Смекни!
smekni.com

Эразм Роттердамский и гуманистическое движение в Германии (стр. 2 из 26)

« Я прошу: Человечество не забудь,

Что ты стало сегодня значительно старше.

Мир, Земля, Шар земной – сочетание слов, сочетанье народов.

Люди! Граждане всей вселенной! Гости галактик! Хозяева шара!

Вы не хотите пропасть бесследно? Живите, живите, живите с жаром!

Вы совершили свой первый подвиг, преодолели земную тягость,

Чтобы потомки запомнили - преодолейте земные тяжбы!».

РЕЦЕНЗИЯ

На дипломную работу студентки 5-го курса

Исторического факультета Карагандинского Государственного

Университета имени Е.А. Букетова Будко Е.А. на тему: « Эразм

Роттердамский и гуманистическое движение в Германии»

В настоящий период, то есть в начале XXIвека, человечество с еще большим вниманием и в еще более увеличенном формате рассматривает и анализирует наследие европейского средневековья. Интерес этот, отнюдь не плод воображения эстетствующего интеллектуала. Мучительные поиски европейскими гуманистами смысла человеческого бытия, бездна схоластических «за» и «против», колоссальная техника «зубрежки» тривиума и квадривиума, - все это, в недавнем прошлом несколько терявшееся в негативной коннотации слов – « средневековая схоластика», сегодня оборачивается к нам своими глубокими и величайшими смыслами, поражая непосредственной востребованностью в системе общечеловеческих жизненных требований. Проблема, анализируемая в дипломной работе Будко Е.А. занимает одно из центральных позиций в общем контексте интерпретационных усилий не одного поколения исследователей, обращавшихся в целом к осмыслению гуманистического движения Германии и во всей Европе, и к творчеству одного из хрестоматийных гигантов гуманистической мысли – Эразма Роттердамского.

Сразу же хочу отметить достоинства работы. – Первое. Будко Е.А. сумела правильно, методически дисциплинированно изложить во введении свое понимание значимости проблемы, логически четко определить необходимую структурную последовательность частей работы для достижения ею же поставленных целей и задач. Второе. – Весьма успешно проведена историографическая часть дипломной работы. И особо следует отметить источниковую базу, которая использована непосредственно самим автором рецензируемой работы. То есть, учитывая то, что в целом средневековые тексты являются – трудными – в отношении лексического характера и в отношении взыскуемости ими герменевтического мастерства, ну а тексты Эразма Роттердамского в частности, имеют уже свой запас сложности концептуального уровня, следует отнести к несомненным заслугам автора данной дипломной работы ее опору при анализе на первоисточники. Третье. – Работу отличает хороший стиль изложения, достаточно грамотный язык, эрудиция. Очень интересны и, по моему могут быть полезны и в учебном процессе материалы приложений.

Признаюсь лично я, не будучи медиевистом, но по роду своих научных интересов очень тесно соприкасаясь с материалами, имеющими отношение к европейским социогенетическим кодам, одним из которых является средневековая христианская экзегетика, даже не ожидала от дипломной работы студента заочного отделения такого интересного, оригинального по своему, дискурса. И мое удовольствие от чтения данной дипломной работы неподдельно и искренне.

В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным дипломным исследованиям студентов исторического факультета и заслуживает оценки «Отлично».

