Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии (стр. 3 из 27)

Массовая культура реагирует на любое новое событие и стремится его отразить, удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры такого не происходит.

Массовая культура – это не просто культура, предназначенная для большинства, это особый механизм, цель которого – внедрить в общество определенные нормы социального поведения, вкусы, потребности, мировоззренческие установки. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». «Средний класс» – это стержень индустриального общества. Массовая культура не столько заполняет досуг и снимает напряжение и стресс у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирует потребительское сознание.

Современная массовая культура, приобщая человека к культуре, одновременно выполняет важнейшую функцию социокультурной регуляции.

К массовой культуре ХХ века относят:

· общеобразовательную школу и так называемую «индустрию детства» (детская литература, игрушки, детские клубы и лагеря), благодаря которым приводится к единообразию воспитание и обучение подрастающих поколений;

· средства массовой информации, которые растолковывают «рядовому человеку» смысл происходящих событий, а также поступков и суждений политических деятелей и формируют, таким образом, общественное мнение;

· рекламу и моду, которые вырабатывают в сознании людей стандартные представления о престижном образе и стиле жизни, создают спрос на определенные предметы потребления и социальные блага;

· «индустрию досуга», которая включает в себя массовую художественную литературу (приключенческую, детективную, фантастическую, «бульварную»), развлекательное кино, шоу-бизнес, комиксы, эстрадную музыку, туризм и т.д.

Человек с самого детства включается в сферу воздействия массовой культуры.

Наибольший размах массовой культуры начался с середины ХХ века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Оно отличается ограниченностью, инертностью. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Массовая культура использует такие жанры искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. В рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам.

Массовая культура таит в себе угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена. Специфические признаки продукции массовой культуры:

- примитивные отношения между людьми;

- развлекательность, забавность, сентиментальность;

- натуралистическое смакование насилия и эротики;

- культ успеха, сильной личности, жажда обладания вещами;

- культ посредственности, примитивная символика.

Массовая культура базируется на архетипах. К таким архетипам относятся бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений.

ХХ век вошел в историю человечества как век страха. Все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы, просто катастрофы, монстры, сверхъестественные силы, инопланетяне, акты жестокого терроризма и похищения людей. Психика человека, натренированная фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни. Вместо того чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.

Сегодня отношение к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Не останавливаясь на этой проблеме подробнее, хотим заметить, что художественная культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства. Культура формирует человека и может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

5. Религия и атеизм как культурные явления

Религия – составная часть духовной культуры. Она характеризует духовную жизнь общества. Религия – это мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное.

Вопрос о том, как и когда, возникла религия – сложный дискуссионный вопрос. Существуют два подхода к рассмотрению вопроса о происхождении религии:

1. идеалистическая точка зрения (богословский подход). Сторонники этой точки зрения утверждают, что мир создан Богом, человек создан Богом, и религия дана Богом. Она появилась вместе с человеком, который способен воспринимать Бога. Религия дана для того, чтобы поддерживать порядок в обществе определенными нормами. Если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, религия существует исконно. Религия – это связь человека с Богом или божествами.

2. материалистическая точка зрения (научный, атеистический подход).Религия – это продукт развития человеческого сознания. Религия – это особое отношение человека к природе, в результате которого природа наделяется сверхъестественными свойствами. Это попытка объяснить то, что пугало или восхищало человека при помощи образов, существ или сил более могущественных, чем человек.

Ученые доказывают небожественное происхождение жизни на Земле. Это:

· эволюционная теория Ч.Дарвина;

· из веществ неорганической природы;

· из единичной «живой молекулы», в строении которой был заложен весь план дальнейшего развития жизни.

Археологи, антропологи, историки, психологи, философы и другие ученые считают, что религия появилась в первобытном обществе, но и то не с самого его начала, а в эпоху зрелости первобытного общества, когда сознание достигло более высокого уровня развития и человек начал мыслить отвлеченными понятиями, начал фантазировать.

Причины появления религии: в результате слабости первобытного человека перед дикими, необъяснимыми силами природы. Тяжелые условия жизни человека порождали нервно-эмоциональное напряжение, травмировали разумную умственную деятельность. Неудовлетворенность жизнью породила стремление к самоутешению, потребность в религиозной обнадеживающей фантастике.

Ученые выделяют ранние формы религиозных представлений.

- тотемизм

- анимизм

- фетишизм

- магия

тотемизм - это вера в существование тесной связи с тотемом, родоначальником данного рода. Обычно тотемами были животные. Родовые группы, племена верили, что находятся в родстве с каким-нибудь животным (медведь, волк, змея, тюлень и др.). Тотем не убивали на охоте и не употребляли в пищу. Животные эти почитались и являлись предметами культового поклонения, им посвящались праздники, пляски с подражанием.

анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи). Природа одушевлялась. Духи были добрые и злые.

фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например: пещер, камней, деревьев, орудий труда.

магия – колдовство, чародейство. Цель магии была в облегчении реальной жизни человека. Существуют два вида магии: белая (охранительная) и черная (вредоносная). Магия наделяет волшебными действиями разные предметы: талисманы и амулеты, с которыми первобытный человек никогда не расставался. Магия бывает: военная, лечебная, промысловая, любовная, метеорологическая и др.

У первобытных людей отсутствовала цель «спасения души». В последующее время, в религиях, эта цель занимает ведущее место.

Так что же такое религия?

Религия – это латинский глагол – буквально означает связывание, запрягание, повторное обращение к чему-либо. Религия – очень сложное и многоплановое явление. Религия - это социальный институт, организующий отдельных людей и их деятельность.

1. Изначальным элементом всякой религии является вера в Бога.Вера должна идти от сердца, а не от разума и логики. Бог может обладать человеческими чертами или представляться как нечто безличное (как абсолют); в некоторых религиях считается, что есть лишь один Бог, в других признается, что богов может быть много. Однако вера в божество встречается во всех религиях.

2. Религиозное учение.Вера в бессмертие души, в загробную жизнь. Практически во всех религиях вера в раздельное существование души и тела. Тело и душа - это две отдельные сущности; после смерти тела душа продолжает свое существование. В разных религиях это существование представляют и оценивают по-разному. Так, в одних религиях душа после смерти попадает в ад или в рай; в других религиях, например, в буддизме, душа после смерти получает другое тело. С точки зрения христианства жизнь после смерти является благом, поскольку человек освобождается от греховного тела.

3. Религиозная деятельность – культы, ритуалы, церемонии, обряды, молитвы, посты, жертвоприношения. Так осуществляется общение человека с Богом. Общение человека с высшими силами может осуществляться:

· При помощи посредника-пророка, который несет людям божественную истину. Не существует религии, которая не имела бы пророков: в буддизме это принц Гаутама, в христианстве - Иисус, в исламе – Мухаммад, в зороастризме – Заратустра.