Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право (стр. 10 из 67)

В приказе Главного тюремного управление указывалось на необходимость проявлять гуманность к заключенным, уважать их личное достоинство. В соответствии с этим, тюремной администрации предписывалось в тех случаях, когда применение телесного наказания зависtло от усмотрения должностного лица тюрьмы и назначать это наказание. Приказы напоминали, что превышение власти в отношении заключенных должностным лицо в местах заключения подсудно.

Тюремное ведомство возглавил профессор А.А. Жижиленко. Главной задачей наказания определялось перевоспитание человека , совершившего преступление.

Советский этап в развитии пенитенциарного права начался с попытки реализации передовых идей сформировавшихся в дореволюционный период. Многие известные ученые приняли советскую власть и работали в советских государственных учреждениях, внося в их организацию прогрессивные демократические начала организации исполнения наказания.

28 октября 1917 г. постановлением Петроградского ВРК были назначены комиссары в тюрьмы Выборгского района[22].

Постановлением НКЮ от 15 декабря 1917 г. при тюрьмах были утверждены следственные комиссии для проверки правильности ареста, доставляемых в местах заключения лиц и законности содержания арестантов.

12 января 1918 г. в составе НКЮ была образована медицинская коллегия для проверки заявлений заключенных о болезнях.

23 января 1918 г. СНК принял постановление об улучшении продовольствия в Петроградских тюрьмах. 24 января 1918 г. принято постановление НКЮ «О тюремных рабочих командах».[23]

Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и устанавливающим виды мест лишения свободы являлась Временная инструкция 1918 г.[24] Характерной особенностью Временной инструкции является предоставление самостоятельности местным карательным отделам при разработке и установлении внутреннего распорядка мест заключения; при этом они могли применять правила «Общей тюремной инструкции 1916 г.», которые не отменены революцией и не противоречат положению Временной инструкции.

Временная инструкция определяла следующие места заключения:

общие места заключения (тюрьмы);

воспитательно-карательные реформатории и земледельческие колонии (в основном для молодежи);

испытательные заведения для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения;

карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными психическими деформациями);

тюремные больницы.

Из перечисленных видов мест лишения свободы фактически существовали только общие места заключения (тюрьмы и тюремные больницы).

При применении мер репрессии Временная инструкция провела четкую классификацию нарушителей: лица, нарушающие порядок и дисциплину, и лица, не желающие работать без основательных причин. В отношении первой категории применялись такие меры наказания, как: 1) более суровый режим (лишение свиданий, переписки); 2) меры изоляции (одиночное заключение, карцер до 14 дней); 3) в исключительных случаях при частых рецидивах недопустимого поведения, перевод в специальные тюрьмы (изоляторы). На последнее обстоятельство следует обратить особое внимание, ибо в перечне лишения свободы специальные тюрьмы для нарушителей не упоминаются. В связи с чем можно полностью согласиться с утверждением М.Г. Деткова, что «появление таких тюрем, без четкой регламентации порядка и условий содержания лиц, переведенных за нарушение режима, неизбежно вело к произволу администрации, к серьезным ограничением прав, указанных лиц»[25].

В отношении заключенных, не желающих трудиться предусматривались следующие меры: 1) расходы на их содержание в местах лишения свободы заносились на лицевые счета, причем они обязаны были погасить задолженность, иначе не могли освободиться, хотя и отбыли в назначенный срок наказание; 2) если это не помогало, они переводились на уменьшенный паек; 3) направлялись в изолятор (особую тюрьму) как не исправившиеся[26].

Следует обратить внимание на то, что: во-первых, в этом положении инструкции четко просматривается элемент неопределенного наказания, причем, по усмотрению администрации, и во-вторых, оно дает широкие основания для произвола последней.

Временная инструкция предусматривала создание распределительных комиссий. Положение о распределительных комиссиях было принято карательным отделом НКЮ РСФСР 16 ноября 1918 г. Распределительные комиссии определяли вид места лишения свободы куда должен был направляться осужденный после суда.

Одним из первых нормативных актов советской власти, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних, был декрет СНК от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних»[27].