ПРИЛОЖЕНИЕ

НЕМЕЦКИЕ ГУМАНИСТЫ XIVв.Таблица № 1

Гуманисты Мировоззрение (основные принципы)
Иоанн Дунс Скотт1266 - 1308

Рассматривал вопросы разума и веры на основе учения

Фомы Аквинского. В основе его учения – утверждение рационалистического пути познания истины, освобождение философии от положения "служанки богословия", провозглашение единство цели для богословия и философии.
Вильгельм Оккам1300-1349(1350) Главный объект философии - человек. Учение исходит из представления о целостности божественного мира, в котором духовное и рациональное, являются лишь более высокой стадией материального и чувственного. Видел в вере продолжение сферы разума, как и Скот. Разум подчиняется рассудку и доказательствам. Вера - бездоказательна и поэтому подается разнотолкованиям.Скепсис создает благоприятные условия для развития его этических и политических концепций. Яростный враг Иоанна XXII и убежденный противник претензий папства на мировое господство. Выступал с опровержением " Константинова дара", с протестом против светской власти папы. В Вопросах веры сохранял умеренность и готовность пойти на компромисс.
Марсилий Падуанский С ним в Германию впервые дошел отблеск увлечения классической древностью. Здесь оно отразилось пока лишь в виде признания наряду с Аристотелем других не враждебных христианству античных мыслителей и ораторов, в первую очередь Цицерона.

Мейстер Экхарт

1260-1327
Его, бесспорно, считают основателем новой религиозно - философской школы "немецких мистиков". От политических споров своего времени был далек. Учение противостоит не только католической ортодоксии, но и учению Оккама. Разум - изначальная основа всех вещей. Вера - дополнение человеческого разума божественной интуицией. Источник философии Платон в трактовке Прокла и Августина. " Искра души" - часть божественной сущности человека. С ней и перекликается и его понятие о церкви. Признавал высокую роль человека, человека, в котором бог нуждается и которому служит. Учение о духовном совершенстве и своеобразный антропоцентризм противоречили традиционному представлению о ничтожестве человека перед богом. Обвинен в ереси главным образом за отрицание концепции бесконечности и вечности мира. Культ Мадонны (богоматери) - не отводил самостоятельной роли, фигурировала лишь как "вместилище рождающегося Христа".
Иоганн Таулерок. 1300-1361 Антропологическая концепция с элементами индивидуализма исходившая из традиций этики Экхарта. Развивает идеи самосовершенствования человека. Вводит понятие "внутреннего человека" - человека, общающегося с богом путем самосовершенствования и самопогружения, углубления в духовные размышления взамен мнимых " добрых дел". Отрицательно относился к формальной обрядности, к монашеским орденам и продаже индульгенций. Учение связано со средневековым городским бюргерством и отражает интересы и представления этого сословия. Оправдывал сословно- корпоративный строй, превозносил бюргерские добродетели, высшей степенью которых признавал соцезарцательное самоотрешение -мудрость, стоящая над партийными распрями. Культ Мадонны (богоматери) - символ земной церкви в отличие от церкви небесной.

Генрих Сузо

ок. 1295-1366.
Симпатии определялись в значительной степени традицией феодального миннезанга. " Книга вечной мудрости". Фанатически предан идее мистической жизни. Признавал бессилие и никчемность разума, противопоставляя ему аскетическое служение богу и стремление к самопожертвованию и самоотвержению.Учение получило особенно широкое распространение среди бюргерства. Имело отклик даже более значительный, чем учение Таулера, с которым Сузо постоянно полемизировал.

Иоганн фон Неймаркт

ок.1310 -1380
Не перешагнул через границы церковных традиций и религиозного мышления человека. Распространенные труды " Зерцало мудрости", " Книга душевного излияния, обращенного к богу", " Книга нежности" и «Терний любви". Познакомившись с гуманизмом отказался от него утверждаясь на позициях ортодоксально- догматического религиозного мышления. Воздействие Неймаркта не только на своих современников, но и на последующие поколения было весьма значительно. Его переводы и компендиумы нашли распространение в копиях, делавшихся в августинских монастырях по всей Германии, от Вены до ганзейских городов и Кольмара в Эльзасе.

