Смекни!
smekni.com

Изображение личности Наполеона Бонапарта в русской поэзии первой трети XIX в. (стр. 2 из 7)

Первое упоминание о Наполеоне в творчестве А.С.Пушкина мы находим в стихотворении 1814 года – "Воспоминания в Царском Селе". В произведении есть не только описание всех красот Царского Села, но и размышление об Отечественной войне 1812 года:

И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля.

Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,

Дымится кровию земля;

И сёла мирные, и грады в мгле пылают…

…Сразились. Русский-победитель!

И вспять бежит надменный галл;

Но сильного в боях небесный вседержитель

Лучом последним увенчал.

(I, стр. 63).

В данном отрывке наблюдаются черты классицистической оды: возвышенный стиль, употребление слов высокого стиля ( кровию, надменный, вседержитель) и общий патриотический подъём произведения.

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

(I, стр. 64)

В произведении дана классицистическая трактовка образа Наполеона. Наполеон- тиран, завоеватель.

Блеснул кровавый меч в неукротимой длани

Коварством, дерзостью венчанного царя;

Восстал вселенной бич…

(I, стр. 64)

В произведении А.С.Пушкин однозначно выражает своё негативное отношение к Наполеону как к захватчику.

Элегия "Наполеон на Эльбе" (1815). Произведение было написано А.С.Пушкиным после получения известия о том, что Бонапарт покинул остров Эльба и 1 марта 1815 года высадился во Франции. В произведении Наполеон – губитель Европы, завоеватель.

Основная часть произведения представлена монологом Наполеона:

Уж мир лежит в оковах предо мной!

Прейду я к вам сквозь чёрные пучины;

И гряну вновь погибельной грозой.

(I, стр. 80)

В своих думах ссыльный император восклицает:

Страшись, о Галлия! Европа! Мщенье, мщенье!

Рыдай – твой бич восстал – и всё падёт во прах,

Всё сгибнет, и тогда, в всеобщем разрушенье

Царём воссяду на гробах.

(I, стр. 81)

Наполеон действует как бы вне исторического контекста. Лишь счастье выступает единственной причиной его побед, а отсутствие счастья – единственной причиной его поражения.

О счастье! Злобный обольститель,

И ты, как сладкий сон сокрылось от очей,

Средь бурей тайный мой хранитель

И верный пестун с юных дней!

(I, стр. 81)

В данной элегии Наполеон изображён как отрицательный герой классицистической трагедии XIXвека.

Основные средства, которые использует поэт: инвектива ( "В уме губителя теснились мрачные думы"), монолог – как средство самохарактеристики персонажа. А.С.Пушкин предопределяет будущее Наполеона:

……трепещи! Погибель над тобою,

и жребий твой ещё сокрыт!

(I, стр. 81)

Таким образом, в лицейский период А.С.Пушкин следовал распространённой классицистической традиции в восприятии Наполеона. В произведениях можно видеть следование А.С.Пушкина традициям классицизма (произведения написаны в жанре оды).

В мае 1821 года Наполеон Бонапарт умер. В связи с этим А.С. Пушкин пишет оду "Наполеон" (1821).

В произведении поэт осуждает захватнические походы Наполеона. Но уже появляется чувство сострадания к изгнаннику. А.С.Пушкин описывает место заточенья Наполеона – остров Св. Елены.

Чудесный жребий совершился:

Угас великий человек.

В неволе мрачной закатился

Наполеона грозный век

Исчез властитель осуждённый,

Могучий баловень побед.

(I,стр 210)

В оде прослеживается противопоставление индивидуализма Наполеона и самоотверженности русского народа.

Поэт высказывает мысль, что Наполеон был игрушкой в руках истории.

Надменный! Кто тебя подвигнул

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердца русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум?

(I, стр.210)

В оде французский полководец сталкивается с Немезидой, богиней, карающей за высокомерие.

И длань народной Немезиды

Подъяту видит великан

И до последней все обиды

Отплачены тебе, тиран.

(I, стр. 210)

В данном произведении, по мнению Н.И.Якушина, образ Наполеона окружён романтическим ореолом. Во - первых, стоит отметить наличие художественного приёма, допускающий взаимоисключающие понятия (оксюморон): чудесный человек и тиран. Наличие высокой лексики, помогает определить авторскую позицию (угас великий человек).

Поэт использует старославянизмы и мифические образы (и длань народной Немезиды), эпитеты (сон могильный), метафоры (помчал к боям их ополченья, их цепи лаврами обвил).

Таким образом, можно сделать вывод, что трактовка образа Наполеона несколько меняется. Появляется сочувствие как к изгнаннику, хотя поэт продолжает осуждать французского полководца.

