Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право (стр. 6 из 67)

Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс норм, регулирующий оп­ределенную группу общественных отношений, возникающих при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при освобож­дении от отбывания наказания. Обозначенное объединение норм образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Институ­ты права образуют отрасль права, они позволяют более четко определить объекты правового регулиро­вания.

Регулируя общественные отношения, возникающие при исполне­нии наказания и применении мер исправительного воздействия на осуж­денных, нормы права определяют права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказания, регулируют их деятель­ность в двух направлениях: при исполнении (отбывании) наказания и применении мер исправительного воздействия. При исполнении (от­бывании) наказания, реализуются в полном объеме меры принуждения, ограничения прав осужденных. Применение мер исправительного воздействия, осуществляемого при исполне­нии лишения свободы, регулируется нормами права в меньшем объеме, поскольку его содержанием выступает психолого-пе­дагогическое воздействие. Применительно к реализации воспитатель­ных мер при исполнении иных видов наказания нормы права формулируют лишь задачи исправления и определяют органы государ­ства, организации, общественные объединения либо отдельных граждан, на которых возложено выполнение данных задач.

Вместе с тем, не все нормы содержат вариант (модель) должного поведения. Так существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрас­ли права в целом или отдельных его институтов, формулируются опре­деленные понятия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания либо как специальные нормы.

В уголовно-исполнительном праве названные нормы реализуются в форме норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-зада­чам можно отнести, в частности, ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи данной отрасли законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужден­ных. К нормам-принципам можно отнести ст. 8 УИК, формулирующую систему принципов уголовно-исполнительного законодательства. В нормах-дефинициях понятиях раскрываются их содержание.

Нетипичные правовые предписания играют связующею роль между политикой в сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку закрепляют в нормах-принципах цель, принципы и стратегию деятельности государства в ука­занной области, в них также находит отражение взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.

В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением нака­зания. Например, в ст. 84 УИК указывается, что оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях осуществляется в соответ­ствии с законодательством РФ, несовершеннолетние осужденные при­влекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде (ч. 2 ст. 103 УИК) и т. д. Бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при возникновении общественных отношений в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помо­щью более четко определяется предмет правового регулирования нор­мами уголовно-исполнительного законо­дательства.

Отсылочные нормы, используемые в УИК (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115-и т. д.), облегчают правоприменительную деятельность, поз­воляют избежать дублирования норм. Отсылочные нормы имеют внут­риотраслевое назначение.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на отдельные виды в зависимости от характера определяемого пра­вила поведения. В общей теории права по данному основанию нормы права подразделяются на регулятивные, поощрительные и ох­ранительные. Нормы уголовно-исполнительного права также можно группировать в соответствии с обозначенной классификацией.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В за­висимости от характера этих прав и обязанностей они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы определяют требования к субъектам совер­шать определенные действия. Так в качестве обязывающей нормы можно привести положение ст. 82 УИК, устанавливающее требования режима в местах лишения свободы, в частности, обязательную изоляцию осуж­денных и постоянный надзор за ними. Применение обязывающей нор­мы к одним субъектам обеспечивает со­блюдение прав и законных интересов других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам возможность выбора вари­анта поведения в пределах, установленных законом. К ним в частности относится положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК, согласно которому “по желанию осужденного или адвоката свидания могут пред­ставляться наедине”.

Запрещающие нормы, в свою очередь, устанавливают требования к субъ­ектам воздерживаться от определенных действий, рассматриваемые законом как неправомерные. При этом запрет в норме закона может устанавли­ваться как в общей, так и в конкретной форме. Например, общая форма запрета закреплена в норме ч. 4 ст. 103 УИК, согласно которой пере­чень работ и должностей, на которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы, устанавливается Правилами внутрен­него распорядка. Запрет в конкретной форме направлен на определен­ные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК определено, что “вес одной пере­дачи не должен превышать установленный вес одной посылки”.

Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направле­ны на стимулирование правильного поведения, исправление осужденных. Они определены в основном в ст. 113 УИК, устанав­ливающей меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы. Между тем перечень поощрительных норм, содержащихся в УИК, этим не ограничивается. Они установлены также в ст. 108,109,112 и др. По­ощрительная норма содержится и в ч. 2 ст. 111 УИК, соглас­но которой участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Специфичность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве заключается в том, что они предоставляют право на поощрение толь­ко одному субъекту - администрации учреждения или органа, испол­няющего наказание, тогда как другой субъект каковым является осужденный не может требо­вать соответствующего поощрения в виде предоставления дополнитель­ных прав. В соответствии с формулировкой закона, в которой употребляется термин “могут” (см. ст. 97, 113 УИК и др.), принятие положительного решения о поощрении зависит от решения администрации данного орга­на. В данном случае администрация должна руководствоваться сведениями, ха­рактеризующими поведение осужденных.

Охранительные нормы направлены на обеспечение защиты правоотно­шений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполни­тельного права. К их числу относятся положения, устанавли­вающие меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы (ст. 115 УИК), а также нормы ст. 102 УИК, предусматривающие мате­риальную ответственность лиц, лишенных свободы.

Нормы уголовно-исполнительного права подразде­ляются на материальные и процессуальные. Ма­териальные нормы права устанавливают содержание правила поведения, про­цессуальные нормы регулируют условия и порядок его реализации. Так соотношение и взаимосвязь материальных и про­цессуальных норм выражены в ст. 51-52. В ст. 113, 115 УИК сфор­мулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, при­меняемые к осужденным), а в ст. 116 и 117 определен процессуальный порядок их применения.

Разделение норм уголовно-исполнительного права на виды имеет важное общетеоретическое значение, оно помогает предметно их ана­лизировать при правоприменительной деятельности. При конструиро­вании новых норм следует учитывать их видовую принадлежность для более правильного определения характера прав и обязанностей субъек­тов уголовно-исполнительных правоотношений.

В общей теории права в структуре норм выделяют гипотезу, диспо­зицию и санкцию. Обозначенное структурное разделение норм применимо и в уголовно-исполнительном праве. Гипотеза рассматривается как условие, при наличии которого норма должна применяться. В большинстве случаев гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, соответственно она может быть общей для многих норм. В этом случае имеется в виду основание отбывания уголовного наказания - приговор суда либо изменяющее его определение или постановление су­да, вступившее в законную силу. В некоторых нормах гипотеза содержится в са­мом нормативном акте. Так в ст. 97 УИК сформулированы усло­вия краткосрочного выезда осужденных за пределы мест лишения свободы, а в ст. 96 — условия предоставления осужденным права пере­движения без конвоя и т. д.

В диспозиции нормы определяется правило поведе­ния субъектов правоотношений. Нормы права и статьи закона не обязательно должны совпадать. В статьях могут содержаться несколько норм.

В санкции определяются последствия нарушения уста­новленных нормой права правил поведения. При этом санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК), но применять за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК. Санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту - осужденному, а иные субъекты уголовно-исполнительных отношений несут ответственность в соответствии с нор­мами административного либо трудового права. Дисциплинарным Уста­вом внутренней службы предусматриваются меры дисциплинарной ответственности начальствующего состава исправительных учреждений. Одновременно уголовную ответственность могут нести и те и другие в случае уголовно-наказуемого деяния.