Ян Рейсбрук

1293-1381
В жизни высшей степенью приближения к богу является разум, познание. Выступал против Экхарта, предостерегал его от ереси и признавал его способности направить мирянина на рассуждения о боге. Взгляды наложили свой отпечаток на восприятие учения Экхарта движением так называемого "нового благочестия" (" devotio moderna").
Герт Грооте Синтезировал различные направления религиозных взглядов. Яркий выразитель тенденций движения "Новое благочестие". Инициатор реформ августинских монастырей и школ, подчиненных системе так называемых "братства общей жизни" На мировоззрение влияние оказали идеи мистиков. В "Проповеди против нарушителей обета безбрачия" обрушивается на грехи развращенных священников, обвиняя их в забвении истинной церкви. Не был реформатором, и его призывы к частичным улучшениям нравов внутри церкви субъективно были направлены исключительно на укрепление ее авторитета.

НЕМЕЦКИЕ ГУМАНИСТЫ XV в. Таблица № 2

Гуманисты Мировоззрение (основные принципы)
Николай Криппс (Кузанский)1401 - 1464 По кругозору и эрудиции близок итальянским гуманистам. Почитал схоластику, сохранив свое, сформированное в школе "братьев общей жизни" мировосприятие, понимание себя как представителя " немецкой нации", живущего интересами своей страны и народа в силу серьезно осознаваемого морального долга. Будущее империи связывал с мечтой о всеобщем мире и согласии, мечтал о преодолении раздоров между христианством и исламом. Опираясь на идеи Оккама представлял себе христианскую церковь как единый организм, общность всех верующих. Изобличал церковь в пороках, среди которых главный - стремление отказаться от изначального христианского смирения и бедности, посягательство на власть, принадлежащую государям, на земные богатства. Был против каких-либо революционных выступлений снизу. Идеальный образ правления - избираемая монархия. Структура империи определяется соборами, которые и должны решать все важнейшие вопросы. Власть императора является высшей властью в империи. Духовное и светское должно быть четко разграничено. (Трактаты "О всеобщем согласии", " О власти вселенского собора по отношению к папе"). Все люди свободны - рабов по христианскому закону нет, и каждый должен исполнять свою, соответствующую его предназначению, функцию. Положение человека в обществе определялось по принципам средневековой сословности. Выступал за отмену феодальных прав на сбор податей и таможенных платежей. "Простец" - выступает против софизмов схоластики. Выдвигает принцип права на самостоятельность мнения не клирика, " простеца" по философско-теологическим вопросам. Тем самым закладывает кирпич в систему «мирской теологии" эпохи Реформации.

Грегор фон Геймбург

Ок. 1398 - 1472
Выступал против Рима, представляя определенную оппозицию с высокопоставленными лицами. Никогда не был связан ни с одним из немецких университетов. Сфера его деятельности-политика. В основе политической линии лежала защита национальных интересов Германии и в первую очередь, отвечавшая нуждам имперских городов, поиск путей к сплочению национальных сил Германии против римской церкви. Считал, что вопросы немецкой национальной церкви, в частности права на созыв национального собора и права папы вмешиваться в выборы епископов, только вселенский собор. В свете политических взглядов стоял ближе всего к идеям " монархии" Данте и " Защитника мира" Падуанского. Как о гуманисте можно судить главным образом по его деятельности в Нюрнберге. Основатель первого гуманистического кружка, по образцу которого вскоре возникли аналогичные общества ив других городах Германии. Выступал против средневековой софистики, противопоставляя ей человеческий опыт. От вопросов религии держался в стороне. О проблемах церкви судил с точки зрения юриста. Намерение "...я собираюсь заняться Священным писанием. Ему я хотел бы посвятить остаток моей жизни" осталось не выполненным. Был чужд богословию, как и философии. Гораздо ближе интересам была история. С позиции истории подходил он к основным вопросам права.

Феликс Геммерлин

1388 - ок. 1460

Твердый приверженец идеи концилиаризма (приоритета соборов). Страстный обличитель нравов духовенства, яростно нападал на доминиканский и францисканский ордена и на папскую курию. Противник реформы августинских монастырей. Симпатии к дворянству вызвали даже обвинение его в измене городу Цюриху, боровшемуся против феодалов. В какой-то мере Геммерлина можно рассматривать как предшественника религиозно- политического направления в немецком гуманизме, представителями которого был Себастьян Брант, Вимпфелинг. Но по существу своей идеологии бесконечно далек или даже враждебен гуманизму и упорно держится за старые традиции средневековья."Против здоровых нищих" Бичует лицемерие, ханжество и паразитизм нищенствующих монахов, а вместе с ними и еретиков - беггардов, проповедников- сектантов." О благородстве и грубости".

