Смекни!
smekni.com

Разнообразие человеческих миров, Волков П.В. (стр. 56 из 96)

Практически важным является следующее указание И. С. Кона: «Самый важный индикатор будущей гомосексуальности ребенка — тендерное несоответствие, которое в некоторых случаях, но далеко не всегда, сочетается с особенностями телосложения и внешности (женственный мальчик и мужеподобная девочка). Многие геи и лесбиянки отмечают, что они с раннего детства отличались от сверстников своего пола: одевались не в ту одежду, любили не те игры, выбирали не тех партнеров и т. д.» /106, с. 333-334/.

Эндокринные люди хотят, чтобы на них смотрели не с точки зрения сексуальных девиаций, а прежде всего с точки зрения того, что формы высокой человеческой любви могут быть различны. Многим из них неприятны исследования узкобиологического свойства, объясняющие и опошляющие их отношения чем-то примитивно конкретным (например, размерами половых органов).

Учебный материал

1. В фильме «Лучше не бывает» один из главных героев Саймон — нежный, добрый, ранимый человек эндокринного характера. Уже с детства он воспринимал женское тело как предмет эстетического любования, а не страсти. Актер талантливо играет Саймона, давая зрителю почувствовать размытость в нем мужского начала. Также интересен фильм А. Холланд «Полное затмение», рассказывающий о взаимоотношениях двух великих поэтов Верлена и Рембо, которые принадлежат к данному характеру.

2. Для того чтобы прикоснуться к творчеству человека с эндокринным характером, обратимся к двум картинам Леонардо да Винчи «Джоконда» и «Бахус». Это особое творчество — не реалистическое и не аутистическое, в нем отражается мозаично-многогранный характер автора.

Оттолкнемся от любопытных рассуждений и наблюдений писателя Ю. Безелянского /107, с. 9-57/. Леонардо, как любой великий художник, рисует не только человека, но и движение его души. В чем же особенность портрета Моны Лизы? Историк искусства Д. Вазари (1511—1574) писал, что «созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Им же отмечена волшебная натуралистичность картины: «В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса».

Ощущение божественности типично и для аутистического творчества, но там этот эффект создается благодаря сновидности, символичности или иконоподобности изображаемого. Леонардо да Винчи добивается этого иными средствами. Прежде всего своим знаменитым sfumato, что в переводе с итальянского означает мягкий, растворяющийся, неясный, исчезающий. Художник погружает свой изображения в легкий туман. Сфумато как бы стоит между зыбкой воздушностью импрессионистов и аутистической сновидностью.

Леонардо использует трепетное богатство оттенков, парадоксы малозаметных, но отчетливых смешений и наложений, благодаря чему возникает интригующая многосложность, которая одними воспринимается как удивительная тайна, другими — как непонятная странность. У Джоконды нет бровей, слегка сдвинуты пропорции и симметрия в изображении глаз, губ. Левая часть губ нарисована иначе, чем правая. Отсюда становится понятней загадка ее улыбки. Одни считают, что улыбка изысканна и чарующа, другие же — что она ядовита и саркастична. Кто-то видит в улыбке Джоконды улыбку беременной, кто-то улыбку женщины после оргазма, кто-то улыбку страдающей болезнью дауна, кто-то улыбку женщины, готовой расплакаться, — ясно лишь одно, что Мона Лиза не улыбается простой и понятной улыбкой обычной женщины.

Не разрушая цельности образа, Леонардо создал его как бы из разных участков; каждый участок, взаимодействуя с другими, порождает новые выражения. Художник так изобразил Мону Лизу, что зритель становится соучастником рождения образа. Более того, он создал впечатление, что не только зритель изучает Мону Лизу, но и она его. На неподвижном холсте Леонардо удалось отразить движение: выражение лица Джоконды постоянно меняется. Все это создает особое волшебство картины.

Не лишено оснований предположение, что в пропорциях и чертах Джоконды спрятаны отдельные черты юноши. У многих мужчин Мона Лиза не вызывает впечатления земной женщины, и соответственно к ней не рождается то мужское чувство, которое рождается при взгляде на реалистические изображения женщин. Даже «изломанные» женщины Модильяни вызывают мужское чувство чаще (особенно у шизоидов), чем Джоконда. Она же рождает странные или возвышенные чувства. Закончим строчками А. Вертинского:

Почему Вас зовут Джиокондою?

Это как-то не тонко о Вас.

Я в Вас чувствую строгость иконную

От широко расставленных глаз.

В картине «Бахус» мы видим тот же неуловимый трепет сфумато. Бахус как будто парит в воздухе. Картина слишком красива и изящна для того, чтобы быть реалистичной. Ее гармония вбирает в себя неземную воздушность и нежную натуралистичность. Кисти рук Бахуса скорее женские, чем мужские. Да и сам он изображен не как типичный мужчина. На полотнах эндокринных художников (Караваджо, Г. Рени, К.-М. Дюбюф, И. Фландрен, Л. Бакст) редко видишь типичных мужчин или женщин, гораздо чаще они напоминают ангелоподобные существа с размытой сексуальной идентичностью.