В нем объявлялись упраздненными суды и тюремное заключение для малолетних несовершеннолетних до 17-летнего возраста. В соответствии с этим Декретом, из мест лишения свободы несовершеннолетние были освобождены, и центр тяжести в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних был перенесен на меры воспитательного и предупредительного характера. Вместе с тем проявлялась забота о том, чтобы правонарушители из числа молодежи (17 лет и старше), осужденные к лишению свободы, отбывали наказание в особых исправительно-трудовых учреждениях[28].

25 ноября 1918 г. было принято постановление НКЮ «О досрочном освобождении»[29].

Согласно Инструкции о досрочном освобождении лица, отбывающие наказания в местах лишения свободы, могли быть по постановлению народного судьи или революционного трибунала по подсудности освобождены до истечения срока наказания. Ходатайство о досрочном освобождении возбуждалось самим осужденным, его близкими, или распределительной комиссией.

Особое место среди законодательных актов, регулирующих деятельность мест заключения в период гражданской войны, занимает «Устав трудовых земледельческих колоний», утвержденный 12 августа 1919 года заместителем Наркома Юстиции П.И. Стучкой. Будучи итогом длительных поисков и разработок, он впервые в истории ИТУ в концентрированном виде вводил в их деятельность прогрессивную систему отбывания наказания.

Все заключенные, содержащиеся в трудовых земледельческих колониях делились на четыре разряда: испытуемые, исправляющиеся, образцовые и штрафные. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся в зависимости от их отношения к труду и успехов в школьном обучении.

В рассматриваемый период возросла политическая и уголовная преступность. Советская власть с целью защиты революции приняла решение проявлять решительные меры в борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью. В связи с этим и с учетом развернувшейся гражданской войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходимость защиты республики от классовых врагов путем изолирования их концентрационные лагеря. Данные лагеря были созданы лишь в 1919 г. и их существование было закреплено Декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ».

Правовые основы функционирования концлагерей отличались от исправительно-трудовых учреждений. В лагеря по постановлению ВЧК направляли на время гражданской войны лиц из числа иностранных граждан и представителей ранее господствующих классов.

Следующим этапом в развитии исправительно-трудового законодательства стали «Правила внутреннего распорядка в местах заключения», введенные циркуляром НКЮ в июле 1920 г. Правила представляли собой сжатое изложение всех трех разделов и статей, которые составляли в последующем «Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г.»

Положение об общих местах заключения РСФСР 15 ноября 1920 г. стало важным этапом в развитии исправительно-трудовых учреждений. Издание данного нормативного акта было вызвано необходимостью установления определенных правил в порядке содержания заключенных, создании единообразного режима в местах заключения. Установив четкое распределение заключенных на категории и разряды, и определив для них различные условия содержания, которые изменялись в зависимости от степени исправления, Положение тем самым закрепило прогрессивную систему отбывания наказания в местах заключения.

Согласно Положению все вновь поступившие в местах лишения свободы помещались в разряд испытуемых. Не поддающиеся исправлению осужденные переводились в штрафной разряд, где устанавливался особо строгий режим содержания. Лица, проявляющие стремление к исправлению, переводились в разряд исправляющихся, а оттуда за отличное поведение - в образцовый. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся коллегией места заключения на основании характеристики с учетом поведения, отношения к труду и обучения.

Положение устанавливало 9 видов дисциплинарных наказаний:

1) выговор наедине или в присутствии других осужденных; 2) ограничение или лишение права пользоваться библиотекой; 3) ограничение или лишение права переписки; 4) ограничение или лишение права свиданий; 5) ограничение права выписки или передачи; 6) перевод на уменьшенный продовольственный паек (применялся за отказ от работы); 7) карцер на срок до 14 суток с выдачей горячей пищи и выводом на прогулку через два дня на третий; 8) перевод в низший разряд; 9) продление срока заключения.

Кроме того, в случае упорного неповиновения заключенных или особой тяжести нарушения ими установленного режима коллегия мест заключения могла войти в Распределительную комиссию с представлением о переводе заключенного в особую (изоляционную) тюрьму.