Смекни!
smekni.com

Разнообразие человеческих миров, Волков П.В. (стр. 16 из 96)

В пубертатный период могут появляться грубость, цинизм, незрелое желание овладеть внешними атрибутами взрослости (курение, выпивки, сексуальная жизнь) без малейшего желания приобрести взрослую ответственность за свою жизнь.

4. Семейная и духовная жизнь

Семейная жизнь у таких людей складывается сумбурно эмоционально. Редко неустойчивые являют собой хороший пример супруга и родителя, но дети их часто любят, так как они ласковы, потакают детям в их желаниях, позволяют им делать то, что они хотят. Правда, некоторые неустойчивые, поняв, сколько трудностей принес им их характер, стараются строго воспитывать своих детей, насколько это у них получается.

У многих из них духовная жизнь не отличается глубиной. Им присуща аморфность эстетических принципов, они часто восхищаются всем оригинальным. Бывают среди них и духовно одаренные натуры: артисты, поэты, певцы, художники, но не математики и философы. Они могут быть задушевно-лиричными, их творчество опьяняет красками жизни, теплотой и чувствительностью, щемящим надрывом, искренностью. Некоторые из них мудры, по-детски открыто и просто. Пора взлета у неустойчивых людей в их яркой молодости, они не умеют стареть.

5. Варианты неустойчивого характера

Предыдущее описание относилось преимущественно к душевно тонким людям этого характера. Большинство из них редко попадают на прием к психиатру, чаще к психотерапевту, еще чаще к наркологу из-за алкоголизма. Немало среди неустойчивых и откровенно примитивных людей, которых часто, еще с детства приводят именно к психиатру в связи с асоциальностью. Поэтому, наверное, у психиатров имеется вполне понятная тенденция изображать таких людей пустыми, бездушными. Может быть, в подобные психиатрические описания частично попадают органические психопаты с превалирующим неустойчивым радикалом или неустойчивые психопаты с так называемой органической «подпорченностью». Таким людям действительно свойственны огрубелая бедность души, отсутствие глубоких привязанностей к людям, романтической любви. Все им быстро надоедает и наскучивает, кроме жажды легких впечатлений. Они лишены мечтательности и задушевности. По-мужицки пить, драться, гонять на мотоциклах, воровать, грубо орать блатные песни — все это далеко от мечтательной, романтической, нежной души человека с неустойчивым характером. Он тоже может делать нечто подобное, но все это у него получается как-то красиво, романтически, с привкусом поэзии юности.

6. Дифференциальный диагноз

Синдром «неустойчивости» широко встречается и за рамками данного склада характера. Рассмотрим подобные случаи.

1. Можно видеть, как шизофренический человек безвольно плывет по жизни, куда несет ее течение (симптом «дрейфа»). Причем нередко он рефлексивно видит, что с ним происходит, но это не вызывает у него страха — душа анестезирована апатическим «наплевать». При этом состоянии можно обнаружить такие характерные симптомы, как неспособность сосредоточиться, пустоту в голове и насильственные наплывы мыслей. Психическая энергия резко падает, нет сил на серьезное напряжение воли, даже агрессивные действия совершаются на фоне вялости и равнодушия. Все это не характерно для неустойчивого характера.

2. При социально-педагогической запущенности у здорового подростка неустойчивость психологически понятно вытекает из обстоятельств его жизни. Дело здесь в обиде и мести обществу, нарочито несдержанной распущенности (если бы захотел, то смог бы себя сдержать). Налицо избирательно плохое и избирательно хорошее отношение к разным людям, что связано с тем, кто и как обижал данного человека. За пределами асоциального поведения не выявляется какая-либо психическая патология, в том числе психопатия неустойчивого типа.

3. При депрессиях иногда отмечается асоциальное неустойчивое поведение. Но при внимательном рассмотрении видна его депрессивная основа. Таким отношением к жизни человек (чаще подросток) как бы говорит: «Пусть моя жизнь рушится. Так мне и надо, пусть будет хуже». В таком скрытом виде проявляется боль депрессивного отчаяния, саморазрушительные тенденции.

4. Неустойчивое поведение гипертимного циклоидного психопата похоже по рисунку на поведение неустойчивого психопата. Но дело здесь не в безволии, а в очень высоком жизненном тонусе с ненасытной жаждой деятельности, которая не в силах удерживаться в узких рамках общественно принятого поведения. У неустойчивого нет синтонности циклоида, природной глубины его естественности. У него, как у «вечного юноши», бывает слаб родительский инстинкт, не хватает тревожной стойкой заботы о близких людях, что не свойственно циклоиду. И тот и другой с возрастом могут становиться более стабильными в поведении, особенно циклоид.

5. Буйная неустойчивость органических психопатов носит грубый характер, что связано с их безудержными аффективными вспышками. Но как отмечала Г. Е. Сухарева, у них нет «самого существенного признака инфантильной личности: психической живости, яркости эмоций, большого интереса к окружающему. Преобладает расторможенность, эмоциональная скудость, бедность интересов» /25, с. 330/. Органикам свойственна эйфоринка в настроении, периоды дисфорий, безразличие к похвале и осуждению, грубая телесная диспластика, отклонения в психомоторной сфере, пустоватая содержанием возбужденность — все это не типично для неустойчивых.

