Смекни!
smekni.com

Проблемы по обеспечению устойчивости национальной валюты (стр. 13 из 21)

В настоящее время теория паритета покупательной способности является инструментом реализации проекта международных сопоставлений наиболее важных макроэкономических показателей (например, ВВП, национальный доход и др.). Это связано с расширением внешнеэкономических связей, углублением интеграционных процессов и интенсификацией международного экономического сотрудничества. В конце 1960-х годов Статистический отдел ООН в сотрудничестве с другими международными организациями разработал Проект международных сопоставлений, призванный обеспечить сравнение макроэкономических показателей на основе расчета ППС. Эта необходимость связана с тем, что валютные курсы отражают не сравнительную покупательную способность национальных валют на внутренних рынках, а условия торговли страны на внешних рынках. Валютные курсы государства, неточно представляющие его исходный экономический потенциал и изменяющиеся несинхронно темпам инфляции на внутреннем рынке, искажают динамику ВВП и его компонентов.

Результаты международных сопоставлений позволяют выявить исходный экономический потенциал страны и уровень благосостояния ее населения наций, сравнить их с показателями государств, с которыми она сотрудничает или конкурирует на мировых рынках, оценить эффективность национальной экономики, проанализировать финансовые возможности, уровень цен и емкости рынков разных государств, а также обеспечить дальнейшую разработку и совершенствование экономической политики страны.

Обеспечения сравниваемых в международном плане данных о ВВП разных стран требует своего решения и, в том числе, достижения сравнимой оценки ВВП. Это обязывает к проведению сложных расчетов по исчислению паритетов покупательной способности валют. По своей форме ППС схожи с валютными курсами, однако их главное отличие от последних состоит в том, что они представляют собой чисто статистическую (счетную) категорию, своеобразный индекс цен.

Расчет ППС предполагает сбор и обработку значительного объема данных о ценах на идентичные товары. Затем рассчитываются индивидуальные индексы цен на товары, а также средние – для каждой первичной пересчетной группы, например, для отдельных видов обуви. И только после этого исчисляются средние значения ППС для аналитических групп ВВП, например, «непродовольственных товаров», компонентов ВВП и ВВП в целом.

Для этой цели применяют известные формулы индексов Ласпейреса и Пааше. Для исчисления средней величины ППС по формуле Ласпейреса в качестве весов берутся данные о доле первичных пересчетных групп ВВП базовой страны. По формуле Пааше в качестве весов используются данные о доле первичных пересчетных групп страны партнера. Следует отметить, что индексы Ласпейреса, как правило, выше индексов Пааше, поэтому некоторые специалисты используют индекс Фишера, который основан на среднем геометрическом этих двух значений.

В развивающихся странах, в том числе и Казахстане, валютный курс в несколько раз выше, чем ППС, а в развитых странах наблюдается обратная картина, когда паритет покупательной способности больше обменного курса. Отношение ППС к валютному курсу позволяет определить более «дешевые» или более «дорогие» государства по сравнению с базовой страной. Общая закономерность такова, что чем выше уровень ее экономического развития, тем выше уровень цен.

Разрыв между среднегодовым валютным курсом тенге и паритетом покупательной способности, оценка которого базируется на данных международных сопоставлений ОЭСР за 1996 г, в период 1998-2001 гг. был соответственно выше в 4, 6, 7 и 8 раз. Это свидетельствует о том, что потенциальная эффективность импортозамещения по потребительским товарам, составляющим основу расчета паритета покупательной способности, возрастает из года год.

Таким образом, доктрина паритета покупательной способности как важнейший элемент теории валютных курсов остается концепцией, призванной трактовать закономерности его долгосрочной динамики. Однако принимая во внимание ограничения теории ППС, которые признавали и основатели данной концепции, оказывается, что в ее рамках невозможно объяснить краткосрочные и среднесрочные тенденции движения валютных курсов.

3. Проблемы и перспективы обеспечения устойчивости национальной валюты в РК

В условиях растущей глобализации происходит быстрое развитие информационных технологий и средств связи, снижение внешнеторговых барьеров, интеграция мировых финансовых рынков.