Борьба мнений, развернувшаяся в Европе по поводу политического и военного наследия Наполеона, не могла не отразиться в литературе первой половины XIX века. В основном, образ Наполеона в то время появлялся как герой романтических произведений. Романтизм пытается решить философскую проблему исторической ответственности великих людей, проблему влияния личных свойств и качеств правителей на судьбы народов, проблему взаимоотношений героя и толпы. В это время имя Наполеона всё реже произносится с ненавистью, его жизнь становится объектом изучения современниками.

Одним из центральных вопросов в искусстве романтизма является противостояние личности и общества. Особенно ярко это выражено в творчестве Дж.Г.Байрона. Именно эти два героя – Байрон и Наполеон являются у Пушкина образами, воплощающими в себе романтический дух бунтарства.

А.С.Пушкин в своём творчестве сближает этих "властителей дум" эпохи.

Элегия " К морю" (1824).

В основе элегии лежит романтический конфликт личности и общества, свободы и угнетения человека. Образ моря – это символ абсолютной свободы. Наблюдая за морем, лирический герой представляет в своём сознании две великие личности: Байрона и Наполеона. Однако не следует рассматривать эти образы как тождественные. В понимании А.С.Пушкина они противоположны. Наполеон – тиран, который при всей своей значимости является деспотом. Тогда как Байрон воплощает героические черты борца за свободу.

Исчез, оплаканный свободой

Оставив миру свой венец!

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

(I, стр. 102)

По мнению А.С.Пушкина, Дж.Г.Байрон осознал необходимость бороться за счастье человечества. Совершенно иное значение имела деятельность Наполеона, пытавшаяся поработить народ.

Судьба Наполеона пример бесполезности стремлений власти над миром.

Одна скала гробница славы

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы

Там угасал Наполеон

(I,стр.102)

В элегии трактовка образа французского полководца иная. Поэт в лирическом произведении говорит о нём, как об историческом деятеле, сыгравшем важную роль в судьбах человечества. Судьба Наполеона свидетельствует о бессилии человека перед стихией, о невозможности изменить ход истории. И далее идут слова, которые поясняют близость Наполеона и Байрона в глазах А.С.Пушкина:

Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен.

Как ты, ничем неукротим.

(I, стр. 103)

Последние слова – о Байроне, но они в равной мере могут быть отнесены и к Наполеону.

Мир опустел. Теперь куда же

Меня ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

(I, стр. 104)

В элегии используются оценочные эпитеты (ропот заунывный), метафоры (угасал Наполеон). Элегия написана в возвышенном стиле. В данном произведении три темы: личная судьба поэта, свобода морской стихии, исторические перемены, которые произошли под влиянием личностей.

Следует отметить, что в произведении присутствует мотив утраты, а так же романтическая трактовка образов, которая создаётся на основе контраста образов Наполеона и Бонапарта. В элегии смешивается два стилевых плана: высокий героический – лирический.

Отказывается от романтического изображения А.С.Пушкин в произведении "Герой" (1830). Само произведение является насмешкой гения-реалиста над всякого рода идеалами романтиков. Произведение построено в виде диалога поэта и его друга. Поэт, размышляя, когда ему всего ближе Наполеон ( его имени в произведении прямо не упоминают) восклицает:

Нет, не счастия на лоне

Его я вижу не в бою,

Не зятем кесаря на троне

Одров я вижу длинный строй,

Лежит на каждом труп живой,

Клеймённый мощною чумою,

Царицею болезней…он,

Не бранной смертью окружён,

Нахмурясь ходит меж одрами,

И хладно руку жмёт чуме,

И в погибающем уме

Рождает бодрость…

(I, стр. 214)

Можно сделать вывод, что трактовка образа меняется: поэт восхищается не ратными подвигами Наполеона, а его мужеством и великодушием, когда он посещает умирающих от чумы. Поэт не верит мемуарам генерала Бурьена.

Да будет проклят правды свет,

Когда посредственности хладной,

Завистливой, к соблазну жадной,

Он угождает праздно! – Нет!

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман…

Оставь герою сердце… что же

Он будет без него? Тиран…

(I, стр.214)

Проанализировав обзорно творчество А.С.Пушкина, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирических произведениях динамичен. В ранних элегиях образ французского полководца представлен в традиционной классицистической трактовке. Наполеон –тиран, жестокий завоеватель, губитель Европы. А.С.Пушкин использует классицистическую типизацию, приём контраста, инвективу, эпитеты, оксюморон, гиперболу. В романтической оде "Наполеон" (1821) имя Бонапарта вызывает сочувствие поэта. В элегии "К морю" (1824) утверждается, что Наполеон обладает мятежным духом моря, поэт приобщает его к романтическому герою.

Образ Наполеона остаётся предметом творчества А.С.Пушкина на протяжении всего его литературной деятельности.