12 декабря 1974 г. была принята Хартия экономических прав и обязанностей государств. В соответствии с ней каждое государство вправе свободно распоряжаться своими ресурсами, контролировать и регулировать иностранные инвестиции в своих интересах, национализировать или реквизировать частную собственность иностранцев, выплатив соответствующую компенсацию и др. Никакая иностранная компания или ТНК не вправе вмешиваться во внутренние дела государства. Документ также определяет принципы разрешения споров о национализации.
Конвенция ОЭСР
12 октября 1967 г. был одобрен проект конвенции ОЭСР "О защите иностранной собственности". В резолюции Совета ОЭСР по проекту Конвенции говорится, что положения Конвенции направлены на оказание помощи развивающимся странам. Принятие конвенции будет налагать на государство дополнительные обязательства по гарантии иностранной частной собственности на его территории.
В преамбуле подчеркивается желание государств укреплять международное экономическое сотрудничество на основе международного права и взаимного доверия, важность содействия притоку иностранного капитала в экономику стран.
Объект защиты Конвенции — частная иностранная собственность в самом широком смысле. “Каждое государство-участник должно в любое время обеспечивать справедливое и благоприятное отношение к собственности граждан других государств-участников” (ст. 1а). Государство должно предоставлять эффективную защиту и безопасность этой собственности, не применять дискриминационных мер, препятствующих владению, пользованию и распоряжению иностранцами своей собственностью на его территории.
Статья 1 регулирует приобретение собственности иностранцами. Но при этом оговорено, что положения Конвенции не должны влиять на право каждого государства разрешать или запрещать приобретение собственности гражданами другой страны на его территории.
Статья 2 закрепляет необходимость исполнения обязательств, которые государство, приняло на себя в отношении собственности граждан других государств. При невыполнении этих обязательств должна быть выплачена соответствующая компенсация. Упомянутые обязательства вытекают из условий контрактов или других актов, разрешающие иностранцам осуществлять инвестиции.
Статья 3 указывает, что государства не должны предпринимать каких-либо мер ( прямых или косвенных), направленных на лишение иностранных граждан их собственности. Если такие меры все же принимаются, они могут быть осуществлены только в общественных интересах и при соблюдении законной процедуры с выплатой компенсации — реальной стоимости собственности на момент национализации. Выплата компенсации осуществляется с гарантией свободного ее перевода за границу в соответствующей валюте.
В понятие косвенного лишения собственности входит: запрещение продажи собственности, наложение чрезмерных налогов, отказ в приобретении местного сырья или экспортно-импортных лицензий.
Статья 4 содержит положения о свободном переводе дохода, прибыли и сумм, полученных при ликвидации иностранной собственности, включая компенсации при национализации.
Статья 5 оговаривает, что любое нарушение положений Конвенции влечет обязательство полной репарации капиталов государством, ответственным за нарушение. При этом выплаты включают в себя все убытки: положительный ущерб и упущенную выгоду.
Статьей 6 предусмотрено, что каждое государство может принять на своей территории меры, направленные на уменьшение эффективности Конвенции. Это допускается, при:
1) вовлечении государства в войну или подобную ситуацию;
2) выполнении государством решений Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи ООН.
Любые меры такого порядка должны быть временными и ограниченными по объему.
Споры, возникающие в связи с толкованием Конвенции должны разрешаться дипломатическим путем, а если это невозможно, то через специальный арбитражный трибунал. При этом обе стороны должны признать юрисдикцию такого трибунала, что закрепляется в соответствующей декларации, в которой стороны могут также заявить о постоянном признании трибунала.
Статья 7 предусматривает, что в арбитражный трибунал могут обращаться и юридические, и физические лица государств-участников. При этом частные лица должны получить письменное разрешение на обращение в трибунал от своего государства.
В статье 9 даются определения понятий “частные лица” ( это физические и юридические лица, их национальность определяется согласно законам соответствующих государств); “компания” ( любое реально существующее объединение, ассоциация или корпорация, созданная в соответствии с законом государства-участника, признано в качестве юридического лица, обладающего полной правоспособностью); “собственность” ( включает в себя все инвестиционные средства : деньги, имущество, интеллектуальную собственность и т.д.).
К сожалению, этот проект так и остался проектом и не был ратифицирован необходимым количеством государств.
Вашингтонская Конвенция
В марте 1965 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция о разрешении инвестиционных споров. Она вступила в силу 14 октября 1966г. Ее участниками стали 46 государств-членов МБРР, но доступ в нее открыт не только для членов МБРР. Цель конвенции - создание специального международно-правового института по разрешению инвестиционных споров между государством и частными лицами других государств.
Конвенция дает возможность изъять из-под юрисдикции местных судов большую часть споров между иностранными частными инвесторами и принимающим государством с целью объективного рассмотрения любых нарушений обязательств по контракту между государством и частными лицами.
Разрешение споров должно производится по взаимному соглашению сторон инвестиционного контракта, т.е. необязательно обращаться именно в специальный орган, созданный по Конвенции. Однако, в соответствии с Конвенцией государство не обладает правом формулирования арбитражной оговорки в инвестиционном контракте и государство поэтому может обращаться фактически лишь в специальный орган, созданный согласно Конвенции. Таким органом является Международный Центр по разрешению инвестиционных споров при МБРР.
В преамбуле Конвенции подчеркивается необходимость международного сотрудничества и роль частных инвестиций в экономическом развитии.
Глава 1 называется “Международный Центр по разрешению инвестиционных споров”. Находится он там же , где и МБРР. Управляется Центр Административным Советом и Секретариатом, в его штат входит и соответствующий персонал посредников и арбитров. В Административный Совет входит по одному представителю и заместителю представителя из каждого из договаривающихся государств, председателем является Президент МБРР. Он, однако не имеет право голоса.
Функции Административного Совета :
1) принимать и издавать административные и финансовые постановления Центра;
2) принимать правила процедуры примиренческого, посреднического и арбитражного рассмотрения дел;
3) реализовывать мероприятия МБРР по улучшению работы администрации и служб;
4) определять полномочия и структуру работы Секретариата Центра, работу Генерального Секретаря и его заместителей;
5) принимать и утверждать годовой бюджет доходов и расходов;
6) принимать и утверждать ежегодный доклад о работе Центра.
Административный Совет созывает совещания ежегодно или по требованию пяти его членов или председателя.
Секретариат Центра состоит из Генерального Секретаря (избирается Административным Советом на 6 лет), его заместителей и соответствующего персонала. Служебные обязанности Генерального Секретаря и его заместителей несовместимы с осуществлением политических функций и другой деятельности. Генеральный секретарь является главным официальным лицом Центра, он отвечает за его администрацию, производит назначения в штат.
Персонал Центра состоит из квалифицированных арбитров и посредников, каждое государство вправе назначить одного арбитра и посредника, но не из числа своих граждан. Председатель Административного Совета назначает 10 арбитров и 10 посредников, причем в их состав должны войти представители основных правовых систем мира. Арбитры и посредники назначаются сроком на 6 лет. Финансирование Центра осуществляется за счет его собственных возможностей, если же расходы не могут быть покрыты таким образом, то используются дополнительные взносы стран-участниц, члены МБРР делают взнос соответственно своей доле в МБРР, а не члены — согласно правилам Административного Совета.
Центр имеет полную международную правосубъектность, которая включает способность заключать контракты, приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, организовывать разрешение споров.