Смекни!
smekni.com

Наследование по завещанию (стр. 6 из 12)

По новым правилам (ст. 1136 ГК РФ) исполнитель завещания, помимо возмещения за счет средств наследства необходимых расходов, связанных с исполнением завещания, вправе требовать вознаграждения за счет наследства, если это предусмотрено завещанием. Заметим, что ранее ГК РСФСР императивно устанавливал безвозмездный характер оказываемых исполнителем завещания услуг (ст. 545 ГК РСФСР).

Допускается и освобождение гражданина от обязанностей исполнителя завеща­ния после открытия наследства.

Такое решение вправе вынести суд по заявлению самого гражданина либо наследников по завещанию при наличии обстоятельств, препятствующих гражданину исполнить соответствующие обязанности.

Достаточно подробно в ГК РФ перечислены основные обязанности исполните­ля завещания, а также допускается возложение на него завещателем иных или дополнительных обязанностей (п. 2 ст. 1135).

Полномочия исполнителя завещания, согласно ст.1135 ГК РФ, удостоверяются свидетельством, выдаваемым нотариусом, и он вправе от своего имени вести дела, связанные с исполнени­ем завещания, в том числе в суде, других государственных учреждениях (напри­мер, потребовать от должников наследодателя уплаты долга, принять меры к ох­ране наследственного имущества, в качестве учредителя заключить договор дове­рительного управления наследственным имуществом и т.п.)

2.4. Изменение, отмена и недействительность завещания

Принцип свободы завещания и его односто­ронний характер предопределяют также и то, что гражданин, совершивший завещание, вправе в любое время его изменить или отменить. Такое же право предоставлялось завещателю и ранее действовавшим законодательством, но теперь оно уточнено и конкретизировано (ст.1130).

В Кодексе названы те же способы изменения и отмены завещания, что и в ра­нее действовавшем законодательстве. Они сводятся к следующему. Изменить за­вещание наследодатель может только путем составления нового завещания, в ко­тором содержатся иные распоряжения в отношении части наследственного имуще­ства. Например, в предшествующем завещании гражданин все свое имущество завещал дочери, а в последующем указал, что из принадлежащего ему имущества автомобиль он завещает сыну. В такой ситуации второе завещание изменяет пер­вое. В случае открытия наследства действительными будут оба завещания, на ос­новании которых к сыну перейдет автомобиль, а к дочери все остальное имуще­ство наследодателя.

Последующим завещанием может быть не только изменено, но и отменено ра­нее составленное завещание. Этот результат наступает, когда предыдущее завеща­ние полностью противоречит последующему. Например, если по предыдущему завещанию гражданин завещал принадлежащую ему квартиру сыну, а в после­дующем указал в качестве наследника на эту же квартиру дочь, это означает, что первое завещание полностью отменено и к наследованию по второму завещанию будет призываться только дочь завещателя.

Завещание может быть также отменено еще одним способом. В ГК РСФСР та­кой способ выражался в подаче завещателем заявления об отмене завещания нота­риусу или должностному лицу местной администрации. К такому заявлению предъявлялось только одно требование: подпись завещателя на нем должна была быть нотариально удостоверена. В Основах законодательства о нотариате (ст. 58) назван иной способ: отмена завещания может быть произведена путем подачи уве­домления, которое должно быть нотариально удостоверено. Практика применения этой нормы Основ была неоднозначной и нередко нотариусами в качестве способа отмены завещания принимались как уведомление, так и заявление, где была нотариально удостоверена лишь подпись заявителя.

Между тем в наследственных правоотношениях отмена завещания имеет такое же значение, как и совершение завещания, поскольку порождает иные, чем предусмотренные завещанием, правовые последствия.

Именно на такой позиции стоит законодатель, предусмотрев в новом ГК РФ, что завещание может быть отменено также посредством распоряжения о его отме­не. При этом распоряжение об отмене завещания должно быть совершено в любой форме, установленной Кодексом для совершения завещания (п. 4 ст. 1130). Таким образом, распоряжение об отмене завещания, как и само завещание, является од­носторонней сделкой, к нему соответственно применяются нормы Кодекса, опре­деляющие общие условия действительности сделок и основания признания их недействительными. Так, распоряжение об отмене завещания, составленное без соблюдения правил ГК РФ о форме завещания, приведет к недействительности такого распоряжения по основаниям его ничтожности, а распоряжение, составлен­ное под влиянием угрозы или насилия либо в условиях, когда завещатель не отдавал отчет своим действиям, может привести к признанию распоряжения недейст­вительным по решению суда.

