Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии (стр. 19 из 27)

В дзэн-буддизме есть учение о вечной изменчивости мира. Поэтому даже в искусстве следует избегать завершенности. Как учит дзэн-буддизм, нельзя дойти до полного совершенства иначе, как на мгновение, которое тут же «растворяется» в потоке перемен. Поэтому в искусстве не может быть вершины, не должно быть точки покоя. Совершенствование прекраснее, чем совершенство, завершение полнее олицетворяет жизнь, чем завершенность. Больше всего способно поведать о красоте то произведение искусства, в котором не все договорено до конца.

Хайку – это трехстишия, в которых в предельно сжатой форме содержится поистине бездонный подтекст. Стиль хайку имеет 17 слогов (5-7-5). Родоначальником этого поэтического жанра является Басё (XVII век).

Дыхание ветра

Из белой тучки

Плетет ковер.

Когда я внимательно всматриваюсь

Я вижу цветущую назуна (цветок)

Около изгороди!

Словно нанизаны на шест –

Прошлый год,

Этот год.

Об осени:

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку…

То бабочка была.

О лете:

Торговец веерами

Принес вязанку ветра –

Ну и жара!

Нанизывать, проходить насквозь. Шест, на который нанизаны годы, или проходящий сквозь годы, – символ вечности мира и годы, безвозвратно уходящие в прошлое – символ изменчивости, скоротечности жизни.

Юген лежит не только в основе хайку. Им полон жанр «сумие» - живопись намеков и недомолвок, где сделанные черной тушью на мокрой бумаге картины словно проявляются сквозь туман, будто играют как миражи.

25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях

Греческая цивилизация охватывала южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. История Древней Греции делится на два больших периода:

II. История собственно Греции, которая включает в себя:

1) эгейский или крито-микенский период (III-II тыс. до н. э.)

2) гомеровскую Грецию (XI-IX вв. до н. э.)

3) архаическую Грецию (VIII-VI вв до н. э.)

4) классическую Грецию (V-IV вв. до н. э.)

II. История эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.)

Эгейская или крито-микенская культура сформировалась на острове Крит, на юге Балканского полуострова (на Пелопоннесе), на островах Эгейского моря и на Западном побережье Малой Азии и развивалась в III-II тыс. до н. э.

В ходе раскопок в последней трети XIX века на острове Крит и на материке (на Пелопоннесе) были обнаружены самые древние остатки греческой цивилизации. Источником для поисков послужили мифы. Немецкий археолог Генрих Шлиман ещё в детстве прочитав Гомера “Илиаду” и “Одиссею”, увлёкся их волшебными историями и поверил в то, что описанные в них события – чистая правда, что Троя и Микены – это реальные города, а не выдумка. Г. Шлиман прошёл долгий и тяжёлый путь к цели. После многих неудач ему посчастливилось. На холме Гиссарлык в Малой Азии он нашёл “священную Трою” и бесценный клад, состоящий из нескольких тысяч золотых предметов – украшений, чаш, которые он назвал кладом царя Приама. После успеха с открытием Трои Шлиман приступил к раскопкам на Балканах (пол-в Пелопоннес). Он искал древние города Микены и Тиринф. Эти города упоминались в поэме Гомера. И здесь Шлиману посчастливилось. Археологи не только раскопали Микены, но и открыли царские погребения, вырубленные в скале, где среди массы изделий особый интерес представляли тонкие золотые пластины, покрывавшие лица умерших, и сохранившие черты портретного сходства. Открытия Шлимана положили начало изучению так называемого микенского периода.

Параллельно с раскопками Г.Шлимана английский археолог Артур Эванс вел раскопки на о.Крит., в ходе которых была открыта миру архитектура и живопись Кносского дворца-лабиринта. Площадь этого дворца составляла 16000 м2, 300 помещений. А.Эванс поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта.

Очень интересна культура о. Крит.

Остров Крит – древнейший очаг цивилизации в Европе. Он расположен на одном из самых оживленных перекрестков Средиземноморья и в древности культура Крита испытала на себе влияние разнородных культур (Ближнего Востока, Египта, Месопотамии; Балканской Греции).

Еще Гомер указывал, что на Крите было более 90 городов. Города на Крите боролись между собой. Среди них выделялся г. Кносс.

Мощь Крита простирала свое влияние и на материк. При царе Миносе в Кноссе был построен дворец-лабиринт. Этот дворец заставляет вспомнить греческий миф о лабиринте, легенду о Тесее и Минотавре. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. По его приказу был построен подземный лабиринт, и никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр – полубык-получеловек, рожденный женой Миноса от быка, подосланного Посейдоном. Афиняне платили Миносу дань. Каждый год (или раз в несколько лет) они посылали на съеденье Минотавру 7 юношей и 7 девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из лабиринта с помощью клубка ниток. В древних мифах не все вымысел.

Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в Кносском дворце позволяет составить наиболее полное представление о Критской цивилизации периода ее наивысшего расцвета. В Кносском дворце была хорошо продумана система вентиляции и освещения, водопровод и канализация.

Стены Кносского дворца-лабиринта были покрыты многочисленными фресками, фрагменты которых хорошо сохранились до нашего времени. Искусство Крита сходно с египетским. Фигуры людей изображались по типу египетских: плечи, грудь и глаз даны в фас, лицо и ноги в профиль. В кносском дворце обнаружены фрески с изображением растений, птиц, осьминогов. В тронном зале на стене изображены грифоны – мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. У них длинные лебединые шеи, львиный хвост, поднятый кверху, и оканчивающийся завитком. Они окружены цветущими лилиями и кажутся не чудовищами, а беспечными обитателями райского сада, и производят другое впечатление, нежели суровые и грозные египетские сфинксы. Встречаются изображения быка мирно пасущегося, разъяренного, летящего галопом. Бык - бог разрушительных сил природы, землетрясения. На Крите был распространен культ быка.

Археологами найдены великолепные расписные вазы, украшенные изображениями осьминогов и других морских животных, сосуды из камня в виде головы быка, ювелирные изделия: золотые перстни и резные печати из драгоценных камней.Критская письменность до сих пор не расшифрована.

В середине XV в. до н. э. Крит достиг наивысшего могущества. И в это время в центре Эгейского моря на о.Ферра произошло грандиозное извержение вулкана, а затем сильное землетрясение. Следы цивилизации найдены на морском дне. Катастрофа постигла и остров Крит. Гибель цивилизации – понятие относительное. Оставшиеся в живых стали перебираться в Малую Азию, на Ближний Восток, в Египет. Оставшиеся на Крите вновь начали строить дома, дворцы. Но их творения так и не обрели былой красоты и совершенства. Постепенно следы катастрофы исчезли, и на Крит с Балкан стали проникать ахейцы. Но ахейский Крит так и не достиг былого могущества.

После катастрофы на Крите центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова (на Пелопоннес), где жили ахейцы. Главным очагом культуры теперь становится г. Микены. Микенская цивилизация стала вести завоевательную политику. Создается морская держава, развивается кораблестроение, торговля со странами Востока. На Эгейских островах ахейцы-микенцы встретились с сильной державой – Троей. Война с Троей длилась 10 лет. Греки хитростью захватили и уничтожили этот город, что привело к возвышению Микен. Микенцы многое позаимствовали у критян, но их культура отличалась своеобразными чертами. В Микенах архитектура была не дворцовая, а оборонная, с мощными оборонительными сооружениями (высота стен 7,5 и толщина 4,5 м.). Микенская цивилизация оставила после себя кубки, великолепно украшенное оружие, золотые маски из шахтовых гробниц, письменность, которая была расшифрована в 1953 году. Они говорили на греческом языке, только более архаичном.

На рубеже XII-XI вв. до н. э. ахейцев потеснили греческие племена – дорийцы. Дорические племена передвигались с севера Балканского полуострова, со своих мест, на юг. Дорийцы оказались сильнее ахейцев в военном плане и заняли весь Пелопоннесский полуостров, остров Крит и другие острова. В Пелопоннесе они основали г. Спарту. Новые хозяева находились на стадии родового строя, и произошёл шаг назад в общественном и культурном развитии древних греков. Так наступил следующий этап в развитии истории и культуры Древней Греции, который называется гомеровским, по имени слепого певца Гомера.

26. Характеристика Византийской культуры

В конце IV века единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Восточная часть позднее стала называться Византия по названию древней колонии Византий, на месте которой был построен г. Константинополь. Византийское государство возникло на рубеже двух эпох – крушения поздней античности и рождения средневекового общества.

Византия раскинула свои владения на двух континентах – в Европе и Азии. В ранний период территория Византии превышала 750 тыс. км2. Сюда входили: Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армения, отдельные области Аравии, владения в Причерноморье. Состав населения отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть населения составляли греки. Греческий язык был самым распространенным в империи. Многие народы прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы, обычаи. Создание византийской культуры было сложным процессом. Происходило смешение греко-римских и восточных традиций. Это все наложило отпечаток на общественную жизнь, философские и религиозные идеи, культуру, искусство. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб как Востока, так и Запада, и просуществовала с 395 по 1453 год.