Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии (стр. 10 из 27)

Постмодернизм появился во второй половине ХХ века, и утвердился в последние десятилетия ХХ века. Феномен постмодернизма объясняют два события ХХ века:

1. Первое важное событие – социально-экономический кризис 30-40-х годов «Великая депрессия». Кризис изменил характер капитализма и капиталистического производства. Производство переставало бьггь производством ради производства.Его непосредственной целью становились не только прибыль, но и потребление, в которое теперь включалось подавляющее большинство населения, раньше в нем не участвовавшее. Создавались вполне приемлемые для человека условия существования, которые распространялись на две трети общества. Более того, в Швеции предпринималась попытка построить общество «трех третей», то есть общество, в котором все имеют достойные условия существования, что составляет главную особенность так называемого «шведского социализма».

2. Второе важное событие - экологический кризис, явно обозначившийся в 60-е годы. Этот кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы. Почти достигнутая победа человека над природой оказалась на самом деле мнимой, пирровой, равносильной поражению. Будущее оказалось слишком пугающим.

На переход к постмодернизму повлияла также и НТР. Научно-техническая революция привела к своего рода сжатию исторического пространства и времени.

В самом общем виде постмодернизм означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. Появилась культура постмодернизма.

Культура постмодернизма это:

· Примитивность массовых вкусов, узкий спектр духовных потребностей, ориентация на зрелища.

· Подвергаются критике ценности добра, красоты, справедливости, содружества, веры в человека.

· Вседозволенность.

· Игра. Игровое действо во всех сферах социальной и личной жизни приобрели невиданный размах и распространение.

· Духовный кризис. Падение нравов.

· Мистицизм.

На протяжении жизни одного поколения существенно изменился культурный облик эпохи.

Пост-культура по определению «другая». Неслучайно в современном мире говорят о «другой литературе», «другом театре», «другой живописи», «другой науке», «другой политике» и т. д.

Жизнь общества и каждого человека стала «другой». У этой «инаковости» нет точного определения, к ней не подходят позитивные или негативные оценки, ибо она не является продолжением того, что было в прошлом. У нее нет отчетливых границ, есть лишь пунктирные очертания.

«Мир потерял свой стержень» - утверждают философы. Вместо жесткой организации - хаос и беспорядок, непредсказуемость и текучесть. Внутри этого хаоса возникает энергия, стимулирующая творческий процесс. Явления культуры возникают самопроизвольно и рассеиваются в пространстве. Они существуют наподобие кочевников, пути, движения которых могут меняться под влиянием случайностей.

Как раньше философы объясняли картину мира и культурогенез? Через «Мировое Древо». Оно считалось на протяжении тысячелетнего развития культуры фундаментальным культурным символом.

«Мировое Древо»:

· крона символизировала множественность культурных сообществ;

· ствол - единство ценностей мировой культуры;

· корни - культурное наследие прошлого, истоки человеческого Бытия. Развитие было представлено как «ветвление» многочисленных и разнообразных этнических и социальных структур, отличающихся между собой самобытными чертами, но имеющих сходство в базовых ценностях.

«Мировое Древо» отражало непрерывность развития мироздания, постепенное возвышение и совершенствование человека в культуре.

Главным элементом всей европейской классики являлась идея «Корня», глубины истории культуры. Поиск корней - любимое занятие в науке, искусстве, морали, генеалогии. Стержень поддерживает корень и крону.

Постмодернизм отвергает символ классического мышления в виде «Мирового Древа». Вместо этого предлагается новый образ «Травы» или «Ризомы». Этот символ требует пояснения. Согласно новой терминологии, введенной французскими философами Ж. Делезом и Ф. Гваттари, трава ведет самое «мудрое существование». Для нее нет особых условий, она существует везде, прорастает на огромных необработанных пространствах, заполняет пустоты, пробивается сквозь асфальт и скалы, ее появление непредсказуемо. Она способна доставлять радость и наслаждение своим присутствием, не требуя культивации, ухода и подкормки, экономических затрат и финансовой поддержки. Она растет между всеми иными растениями, деревьями и кустарниками, на камнях и под заборами, не мешая другим. «Трава» не вытеснила «Древо».Они могут сосуществовать вместе, дополняя друг друга, трава может произрастать на дереве, забираться в дупло, обвивать ствол.

