Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии (стр. 9 из 27)

1) этап генезиса (зарождения), на котором сообществу людей бросается вызов. (Механизм рождения цивилизаций - взаимодействие вызова и ответа). Возникновение и развитие цивилизаций происходит под воздействием внешних причин,

Возникновение новых цивилизаций Тойнби объясняет при помощи концепции вызова. Вызовом Тойнби называет некое событие или изменение во внешней среде цивилизации, которое ставит под сомнение ее дальнейшее существование. Тойнби указывает, что имеется пять основных стимулов, которые оказывают воздействие на зарождение цивилизации:

1) стимул природной среды, заключающийся в том, что цивилизация живет на бесплодной земле;

2) стимул новой земли, которую вынуждена осваивать цивилизация;

3) удар по цивилизации извне, нападение врага;

4) стимул давления;

5) стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация)

Наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы, поскольку слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, а чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить.

Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации), так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Если цивилизация оказывается в состоянии ответить на этот вызов, она выживает и переходит на новый этап развития. Если этого не происходит, цивилизация гибнет.

Не любая цивилизация способна ответить на вызов среды. Для того, чтобы ответ был успешным, необходимо наличие следующих факторов:

а) в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ (творческое меньшинство);

б) большинство должно быть готово к принятию данного ответа, то есть, проще говоря, «созреть» для ответа.

2) этап роста.

За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру.

Стремясь определить, в чем именно проявляется рост, Тойнби пишет: «Рост означает, что растущая личность или цивилизация стремится создать возмутителя спокойствия. Вначале развития цивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовы Природы, но по мере развития основными становятся социальные противоречия, то есть противоречие Человек-Человек. К такому противостоянию можно отнести борьбу между классами, религиозные, национальные вопросы. Чем сильнее возрастает значимость нравственных, моральных, социальных проблем, тем более активным является рост цивилизации.

Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома.

3) этап надлома

Надлом может произойти по различным причинам.

1) правящее меньшинство изолируется или само изолирует себя от общества, а потому оказывается далеким от его потребностей и не может адекватно действовать;

2) творческое меньшинство, способное вывести культуру из состояния надлома, совершает ошибку, выраженную в пассивности после ряда собственных побед (Творческое меньшинство» – это совокупность людей, элита, которая раньше всех слышит «вызов», вырабатывает адекватные реакции на него, выдвигает новые идеи для «ответа» и проводит их в жизнь, ведя за собой пассивное «большинство». Постепенно элита утрачивает свой творческий потенциал, сохраняя свое господство лишь силой оружия);

З) большинство отказывается от веры в идеалы меньшинства. Нарастает чувство несправедливости, неудовлетворенности жизнью. Старые ценности забываются или отвергаются, начинается поиск новых идеалов. Общество оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.

4) Конфликт между элитой и ведомой массой приобретает необратимый характер. Творческое меньшинство или даже общество в целом могут отказаться от высоких, универсальных целей и ценностей, обратив свое лицо к тому, что является сиюминутным, преходящим. Наступает «надлом цивилизации», культурный кризис.

4) этап распада. Цивилизация гибнет. Упадок цивилизации происходит под воздействием внутренних факторов. Цивилизация, которая подвергается распаду, либо исчезает с лица Земли (как этой произошло с египетской цивилизацией и цивилизацией инков), либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).

Согласно Тойнби, Распад ожидает только ту цивилизацию, которая не способна ответить на вызов, брошенный ей извне. Стадия распада представляет собой ряд неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации.В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:

1) правящее меньшинство, которое больше не являющееся творческой силой общества. Правящее меньшинство усиленно цепляется за власть, хотя реально уже не может обладать ею, поскольку власть получает только тот, кто способен спасти общество, направить его по пути развития. С целью удержания власти оно создает универсальное государство;

2) внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви;

3) внешний пролетариат, то есть пришельцыиз внешнего по отношению к цивилизации пространства,которые паразитируют на цивилизации. Внутренний пролетариат может проявлять себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию, а также в усиленной миграции с целью пользоваться благами, которые создала цивилизация.

Последовательная, глубокая, аргументированная критика Тойнби западной цивилизации вылилась в активные поиски средств духовного обновления не только Запада, но и всего мира. Моделью такого обновленияТойнби считал Россию, где, как он полагал, множество народов, разговаривающих на разных языках, унаследовавших столь разные культуры, объединены на основе социальных, политических, экономических связей, являясь «моделью мира в целом».

13. Возникновение и становление постмодернизма.

Культура постмодернизма – это культура постиндустриального информационного общества. Американский ученый Д. Белл в 1965 г. впервые выдвинул постиндустриальную гипотезу. В его интерпретации речь идет о таком обществе, где значение и место сферы услуг выше, нежели индустрия. Д. Белл считал, что индустриальная эпоха длилась 200 лет и в середине ХХ века сменилась постиндустриальной эпохой.

Появилось понятие «информационное общество». Информация стала более важной составляющей общественной системы, чем земля, труд, капитал. Произошла компьютерная революция. Культура информационного общества - это экранная культура, пришедшая на смену письменной.

Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в кoнцe 50-х годов. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. В 80-е годы постмодернизм стал международным явлением, однако более всего он применим к Западной Европе, поскольку именно здесь в наиболее четком виде имели место предшествующие ему три эпохи: Античность, Средневековье и Новое время (17, 18 и 19 вв.) – эпоха капиталистического индустриального общества) и новейшее время (20 век). На других континентах эпоха Нового времени часто оказывается в размытом виде, а в истории США отсутствуют Античность и Средневековье.

Основное содержание Нового и новейшего времени – это преобразование и покорение природы, опиравшееся на науку.

· В XVII веке происходит первая научная революция и зарождается научно-технический прогресс. В середине XVII века Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Так начиналось великое преобразование и покорение природы.

· В XVIII веке философы-просветители еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки. Они разработали концепцию нового общества с общечеловеческими принципами, ценностями и идеалами: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д. Мечтали о «светлом будущем», в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценности. Основными средствами построения нового общества и достижения светлого будущего объявлялись просвещение и воспитание.Просветители верили, что разум обеспечит решение всех проблем и задач. Высшая форма разума - наука - даст рациональное объяснение законов природы и откроет доступ к ее несметным богатствам, а человек сможет, наконец, познать самого себя, овладеет самим собой, поставит все свои поступки и действия под сознательный, рациональный контроль.

· XIX век стал временем конкретного воплощения в жизнь просветительских идеалов и ценностей. В XIX веке капиталистическое общество было далеким от идеалов просветителей. Прежнее деление на сословия уступило место не менее жесткому делению на классы с противоположными интересами. Поэтому в середине XIX века появился марксизм, предложивший революционный путь реализации просветительских идеалов. В период нового времени (17-19 в.) сложилась колониальная система. В XIX веке экспансия ценностей западного мира на другие континенты осуществлялась не через просвещение и воспитание, но с помощью грубого навязывания и насилия.

· В ХХ веке человечество пыталось приблизиться к светлому будущему, однако прошло через многие испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей. Появилось искусство модернизма и авангарда.