка 1997-го года ее вытеснили европейские биржи, которые в последние годы быстро набирают обороты.
1990-е годы называют периодом глобализации мировой экономики. С середины 1990-х годов началась волна массовых слияний и поглощений в мировом бизнесе. Особенно знаменательным в этом плане стал 1998 год: объединились крупные автомобильные концерны «Daimler» и «Chrysler», нефтяные гиганты «Exxon» и «Mobil», мощные финансовые группы «Deutsche Bank» и «Bankers Trust». Этот мировой процесс, безусловно, охватил и биржевую торговлю. В 1995—96 гг. товарные биржи стали чрезвычайно активно устанавливать межбиржевые связи. Одним из главных инициаторов стала лондонская биржа ЛИФФЕ, которая подписала соглашения с крупнейшими американскими биржами (Чикагской торговой и Чикагской товарной) о введении ряда единых финансовых фьючерсных контрактов. Чикагская товарная биржа в 1990-е годы активно развивала межбиржевые связи: наиболее успешные примеры — евродолларовый фьючерс, котируемый одновременно в Чикаго и в Сингапуре (на SIMEX), а также фьючерс на фондовый индекс DAX, которым торгуют в Чикаго и во Франкфурте (на DTB).
Появление единых контрактов в том числе позволяет расширить время ведения торговли и за счет этого привлечь больше клиентов. Многие биржи почувствовали острую конкуренцию со стороны внебиржевого рынка, особенно валютного, и столкнулись с проблемой организации круглосуточной торговли. Подразделение Нью-йоркской хлопковой биржи FINEX решило эту проблему следующим образом. В середине 1990-х гг. был открыт новый операционный зал в Дублине, где в течение дня (по европейскому времени) стали проводиться торги по валютным и кросс-валютным фьючерсам. После окончания торгов в Ирландии сессия перемещается в Нью-Йорк, после закрытия биржи в Нью-Йорке — в Азию, а затем снова возвращается в Дублин. Все клиринговые расчеты по сделкам осуществляются на NYCE. Участники торгов могут в любое время суток (как и на межбанковском рынке) связаться по телефону с торговым залом и заключить сделку. Таким образом, FINEX удалось организовать прямой круглосуточный доступ к рынкам валютных фьючерсов и опционов, торги на которых проводятся «с голоса» (а не в электронном режиме).
Теперь рассмотрим основные принципы фьючерсной торговли, но не с точки зрения самой биржи, а с точки зрения ее потенциального клиента, т. е. юридического или физического лица, желающего участвовать в операциях на рынке фьючерсов и опционов.