«Ризома» более жизнеспособна, имеет множество возможностей для выживания на севере и юге, востоке и западе, в пустынях и скалах, берегах морей и рек, тундре и горных вершинах. Явления культуры, подобные «Ризоме», возникают самопроизвольно, живут на короткой дистанции, не связаны с длительной памятью. «Ризома» существует «здесь и сейчас», не претендуя на признание потомков и вечные ценности.

Пост-культура пребывает в состоянии хаоса, нестабильности и неопределенности, в ней постепенно формируется порядок нового мира, но его ценности пока не определены.

В каждой конкретной области постмодернизм проявляет себя по-разному.

Рассмотрим, к примеру, искусство. Искусство постмодернизма противостоит модернизму и авангардизму. Отвергается авангардистская страсть к экспериментированию, погоня за новизной, устремленность в будущее. Появился эклектизм (смешение стилей и манер, сочетание разнородных элементов, форм, отсутствие единства, целостности).

Появилась эстетика кича (кич – это низкопробное, массовое искусство). Если это архитектура, то безобразная - без всяких претензий на величие, «декорированные сараи».Раньше была эстетикагармонии, успокоения и безопасности. В центре искусства, находилось произведение, понимаемое как вечный и нетленный памятник. А в постмодернизме главным становится не само произведение, а то, как оно дается зрителю, как воздействует на него. Эстетическое значение произведения совпадает с историей его успеха, каков был эффект, был ли «шок» у зрителя. Сегодня культурная ценность произведения определяется главным образом его «выставочной стоимостью». Эстетизация постсовременной жизни идет не столько от искусства, сколько от средств массовой коммуникации, которые устанавливают вкусы.

Искусство постмодернизмане претендует бьггь «великим», «вечным искусством». Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку. Для постмодернизма не существует никаких правил. Происходит смешение стилей и жанров.В его произведениях часто модернизм сочетается с кичем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходнyю эпоху. Он разрушил многих отжившие стороны и элементы предшествующей эпохи. Положительного ничего не внес. Некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего столетия.

14. Постмодернизм как образ жизни.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления, главным образом материального, выступает в нем основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния.

Это общество всеобщего конформизма (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей) и компромисса. Интеллигенция уступила место интeллектуалам, представляющим умственный труд. Число таких лиц возросло многократно и стало огромным, однако их социально-политическая роль в жизни общества стала почти незаметной. Раньше интеллектуалы вдохновляли и вели народ на взятие бастилий, теперь они делают карьеру на их управлении.

Две распространенные фигуры в постсовременном обществе: «яппи» и «зомби».

· «яппи» –«молодой горожанин-профессионал». Это - преуспевающий представитель среднего класса, лишенный каких-либо «интеллигентских комплексов", целиком принимающей удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью, хотя и не слишком уверенный в cобственном благополучии. Яппи выглядит весьма активным, деятельным и даже самоуверенным человеком.

· «зомби», представляющий собой целиком запрограммированное существо, лишенное личных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это в полном смысле массовый человек, его нередко сравнивают с видеомагнитофоном, подключенным к телевизору, без которого он теряет жизнеспособность.

Постсовременное общество теряет интерес к целям - не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть ценностью. Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях, в исчезновении будущего, которое оказалось как бы yкpaдeнным. Все это ведет к усилению нигилизма (полное отрицание всего общепризнанного) и цинизма (отказ от многих прежних нравственных норм и ценностей). Этика в постсовременном обществе принимает форму гедонизма (этическое учение, которое целью жизни и высшим благом признает наслаждение), где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

Постсовременный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма. Он предпочитает жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем и тем более о далеком будущем. Главной ценностью для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен придти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради успеха постсовременный человек готов поступиться любыми принципами. Если еще в XVI веке М. Лютер заявил: «На том стою и не могу иначе». Как бы полемизируя с ним, С. Кьеркегор спустя три столетия ответил ему: «На том я стою: на голове или на ногах - не знаю». Позиция постмодерниста является примерно такой же: «Стою на том, но могу где угодно и как угодно».