Альбрехт фон Эйб

1420-1475
" Следует ли рассудительному человеку жениться", «Зерцало нравов", " Книжечка о браке". Впервые звучат утверждения новых жизненных принципов в противовес традиций. Житейская практика признается более веским аргументом, чем авторитет церкви. Делили свое время между Нюрнбергом, где он был одним из первых авторов, чьи произведения начали печататься еще при жизни, и Бамбергом, где вскоре вокруг него начали группироваться гуманисты, но никогда не создалось самостоятельно кружка.

Эней Сильвий Пикколомини

1405 - 1464

Автор многих историографических работ о Германии имевших определенное воздействие на культурную жизнь Германии. "Заметки о делах Базельского собора", "Описание расположения, обычаев, нравов и состояния Германии". Проявлял неумеренную осторожность при подходе к спорным вопросам политики церкви. Не скрывал ненависти к гуситам. Отсутствие четкой политической концепции способствовало неизменно широкой популярности исторических произведений Сильвия в Германии на протяжении XV - начала XVI в. Они послужили образцом писания истории, в принципе отличной от средневековых хроник, оказавшись приемлемыми для гуманистов- историографов любой ориентации. Создал кружок гуманистов из молодежи, патрициата и духовенства вокруг имперской канцелярии в Вене.

Рудольф Гюйсман (Агрикола)

1443 - 1485

Совместил наследие Девентерской школы и схоластические традиции философии Парижского университета, и гуманистическую школу Феррарского придворного кружка герцогов д,Эсте. Оказал воздействие на дальнейшее развитие гуманистического движения в Германии и Нидерландах. Главное внимание уделял не церкви, а развитию человека вне социальной конкретности, чем подверг сомнению принцип средневековой сословной корпоротивности. "Воззвания к Вормсскому клиру". Основная тема- признание высокого долга священнослужителя. Связывал моральные обязательства священника с долгом служения обществу. Считал особо важным знание Библии и умение ее толковать. Пропагандировал идеи полного единства церкви. Философия Агриколы явилась "мостом" между философской системой Николая Кузанского и "христианской" концепцией Эразма Роттердамского.

Конрад Цельтис (Протуций)1459 -1508, Считал себя учеником Рудольфа Агриколы. Оказала воздействие на мировоззрение концепция флорентийских неоплатоников. Первым апостол фичинизма среди немецких гуманистов. Автор идеи гуманистических "академий", или сотовариществ единомыслящих адептов. Настаивал на необходимости скорейшей реформы образования, чтобы подчинить задаче гуманистического развития всю структуру обучения студентов. Призывал к изучению прошлого своей родины, отмечая при этом, что история германцев еще не написана и гневно осуждая тех, кто ее порочил, давая не объективные оценки, " расписываясь" в своем не знании. Патриотизм Цельтиса виден в каждом произведении. Пропагандировал идею свободомыслия человека. С негодованием обрушивался на продажность церкви, в особенности на торговлю индульгенциями. В целом его идеология отражала интересы буржуазии. Самый яркий и значительный представитель немецкого гуманистического движения, признанный таковым еще при жизни и никогда не утрачивавший этого признания. Значение в культурной жизни Германии неизмеримо. Здание немецкого Ренессанса, в строительстве которого предшествующие поколения проделали труднейшую работу, именно при Цельтисе вознеслось, расширилось и приобрело самобытные черты. Гуманистическая культура в Германии благодаря его предприимчивости приобрела целостность и завершенность.

НЕМЕЦКИЕ ГУМАНИСТЫ XVI в. Таблица № 3