Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии (стр. 27 из 27)

В начале ХХ в. Россия переживает научно-технический бум. Появляется множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономический и др., объединяющих ученых, практиков, любителей-энтузиастов. Эти общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.

36. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.

Природа и культура находятся в сложных взаимоотношениях. Они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества. Природа – мать всего созданного человеком.

Oтношения между природой и культурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в свою очередь во многом обусловлены своеобразием религии. Так, имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религияx.

Согласно концепции К. Юнга, восточный человек - интраверт, его сознание направлено внутрь себя, он ищет спасения в самом себе, в совершенствовании своей духовности. Мусульманин не смотрит на природу как на то, что можно присвоить, разрушить. Для него характерно смирение, преклонение и обожествление природы. В еще большей степени показательны в этом плане индийские религии, в особенности джайнизм, в котором принцип непричинения вреда всему живому доведен до крайней точки. Последователи джайнизма не могут заниматься земледелием, ибо вспашка земли может привести к убийству живых существ - червей и насекомых. Они должны закрывать рот белым платком, чтобы случайно не пpoглотить какое-нибудь насекомое. Ходить джайны могyт только днем, когда светло, разметая перед собой дорогу специальным веничком.

Западный христианин придерживается более прагматического отношения к природе. Согласно К. Юнгу, западный человек – экстраверт, его разум направлен вовне. Он ищет спасения не в самом себе, а в господстве над природой и окружающим миром. Он давно уже видит себя преобразователем и покорителем природы. Отсюда известное выражение: «Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Такой подход во многом обусловлен тем, что труд в христианстве выступает как основной удел человека, одна из главных его ценностей. Однако и в западной культуре взгляды на природу не были одинаковыми. Они менялись от эпохи к эпохе.

1. В античной культуре природа оценивалась очень высоко. Здесь зародились две тенденции во взглядах на природу: греческая и римская.

· Греческая. Греки воспринимали труд земледельца как нечто героическое, требующее смелости, отваги. Земледелие для них выступало как способ подчинения и господства над природой. Древние греки не столько пахали землю, сколько стремились вырвать из ее недр плоды, которые спрятали от них боги.

· Римская. Римляне смотрели на это иначе. Для римлян труд земледельца выступал как самое мирное, спокойное и естественное занятие. Такой взгляд они распространяли и на искусство, считая, что оно должно рождаться столь же естественно, как рождаются и растут деревья.

2. В эпоху средних веков Природа являлась разделяющей преградой между Богом и человеком,

3. В эпoxy Возpoждения вновь восстанавливается античная, преимущественно римская традиция во взглядax на природу. Природа начинает теснить самого Бога, как бы растворяя Его в себе, выступая посредником между Богом и человеком.

4. В Новое время, начиная с середины ХVП века, в европейской культуре во взглядах на природу преобладающей становится древнегреческая тенденция. Западное общество ставит цель покорение и подчинение себе природы. Эта тенденция достигает наивысшей своей точки к середине ХХ века, когда разразившийся экологический кризис поставил под угрозу само существование не только природы, но и человечества.

Проблема отношений природы и культуры может быть рассмотрена и применительно к человеку. Здесь она выступает как проблема соотношения в нем врожденного, то есть биологически передающегося по наследству, и приобретенного, то есть социокультурного, возникающего благодаря воспитанию. Исторически данная проблема также толковалась по-разному, но в целом приоритет обычно отдавался приобретенному, сооциокультурному фактору. Однако в нашем столетии ситуация в этом вопросе существенно изменилась, и на передний план стал выходить фактор биологической наследственности. В середине 70-х годов в США возникла новая наука социобиология. Некоторые представители данной науки считают, что жизнь человека на 80% предоопределена генетической информацией и лишь на 20% - сооциокультурной. Такой подход представляется далеко не бесспорным, однако он весьма показателен для наших дней.

Современный экологический кризис требует существенного пересмотра наших взглядов на природу.Мы должны отказаться от прежних установок на господство над природой. Между природой и человеком должны установиться совершенно другие отношения. Конкретные примеры таких отношений могут быть позаимствованы как из восточной культуры - и древнеиндийской, и древнекитайской, так и западной - прежде всего из культуры эпохи Возрождения. Культура должна стремиться сделать природу не покоренной, но одухотворенной. Сегодня как никогда актуально звyчат слова Ф. Тютчева о том, что «природа не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

37. Экология и экологическая культура.