Часть II. Основы психиатрии

Больные люди нуждаются в психологической поддержке тех, кто находится рядом. Их необходимо понимать, что невозможно без знания основ клинической психиатрии. Я подробно остановлюсь на рассмотрении шизофрении, как на теме весьма актуальной; более кратко на теме маниакально-депрессивного психоза и совсем коротко на эпилепсии. Эти три заболевания, как отмечал К. Ясперс, являются главными в практической и теоретической проблематике психиатрии.

Болезнь — это патологические явления, которые непосредственно не вытекают из характера, инородны человеку, как бы набрасываются на него, заслоняя своей симптоматикой автономную личность, искажают, изменяют ход ее естественного развития. Болезнь имеет свое начало, развитие, исход, стереотип течения. Она приводит, за исключением многих случаев МДП, к тяжелому или очень легкому дефекту, изменениям личности. Болезни связаны с телесными, мозговыми, биохимическими нарушениями, которые до конца на сегодняшний день еще не изучены.

Маниакально-депрессивный психоз

1. Определение ключевых понятий

Э. Крепелин в 1896 году предложил выделять dementia praecox (раннее слабоумие, ныне называемое шизофренией) и маниакально-депрессивный психоз (МДП), который также имеет названия: циркулярный психоз, циклофрения, а в современной международной классификации — биполярное расстройство. Э. Крепелин не только выделил, но и клинически подробно описал МДП /24/.

МДП — заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз, разделенных интермиссиями. Интермиссия — состояние с полным исчезновением имевших место психических расстройств. В интермиссии человек становится таким, каким он был до заболевания. Даже если МДП течет длительно, то в светлых промежутках (интермиссиях) у человека не отмечается сколько-нибудь значительных изменений личности и признаков дефекта. Поэтому данное заболевание в большинстве случаев имеет благоприятный прогноз. МДП — это выраженный психоз, во время которого человек полностью находится во власти патологических переживаний, нетрудоспособен, невменяем. Мягкая форма МДП называется циклотимией.

Некоторые больные циклотимией обходятся без больницы. Однако и в этих случаях прежняя личность человека как бы «занавешивается» болезненными переживаниями, которые могут руководить его поступками вместо здравого смысла и тех ценностей и принципов, которых данный человек раньше придерживался. В конце XX века уменьшается количество больных МДП, а число людей, страдающих от циклотимии, растет. Другая тенденция заключается в том, что депрессивные состояния встречаются все чаще, чем маниакальные.

В генезе данного заболевания на первом месте стоит наследственность. Порой больным оказывается кто-то из родственников пациента. В подавляющем большинстве случаев МДП встречается у обоих монозиготных близнецов, что говорит о несомненной роли наследственности. Среди заболевших преобладают люди с пикническим телосложением, многие из них до болезни могли быть отнесены к циклоидному типу характера. Даже если характер у них не был циклоидным, то нередко в нем были выражены синтонные черты. Женщины болеют МДП чаще мужчин.

Продолжительность фазы при МДП может быть различной: от нескольких дней, недель до года и больше. У взрослых приступ болезни обычно длится от двух до десяти месяцев. Иногда за всю жизнь у человека отмечается всего лишь одна фаза или несколько, разделенных десятилетиями практического здоровья. Фазы, соединяясь в различные комбинации, образуют разные типы течения заболевания. Когда болезнь выражается чередованием депрессивных и маниакальных фаз, то говорят о биполярном течении. Когда же она протекает в форме одних депрессивных фаз или только маниакальных (что встречается исключительно редко), то говорят о монополярном течении. Часто между фазами имеются светлые промежутки интермиссий. Порой одна фаза, лишь только отзвучав, сразу же переходит в другую, затем снова сменяясь светлым промежутком. Самое тяжелое течение — континуальное, то есть непрерывная смена фаз без интермиссий. Данная форма течения является неблагоприятной, но даже и в этих случаях наступление интермиссии возможно.

Фазы могут возникать аутохтонно (то есть сами по себе, без видимых причин). Их возникновение может быть сопряжено с сезонностью (возникают чаще весной и осенью), а у женщин — с менструациями, родами и климаксом. Нередко они провоцируются соматическим заболеванием или психической травмой. Однако в случае МДП и циклотимии мы видим эндогенность изменения состояния: состояние «отрывается» от провоцирующего момента и развивается по своим внутренним закономерностям. В поэтической форме смена волн подъема и упадка, связанных еще и с определенным временем года, выражена Пушкиным в стихотворении «Осень», 1833 г.