Поскольку в практике нередко допускалось разное понимание правовых последствий, к которым должны приводить изменение или отмена завещателем со­вершенного завещания, в новый ГК РФ включена по этому поводу специальная норма (п. 2 ст.1130): завещание, отмененное полностью или частично последующим завещанием, не восстанавливается, если последующее завещание отменено завещателем полностью или в соответствующей части. Таким образом, речь идет о безвозвратности такой отмены. Например, если гражданин оставил по завещанию своей супруге приобретенную им еще до брака дачу, а затем в последующем заве­щании эту же дачу завещал сыну от первого брака, а затем сделал распоряжение об отмене второго завещания, наступит наследование по закону, поскольку первое завещание, отмененное последующим, не восстанавливается в связи с отменой этого последующего завещания. Таким образом, ни одного завещания нет.

Иные последствия наступают, если последующее завещание признано недейст­вительным по любому основанию. Как известно, сделка, признанная недействи­тельной, не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связа­ны с ее недействительностью (ст. 167 ГК РФ). В рассматриваемом случае юриди­ческим последствием признания последующего завещания недействительным яв­ляется восстановление предыдущего завещания, то есть наследование осуществля­ется в соответствии с предыдущим завещанием (п. 3 ст. 1130). Такие же последст­вия наступят, если будет признано недействительным распоряжение об отмене завещания.

В новом ГК РФ содержатся специальные нормы, которые достаточно подробно регулируют основания и порядок признания завещания недействительным (ст. 1131).

Если при совершении завещания допускаются нарушения как общих требова­ний, предъявляемых ГК РФ к действительности сделок (см. главу 9 раздела I "Сделки"), так и специальных требований, предъявляемых к порядку совершения завещаний (см. главу 62 раздела V "Наследование по завещанию"), такие завеща­ния являются недействительными. При этом в зависимости от допущенных нару­шений завещание либо признается недействительным по решению суда (оспори­мое завещание), либо является недействительным независимо от такого признания (ничтожное завещание). Так, в соответствии со ст. 1118 ГК РФ завещание вправесовершить только тот, кто на момент его совершения обладает дееспособностью в полном объеме.

Совершенно ясно, что, если представлены доказательства, подтверждающие, что в момент совершения завещания завещатель не обладал полной дееспособно­стью (по решению суда был признан недееспособным или ограниченно дееспо­собным), такое завещание недействительно и не может исполняться, даже если по этому поводу не было вынесено решение о признании завещания недействи­тельным. Таким же ничтожным является завещание, совершенное в отсутствие свидетелей, если их присутствие в соответствии с законом обязательно (п. 3 ст. 1124).

Между тем для признания завещания недействительным в силу того, напри­мер, что гражданин совершил его под влиянием угрозы или насилия (ст. 179), что завещатель в момент совершения завещания не отдавал отчет своим действиям (ст. 177), что завещание было подписано другим лицом без просьбы и без ведома завещателя (п. 3 ст. 1125), требуется решение суда1. Такое завещание является оспоримым.

В Кодексе установлены специальные правила, касающиеся оспаривания заве­щания. Во-первых, предусмотрено, что оспаривание завещания до открытия на­следства не допускается, оно может быть оспорено только после смерти завещате­ля. Во-вторых, оспорить завещание вправе лишь то лицо, права и законные инте­ресы которого нарушены завещанием. Например, заявить требование о признании завещания недействительным могут наследники по закону, а также наследники по ранее составленному завещанию, которое было отменено последующим оспари­ваемым завещанием (п. 2 ст. 1131).

В ст. 1131 содержится новая норма, смысл которой заключается в том, что не все нарушения порядка составления, подписания и удостоверения завещания должны приводить к признанию завещания недействительным. Эта норма касается оспоримых завещаний и ориентирует суд на то, что описки и другие незначитель­ные нарушения порядка совершения завещания не должны служить основанием для признания завещания недействительным, если суд установит, что они не влияют на возможность установления и понимания действительной воли завеща­теля (п. З ст. 1131).

Ясно, что некомпетентность или невнимательность тех, кому предоставлено право удостоверять завещания, не должна отражаться на интересах граждан. С учетом этого в новом ГК РФ установлено, что, если при наличии нарушений все же не возникает сомнений в понимании действительной воли завещателя, та­кое завещание не должно признаваться недействительным.

Оценить значимость допущенных нарушений с точки зрения влияния их на понимание действительной воли наследодателя, выраженной в завещании, и при­менить соответствующие последствия вправе только суд.