Глава 2. Способы языкового выражения лингвокультурного концепта savoirvivre во французской лингвокультуре и его соответствия в русском языковом сознании
2.1 Отношение к жизни как концепт-антиномия
Для анализа языкового выражения лингвокультурного концепта savoirvivre необходимо рассмотреть языковые репрезентации лингвокультурных концептов, представляющие собой бинарную оппозицию «жизнь» – «смерть» как основу для понимания концепта savoirvivre («уметь жить c удовольствием») во французском и русском языковом сознании.
На тесную взаимосвязь двух диаметрально противоположных лингвокультурных концептов «жизнь» и «смерть» указывает тот факт, что понимание каждого из них осуществляется одно через другое. Данная идея находит свое отражение в единицах паремиологического фонда (жить грустно, а умирать тошно; от жизни до смерти – шаток; lavieetlamort, rienn’estplusfort), в афористике (Ilestprobablequelamortsoitmoinspéniblequelavie; poursavoircequ’ilaaprèslamort, ilsuffitdesavoircequ’ilyaavantlavie; чтобы иметь право жить, надобно приобрести готовность умереть; боятся надо не смерти, а пустой жизни и т.д.), прослеживается в структуре рассматриваемых концептов, в наименовании смежных концептов, в их характеристиках.
Мы считаем рассмотрение лингвокультурного концепта «смерть» в данном исследовании необходимым, так как оно органически связанно с ядерным концептом настоящей работы – «уметь жить», напрямую коррелирует с ним.
Анализ словарных статей толковых словарей русского языка позволил выявить следующие значения понятия «жизнь»:
1. Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличие которой от неживой природы является обмен веществ (биологический аспект) – возникновение жизни на земле, жизнь растительного мира;
2. Физиологическое состояние живого организма (человека, животного, растения) от зарождения до смерти (в данном случае смерть противопоставляется жизни в значении «прекращение существования живого организма (человека, животного, растения)» - дать жизнь, беречь жизнь, отдать жизнь за кого-либо;
3. Полнота проявления физических и духовных сил как внутренних (полон жизни, в нем много энергии, много жизни), так и внешних (в его глазах столько жизни!; В чертах у Ольги жизни нет (Пушкин);
4. Период существования кого-либо от рождения до смерти (долгая, короткая жизнь; в начале, в конце жизни):
1) ограниченный определенными временными рамками период существования кого-либо – жизнь у друзей запомнилась надолго; три месяца деревенской жизни подходят к концу;
2) совокупность всего пережитого и сделанного человеком – его жизнь богата событиями;
5. Образ существования, установившийся порядок в повседневном существовании – жить яркой, увлекательной жизнью; городская, бродячая, семейная, частная жизнь;
6. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях, в различных областях, сферах – общественная, хозяйственная, духовная жизнь; жизнь государства;
7. Реальная действительность, бытие – в жизни я с ней не встречался;
8. Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ – жизнь на базаре кипит во всю.
Во французском языке в качестве значений понятия «lavie» представлены следующие:
1. Особая форма существования материи, физиологическое состояние живого организма (животного, растения) (ensembledesphénomènesassurantl’évolutiondetouslesorganismsanimauxetvégétauxdepuislanaissancejusqu’à lamort) – lavieestapparuesurlaTerreilyaenvironquatremilliardsd’années;
2. Человеческоесуществование (existence humaine) – être en vie, donner la vie;
3. Жизненная энергия, жизнеспособность, оживление, живость (vitalité, entrain) – unenfantpleindevie;
4. Промежуток времени (длительность) от рождения до смерти (duréedel’existence, tempsquis’écouledelanaissance à lamort) – saviea été courte; lespériodesdelavie – les âgesdelavie; aumatin, ausoirdelavie;
5. Течениежизни, события, которыееенаполняют (сours de l’existence, événements qui le remplissent; conduite, moeurs (biographie) – mener une vie tranquille, vivre sa vie, il a écrit une vie de Beethoven;
6. Стоимостьжизни (сoût de la subsistence, de l’entretien) – la vie est de plus en plus chère;
7. Человескаядеятельность (аctivité humaine) – la vie littéraire, sportive, spirituelle;
8. Оживление, активность (аmination, activité) – quartier où règne une intense vie nocturne;
9. Другаяжизнь, жизньнатомсвете (l’autre vie, la vie éternelle (ce qui suit la mort; le paradis, l’enfer, le purgatoire) (религиозныйаспект).