Глава 2 (В). Ювенильный характер

1. Сущность характера

Общая группа инфантильно-ювенильных характеров составляет континуум, на одном полюсе которого расположены холодные, расчетливые, стервозные эгоцентрики-истерики, а на другом — мягкие, безвольные, беспечные неустойчивые натуры. Всю группу объединяет душевная незрелость по типу дисгармонического инфантилизма. Как бы посредине между истериками и неустойчивыми находятся люди ювенильного склада.

Таким образом, ювенилы содержат в своем характере что-то от истерического и что-то от неустойчивого полюсов. В ювенилах больше позы и внутренней собранности, чем в неустойчивых, но они мягче, теплее и душевней, чем истерики. Друг от друга ювенилы отличаются разной пропорцией сочетания истерических и неустойчивых черт. В ком-то больше истерического, в ком-то больше от неустойчивых. Многие ювенилы отличаются душевной симпатичностью, которую они, в отличие от неустойчивых, умеют еще и красиво подчеркнуть.

Для того чтобы с неустойчивым или ювенилом возник хороший контакт, нужно стать для него интересным собеседником. Для этого надо суметь живо поддерживать разговор на тему его сегодняшних увлечений. Излишней дидактики и морализма эти люди не переносят.

В случае психологической помощи следует помнить, что слова и обещания таких людей обычно оказываются ненадежными. Например, ювенильный человек, узнав от врача, что допился до алкоголизма, пугается вплоть до эмоционального шока, выразительно раскаивается, утверждает чеканя слова, что теперь-то уж он точно «завяжет». Но стоит ему попасть в свою пьющую компанию, как приятели снова уговорят его на еще только один разок, и пьяное болото вновь его затянет. А то порой достаточно просто взглянуть на эйфоричное в предвкушении выпивки лицо своего дружка, и тяга к выпивке заставляет забыть его все свои «железные» клятвы. У людей с неустойчивым или ювенильным характером подобные срывы бывают не только по отношению к алкоголю, но и в других областях жизни.

2. Особенности истерического реагирования

В заключение объяснения группы инфантильно-ювенильных характеров хочу подчеркнуть, что понятие истерический характер и истерическое реагирование (невроз, психоз) имеют разное значение. В классическом понимании Э. Кречмера, выраженном в его работе «Об истерии», первая особенность истерического реагирования сводится к возврату к древним, инстинктивным защитным механизмам. Их легко наблюдать у животных. Прежде всего это две универсальные реакции: «двигательная буря» и «мнимая смерть». Пример двигательной бури наблюдается у мухи, попавшей между створок окна. Она яростно бьется, пока не найдет выхода, после чего двигательная буря сразу стихает. «Мнимую смерть» легко увидеть, резко взяв божью коровку в руки; она затихнет, как мертвая. Обе эти реакции относительно целесообразны, так как первая помогает найти выход, а вторая сохранить жизнь, потому что многие хищники брезгуют падалью.

Вторая особенность истерического реагирования по Кречмеру заключается в тенденции поиска выхода из затруднительного положения через уход в истерическую симптоматику — так называемый «дефект совести по отношению к здоровью» и «условная приятность или желательность» болезненного симптома. В своей книге «Об истерии» Кречмер приводит следующий пример. «Если девушке предстоит нежелательное замужество, то у нее две возможности избегнуть его. Она может действовать планомерно, после размышления использовать слабые места своего противника; то энергично сопротивляясь, то разумно отступая, она, наконец, достигнет цели путем разговоров и действий, избирательно направленных, приспособленных к каждому новому повороту в положении. Или же в один прекрасный день она внезапно упадет, станет судорожно биться, дрожать и подергиваться, будет бросаться из стороны в сторону, изгибаться дугой и повторять это до тех пор, пока не освободится от немилого претендента» /26, с. 14/.

У человека «двигательная буря» и «мнимая смерть» в полной мере проявляются при катастрофах, панике. В мягкой форме они встречаются тогда, когда человек не может с помощью разума и воли найти осознанный выход из конфликта, и тогда на помощь приходят древние инстинктивные реакции, нередко помогающие найти выход через «силу слабости», как в приведенном примере Кречмера. Истерическое реагирование свойственно душевно незрелым людям и тем, у кого эмоции берут верх над способностью разума найти рациональный выход из трудного положения. Оно может проявляться истерическим припадком, двигательным параличом, потерей чувствительности рук, ног, глухотой, слепотой, «непонятными» обмороками, тряской тела, ощущением кома в горле и т. д. Такое реагирование часто отмечается у истериков с известной мягкостью, астеничностью, а также у неустойчивых, ювенилов, циклоидов, шизотимов с хрупкой эмоцией, органических психопатов и акцентуантов. Сильным же и стервозным практичным людям истерического характера, несмотря на его название, истерическое реагирование не так уж свойственно. Кречмер даже возражал, чтобы демонстративно-эгоцентрический характер назывался истерическим /26, с. 7/. Однако такое название все-таки закрепилось.