В 1965 – 1968 годах стада черноморских кефалей, а их всего четыре: крымское, кавказское, анатолийское и балканское, стали сокращаться. Депрессию воспроизводства объяснили переловом. Тогда-то и встал вопрос воспроизводства.
Снижение рыбопродуктивности Азовского моря заставило как научные, так и хозяйственные структуры вести поиск по ее восстановлению и увеличению. Так, для нашего Приазовского региона, кроме действий, направленных на увеличение запасов наиболее перспективных пород рыб, таких как азовский калкан и камбала глосса, дали свои положительные результаты работы по интродукции* и акклиматизации в его водах дальневосточной кефали – пиленгаса.
О разведении и выращивании пиленгаса, как перспективного объекта рыболовства в Азовском море, дали свое подтверждение работы, проведенные:
- учеными единственного в Украине государственного морского рыбохозяйственного института – ЮгНИРО (южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии), расположенного в г. Керчи;
- учеными отделений ЮгНИРО: Азовским, Одесским, Севастопольским;
- научными сотрудниками прудового хозяйства "Сиваш" Новотроицкого района Херсонской области, которое является научно-производственной базой ЮгНИРО, специализация этого хозяйства – воспроизводство и культивирование пиленгаса и креветки в осолоненных водоемах закрытого типа. "Сиваш" – пока единственное в Украине рыбное хозяйство по акклиматизации пиленгаса в водоемах закрытого типа.
- ихтиологами*, рыбаками рыбколхоза «Рехвыля» Генического района;
- специалистами Генической рыбинспекции.
Акклиматизация дальневосточной кефали-пиленгасав Азово-Черноморском бассейне быланачата в 1972 году. По обоснованию Всесоюзной ихтиологической комиссии были рекомендованы для расселения дальневосточной кефали- пиленгаса солоноватые лиманы Северного Причерноморья. Пиленгас – рыба неприхотливая, не так чувствительна к низким температурам, выдерживает температуру 00 С и даже -20 С, не хищная, детритофаг*, не является конкурентом бычку, питается остатками перегнивших водорослей в виде ила.
Интродукция – очень сложное, неблагодарное дело. Никогда заранее не узнать, какой будет результат: положительный или отрицательный.
Кандидату биологических наук Павлу Владимировичу Шекку( ЮгНИРО) для зарыбления некоторых черноморских лиманов дальневосточной кефалью-пиленгасом потребовалось два с лишним десятка лет. Первые полиэтиленовые мешки с мальками пиленгаса прилетели самолетом в Шаболатский лиман с Дальнего Востока в 1973 году.
П. В. Шекк вместе с единомышленниками запасали мелкими сетками детрит, кормили им мальков, находящихся в пластмассовых емкостях – чанах, лечили, спасали будущих пелингасов. Не все у них ладилось. Основная масса пиленгаса, выпущенная в Черное море, куда-то исчезла. Рассчитывали, что двухлетки вернутся в лиман, но рыба стала упорно двигаться на восток. Уже через год меченые особи пиленгаса обнаружились у Кинбургской косы, еще через год у берегов Абхазии, потом Анатолии, в 1998-м они уже замечены в водах Болгарии. Круг замкнулся. Ждали ихтиологов и другие огорчения. По чистой случайности произошла массовая гибель кефали в Шаболатском лимане. За одну ночь пошли насмарку плоды нескольких лет работы.
В течение ряда лет молодь пиленгаса также доставляли в полиэтиленовых мешках из Амурского залива и выпускали в прибрежную зону Азовского моря в акватории* Молочного лимана.
Таким образом, завершилась акклиматизация в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия образованием самовоспроизводящейся популяции. Новые условия оказались благоприятными для вида, благодаря чему он широко расселился по акватории Азовского и Черного морей, вышел в Мраморное и Средиземное моря, став одним из важных объектов современного промысла. Турецкие рыбаки называют его русской кефалью, блюда из которой считаются деликатесом.
Несмотря на хозяйственную ценность и существенную роль, которую пиленгас стал играть в азово-черноморской экосистеме*, сведений о его экологии и биологии еще крайне мало.
3.2 Пиленгас как интродуцент Азово-Черноморского бассейна
Акклиматизированная дальневосточная кефаль-пиленгас в настоящее время является одним из наиболее перспективных, ценных для украинского промысла объектов, дающий возможность успешно развиваться экономике страны. Пиленгас хорошо адаптировался к новым условиям и широко распространился. В незнакомом для него Азовском море вид проявил удивительную высокую экологическую пластичность, темп роста, который оказался значительно выше, чем в материнском родном водоеме – морях Дальнего Востока. Кроме того, естественный нерест пиленгаса был отмечен в Сиваше и ряде Азовских и Черноморских лиманах, что создало предпосылки к формированию естественной популяции данного вида в Азово-Черноморском бассейне. "Новые условия обитания оказались благоприятными для вида, благодаря чему он широко расселился в теплых водах Азово-Черноморского бассейна", – так официально пишут в специальной литературе. А мне хотелось докопаться до истины, найти более или менее исчерпывающие ответы на ряд волнующих меня вопросов:
- Можно ли выращивать его в прудах, где соленость воды значительно ниже, чем в море?