Экология - наука, изучающая связи между живыми существами и окружающей средой. Ее интересует эволюция экосистем и биосферы в целом. С середины 20-х годов ХХ в. она оформилась как основа рационального природопользования и охраны живых оргaнизмов. А в конце ХХ в. складывается и социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Одним из ее разделов стала экологическая этика, значение которой для культурного развития человечества непрерывно возрастает.

Сегодня существует экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды. Необходима экологическая культура.

На каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди. Однако примерно 1/3 суши – это мало приспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерзлоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории т.д. Сегодня каждый из нас предъявляет земле несравненно более высокие требования, чем наши предки.

Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия.

Особенно резко возросла нaгpyзка на окружающую среду во второй половине ХХ века. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачок:

· резко увеличилась численность населения

· происходила интенсивная индустриализация и урбанизация

В результате этого хoзяйственныe нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколений людей. Сегодня окружающая нас природа серьезно больна.

Главные направления ухудшения качества окружающей среды.

1. Уничтожение лесов. Угрожающие размеры приняло уничтожение лесов. Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов - это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Идет быстрое уничтожение двух главных мировых массивов тропических лесов:

1) Амазонии (вырубки под пастбища; с целью заготовки дров; развивается и целлюлозно-бумажное производство)

2) Юго-Восточной Азии (ценная древесина тропических лесов заготавливается для экспорта)

Происходит процесс о п у с т ы н и в а н и я. Он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства около 6 млн. га земель. Засуха является эхом неправильных и экстенсивных методов эксплуатации почв.

3) Интенсивно вырубаются леса и умеренных широт.

4) Уничтожаются леса из-за кислотных дождей. Например, в ФРГ поражена половина лесной (преимущественно хвойной) растительности. Европа становится «лысеющим континентом».

2. Водоресурсные проблемы. Многие страны мира сталкиваются с серьезными водоресурсными проблемами:

· Нехватка воды. Запасы пресной воды распределены по планете крайне неравномерно. Так, в Африке лишь около 10% населения обеспечены регулярным водоснабжением, а в Европе – 95%. Основные запасы пресной воды Земли находятся в России.

· Дефицит чистой пресной воды. В целом пресной воды на Земле немного. Ресурсы пресной воды на Земле составляют менее 3% общего объема гидросферы. Однако и эту воду люди сильно загрязняют. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. Среди наиболее грязненных рек и озер мира Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр, Ладожское озеро, Балхаш и др.

3. Загрязнение окружающей среды промышленными отходами.

На каждого жителя планеты ежегодно добывается около 20 т минерального сырья, 97-98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Загрязнение двуокисью серы и окислами азота породило кислотные дожди. Эти загрязнения переносятся на большие расстояния воздушными массами и вместе осадками выпадают далеко источников загрязнения. Динамика мирового выброса в атмосферу техногенных окислов серы такова: В 1900году она составляла 31 млн. т., а в 2000 – 333 млн. т.

Сжигание огромных масс топлива нарушило баланс СО2 в природе. Появилась угроза «парникового эффекта» – заметного потепления климата, таяния льдов, повышения уровня Мирового океана.

4. Использование фреонов, аэрозолей. Это вызывает «разрушение озонового слоя» стратосферы, особенно четко проявившееся над Антарктидой («озоновая дыра»). Озоновый слой, защищает от ультрафиолетового излучения. Международная конференция в Вене (1985 г.) призвала страны резко снизить производство аэрозолей.

Ухудшающаяся экологическая обстановка самым суровым образом бьет по биологии человека. Его здоровье, наследственность, будущность - под вопросом. Здоровье человека лишь, приблизительно, на 20% зависит от качества врачебной помощи, а все остальное в немалой степени определяется тем, каким воздухом человек дышит, как и чем питается, а каком режиме живет. При снижении загрязнения среды вдвое заболеваемость раком уменьшается на четверть. Экологические проблемы могут быть решены только при широком международном сотрудничестве.