Расширяются возможности развивающихся стран по ускорению своего экономического развития и возрастает их уязвимость перед лицом внутренних и внешних шоков. Основной угрозой глобализации является кризис платежного баланса. Платежный баланс есть адекватный инструмент для регулирования валютных потоков страны в ее торгово-финансовых соотношениях с другими странами мира. Кризисом платежного баланса считается значительный дефицит текущего счета,
сопровождаемый такой же девальвацией курса и экстренными мерами валютного регулирования, а банковским кризисом – кризис доверия населения банкам, выражаемый в массовом снятии депозитов, закрытии, слиянии или выкупе. Обычно кризис платежного баланса предшествует банковскому кризису, хотя иногда он вызывается банковским кризисом.

В первом случае происходит обвал национальной валюты вследствие кризиса платежного баланса, что затем приводит к банковскому кризисув случае преобладания в кредитном портфеле банков валютных кредитов резидентам, не имеющим валютных источников для их погашения, повышаются или снижаются процентные ставки для защиты валютного курса.

Во втором случае причиной валютного кризиса является слабость банковской системы, особенно ухудшение общих макроэкономических условий. Статистический анализ показывает, что в появлении возможности для наступлении банковского кризиса значительна роль финансовой либерализации. Это позволяет использовать ее в качестве раннего индикатора банковского кризиса.

Банковский кризис обычно начинается с массового оттока депозитов. И заметное изменение объема депозитов может быть индикатором начала такого кризиса. Другой его причиной может служить заметное ухудшение качества банковских активов из-за сильного падения ранее вздутых цен на недвижимость или роста невыплат и банкротств предприятий-должников.

Значит, предвестниками кризисов могут служить рост цен на недвижимость, банкротств и доли нестандартных кредитов в банковских портфелях.

Банковский кризис способен перерасти в валютный при слабом запасе прочности национальной валюты страны. Недостаточность резервов ее Центрального банка, высокая долларизация экономики или помощь государства проблемным банкам вызывают избыток денег в обращении, усиливая давление на валютный курс.

Обычно обоим кризисам предшествует экономический спад, а при нормальных темпах роста экономики – ухудшение условий торговли, переоценка курса и растущие издержки кредитования или неожиданное уменьшение объемов экспорта.

В финансовой сфере обоим кризисам предшествует финансовая либерализация, которая усиливает инвестиционный бум в стране путем облегчения доступа к международным финансам, приводя к буму в области импорта и экономической активности. По мере увеличения дефицита текущего счета становится очевидной его нестабильность, усиливается вероятность валютных атак против национальной валюты.

Азиатский кризис 1997–1999 годов, в отличие от прежних кризисов, отличался отсутствием традиционных источников диспропорций-Фундаментальные условия стран были в высшей степени здоровыми. Сальдо бюджета во всех странах было положительным, среднегодовые темпы роста с 1970 по 1997 годы от 6,9% в Индонезии до 8,4% в Корее, инфляция оставалась низкой на протяжении ряда лет, а уровень государственного долга был крайне незначительным.

Во всех странах, за исключением Таиланда, не наблюдалось переоценки реального валютного курса. Внешняя задолженность финансового и корпоративного секторов была хоть и достаточно высокой, но значительно ниже, чем задолженность американских корпораций.

Причинами кризиса явились здесь значительный дефицит текущего счета и его преимущественное финансирование за счет крупных внешних, в основном, краткосрочных потоков капитала в условиях фиксированного курса, финансовой паники, эффекта переноса инфекции и следования рекомендациям МВФ по валютной либерализации капитального счета в начале 90-х годов без должного учета особенностей развития своей страны.

Прорыв произошел после проведенной валютной атаки на национальную валюту в наиболее слабом звене – в экономике Таиланда, имевшей наиболее высокий дефицит по текущему счету – 7,8% к ВВП, а также несколько завышенный реальный валютный курс. После значительной девальвации бата в июле 1996 года, соседние страны вынуждены были Последовать ее примеру, опасаясь потери конкурентоспособности своей продукции.

В условиях большой внешней задолженности предприятий частного сектора, значительная девальвация национальных валют привела к резкому ухудшению финансового положения стран ЮВА. В них произошли спад производства и рост неплатежей по кредитам. Снижение качества кредитного портфеля банков вызвало кризис доверия банковской системе.

Последовавшая финансовая паника в странах ЮВА привела к массовому изъятию населением своих депозитов из банковской системы, банкротству отдельных банков и бегству капитала за рубеж, что усиливало давление на национальную валюту.