Отраженные значения исследуемых понятий в толковых словарях русского и французского языка позволяют с уверенностью говорить об их значительном сходстве, однако данный факт не является основанием считать тождественными лингвокультурные концепты «жизнь» и «lavie» во французском и русском сознании. Различия, как можно видеть, касаются следующих моментов: во французском словаре выделяется в качестве отдельного значения «стоимость жизни» (в русском языковом сознании этот смысл также наличествует); понимание жизни как «существования человека после смерти (вечная жизнь)» не отмечено в словарных дефинициях русского языка (Ожегов); (БТСРЯ), во французском языке, наоборот, данное значение понятия «vie» отдельно выделяется. Отсутствие значения «вечная жизнь» в толкованиях понятия «жизнь» в русском языке не говорит, однако, об отсутствии самого феномена в русском сознании, на что косвенно указывает понимание смерти как «конца земной жизни, разлучения души с телом (переход к другой вечной, духовной жизни). Понимание же смерти во французском языке как «полного и окончательного прекращения жизни» вступает в противоречие с выделяющимся в отдельное значение пониманием жизни как «существующей и после смерти».
В противопоставлении жизни и смерти жизнь является немаркированным компонентом, и поэтому в языковом сознании характеристики смерти как антипода жизни представлены детально и вариативно. Отталкиваясь от этих характеристик, мы можем моделировать существенные для носителей французской и русской лингвокультур признаки концепта «жизнь».
В результате анализа словарных дефиниций лингвокультурного концепта «смерть» в русском языке нами были выявлены следующие основные параметры рассматриваемого концепта:
1) прекращение существования живого организма (человека, животного) – биологическая смерть, клиническая смерть;
2) конец земной жизни, разлучение души с телом (переход к другой вечной, духовной жизни);
3) конец жизни + обстоятельства смерти;
а) естественная смерть – мучительная, легка; умереть своей смертью;
б) внезапная, неожиданная смерть, смерть от несчастного случая – скоропостижная, глупая, ранняя, геройская;
в) самоубийство – покончить жизнь самоубийством, покушение на самоубийство;
г) насильственная смерть (убийство, смертная казнь) – убить, приговорить к смерти;
4) гибель, уничтожение чего-либо – духовная, политическая смерть; смерть общества, культуры, иллюзий, таланта;
5) плохо, нехорошо, горе, беда – зубрежка была для нее смертью; жарко, душно – смерть да и только;
6) при выражении «очень сильно», «чрезвычайно», «крайне» – устал до смерти, до смерти все надоело, смерть как зуб ноет, смерть люблю поболтать, смерть как замерзла.
Дефиниции концепта lamort во французском языке распределились следующим образом:
1) полное и окончательное прекращение жизни (cessation complète et définitive de la vie);
2) свойственность данного феномена человеческому бытию (человеческая судьба, удел) (un phénomène inhérent à la condition humaine);
3) конец жизни + обстоятельства смерти;
а) естественная смерть (mort naturelle);
б) неожиданная смерть, смерть от несчастного случая (accidentelle);
в) самоубийство (suicide, mort volontaire);
г) насильственная смерть (убить, приговорить к смертной казни) (fin provoquée);
4) гибельчего-либо (la mort du petit commerce);
5) смертельно, до смерти (s’ennuyer à mort (смертельно скучать), s'en vouloir à mort (смертельно ненавидеть друг друга));
6) боль, глубокая печаль (avoir la mort dans l'âme).
В обоих языках было выделено одинаковое количество пунктов при характеристике смерти. Полное совпадение отмечено в пунктах: третьем, четвертом и шестом – в русском языке и пятом – во французском.
Понимание смерти как прекращение существования живого организма является общим для обоих языков. Второй пункт был выделен на основе анализа словаря В. Даля, однако, прежде чем сделать вывод о том, что для русского менталитета не характерно восприятие смерти как окончательного, полного прекращения жизни, необходимо принять во внимание время составления данного словаря (1882). В. Даль указывает на то, что человек рождается на смерть, а умирает на живот (на жизнь), то есть, под смертью понимается лишь конец плотской жизни (смерть тела), за которым следует воскрешение; душа же остается бессмертной. Таким образом, смерть характеризуется как момент освобождения души от «оков» тела, для русского человека она является этапом, ступенью, переходом к вечной, духовной жизни. В дефинициях, данных во французских словарях налицо скорее неверие в продолжение жизни после смерти (cessation complète et définitive de lavie).
В обоих языках, самоубийство не относится ни к естественной смерти, ни к насильственной, а выделяется в отдельную категорию. Во французских словарях суицид характеризуется как «mortvolontaire». Анализ значений прилагательного volontaire (1) добровольный (т.е. без принуждения, давления, насилия); (2) намеренный, умышленный; (3) волевой (ФРС, 1991) позволяет составить некое общее представление о самоубийстве как акте самоумерщвления и объяснить причину не причисления самоубийства ни к одному из вышеперечисленных пунктов (см. п. 3) а) естественная смерть, б) неожиданная смерть, г) насильственная.)