- Почему вновь сформированные естественные популяции данного вида по темпам роста в несколько раз превышают популяции других видов черноморских кефалей?
- Чем так полезен пиленгас?
Вот не полный перечень тех вопросов, на которые мне хотелось найти ответы. И начались поиски: изучение научной литературы, встречи и телефонные разговоры со специалистами, блуждание в паутинной сети Интернета. Вот что я узнал.
Недостаточно изучены вопросы, касающиеся характера и условий размножения вида. Они же очень важны, так как пиленгас пластичен и эврибионтен* на всех этапах постэмбрионального развития, и только в период размножения становится более требовательным к условиям обитания, что, возможно, является основным лимитирующим фактором его распространения.
Большинство работ, посвященных проблемам размножения пиленгаса, были проведены в кефалевыростных хозяйствах на искусственно оплодотворенной икре. Распределение и развитие икры в естественных условиях были описаны только для заливов Дальневосточного приморья, а вот подобные данные по Черному и Азовскому морям отсутствовали. Ученые Севастопольского отделения ЮгНИРО поставили цель: изучить характер и условия размножения пиленгаса в Азово-Черноморском бассейне, изучить особенности икринок, установить сроки и места нереста.
Анализ распределения икринок пиленгаса в Черном море в районе Севастополя проводили по данным ежегодных мониторинговых ихтиопланктонных съемок Севастопольских бухт и прилегающей части открытого моря в 1996 – 1998 гг. пробы собирали ихтиопланктонной сетью Богорова-Раса из мельничного сита № 23 с площадью входного отверстия 0,5мм2. Сеть буксировали в течение 5 мин. У поверхности и по глубине 5м., затем рассчитывали численность икры на 100м3 профильтрованной воды. По полученным данным производили расчет численности икринок под 1 м2 поверхности моря.
В Азово-Черноморском бассейне развивающуюся икру пиленгаса в природе долгое время не находили, несмотря на отлов половозрелых, готовых к размножению особей. Первые сведения о нахождении икры в Черном море относятся к 1996 г. Нормально развивающиеся икринки на разных стадиях развития были найдены в июне в районе Севастополя при температуре воды 18 – 20,50 С, солености 17,6 – 18‰, над глубиной 20–100 м.
В заливе Петра Великого развивающаяся икра была обнаружена в начале июля над глубинами 23 – 29 м при температуре воды у поверхности 16,6 – 17,10 С.
Икринки пиленгаса пелагические, сферической формы, с одной крупной жировой каплей. Оболочка икринок тонкая и прозрачная. Желток гомогенный, светло-желтого цвета. Икринки развиваются у поверхности воды жировой каплей кверху.
Средние показатели характеристик икры пиленгаса из разных районов обитания близки. В то же время, икринки из водоемов Дальневосточного Приморья несколько крупнее, чем в Черном море, а средний диаметр жировой капли, наоборот, больше у икры черноморского пиленгаса. Самой мелкой оказалась икра пиленгаса из Азовского моря. Вместе с тем, в Молочном лимане – месте первоначальной акклиматизации пиленгаса – и в дальнейшем его массового нереста, обнаруженная при солености воды 16-17‰ икра рыбы характеризовалась большими размерами и крупной жировой каплей (прилож.4, табл. 2).
Пробы с высокой численностью икры пиленгаса были собраны на станциях в районе Севастополя, расположенных над изобатой* 50м и более, по мере приближения к берегу и уменьшения глубины количество икринок в уловах уменьшалось.
В мае-июне 1998г. было выполнено 67 ихтиопланктонных сборов, икра пиленгаса отмечена в 14 уловах. Всего собрано 82 икринки пиленгаса. Первые икринки появились в планктоне в конце мая в районе б.Омега над глубинами 25 м. при температуре поверхностной воды 15,30С. С середины июня с прогревом воды до 20-210С численность икринок пиленгаса увеличилось. С начала июля икра пиленгаса в пробах отсутствовала (прилож. 5, табл. 3).
Первые данные, подтверждающие естественный нерест пиленгаса, были получены лишь в июне 1989г., когда в Молочном лимане была поймана ранняя молодь на стадии закладки чешуи, что позволило установить сроки её вылупления – II-III-я пятидневки мая. В последующие годы естественный нерест пиленгаса наблюдали в Молочном лимане, в водоемах восточного Сиваша и непосредственно в Азовском море.