Правительства, которые легализуют проституцию как "секс-занятость", будут иметь огромную экономическую долю в секс-индустрии. Постепенно это приведёт к увеличению их зависимости от секс-сектора. Если проститутки будут считаться работниками, сутенеры бизнесменами, а клиенты потребителями секс-услуг, соответственно легализуя проституцию как экономический сектор, тогда правительства могут снять с себя ответственность за предоставление женщинам приличной и подходящей работы.
Но ведь с другой стороны, это ведь тоже «работа».
Спрос рождает предложение, это выражение в нашем случае наталкивает на вопрос – «Почему?». Почему женатый мужчина после работы останавливается на дороге, что бы подобрать очередную «девочку»? На поиски уйдет не более получаса. Надо только знать, где искать. Но это совсем несложно. Телефонные кабинки изобилуют призывными объявлениями. Неоновая реклама на улицах, визитные карточки в специализированных магазинах, Интернет, сайты знакомств. Есть даже телефонные справочники, целиком посвященные интересующему нас предмету.
И каждый год - по крайней мере по одному крупному скандалу с неосторожным политиком, уличенным в греховной связи с профессионалкой.
Почему даже государственные мужи рискуют своим семейным счастьем (не говоря уж о политической карьере) ради этого сомнительного удовольствия?
По мнению доктора Нейла Мк. Кегани, специалиста по социальной психологии Университета в Глазго, влечет не столько сам секс, сколько возможность секса за деньги. Проявляется атавистическая тяга человека к запретному. Ну и, конечно, неизменная жажда нового: большинство опрашиваемых мужчин постоянно выражают свой интерес к дополнительным сексуальным ощущениям вне брака. [10]
А cреди тех, кого мы задерживаем в момент запретной сексуальной сделки, поразительно много приличных, преуспевающих людей, - свидетельствует крупный полицейский чиновник. - У подавляющего большинства - благополучные семьи. Для меня остается загадкой, почему они связываются с проститутками, многие из которых - наркоманки".
Вот, к примеру, откровения одного американца, постоянного клиента «девушек легкого поведения» Мэтт. Он бы Вам очень понравился. Обаятельный мужчина, с внешностью, способной покорить любую женщину: высокий, смуглый, постоянно улыбающийся. Ему скоро 40. Женат на богатой, красивой женщине. У них две дочери. Однако только за последние месяцы Мэтт истратил на проституток весьма кругленькую сумму. Раньше ничего этого не было.
Совсем недавно он вел самую добропорядочную жизнь, но, попробовав разок, втянулся и уже не может остановиться. Мэтт рассказал свою историю со всеми подробностями.
А действительно затягивает, - признается он. - Как алкоголь или наркотик. Самое ужасное состоит в том, что все это так просто и дешево..."[11]
1.2 История социального контроля проституции в России. Социальный контроль проституции в постсоветский период
В данном параграфе дается историко-социологический и статистический анализ феномена проституции в России. Приводятся выделенные исследователями формы проституции, для обозначения которых использовалась разная терминология: официально-признанная (поднадзорная, "разрядная") и тайная ("гражданская").
Описываются некоторые закономерности, открытые русскими исследователями данного явления:
(1) проституция находится в обратном отношении в числу браков, заключение и длительность которых зависит от экономического достатка населения (перемены в материальном благополучии отражаются на росте и падении проституции);
(2) великие исторические перевороты (социальные бедствия, кризисы, революции и войны, массовый голод, разруха) имеют сильное влияние на увеличение проституции;
(3) на основе количественных данных за многие годы о сокращении (смерть, прием в приюты, болезни, замужество, поручительство и т.п.) и пополнении контингента столичных проституток. М. Кузнецов сформулировал закономерность "постоянного обновления контингента проституток", в соответствии с которой наблюдалась постоянная повторяемость показателей и корреляция между ними (увеличение же состава проституток отмечалось при общем росте мужского населения).
В древности и в средние века, когда проституция была широко распространена в Западной Европе и на Востоке, в русском государстве, изолированном от жизни западных стран и развивавшемся своеобразно и самобытно, торговли телом, скорее всего, не было. Ни один из русских летописцев не упоминает о проституции. На Руси, как и во всех странах, существовали внебрачные половые связи, но им был чужд продажный разврат. Однако нет никаких источников, которые бы указывали на время, с которого проституция стала распространяться в России. Проституция в допетровскую эпоху значительно отличалась от проституции более поздней русской истории. Она развивалась в ситуации свободного выбора. Не последнюю роль играла нужда или недостаток средств для покупки нарядов, так как женщины любили красиво одеваться. Женщины среднего и низшего сословия, в среде которых мужчины искали сексуального удовлетворения, гордясь своей свободой и связями со знатными мужчинами и, осознавая преимущества своего положения по сравнению со знатными женщинами, занимались проституцией, находясь между собой в жёсткой конкуренции. При всём этом, на Руси проституция не была признана официально, следовательно, не имела никаких регламентирующих её установлений, что представляло немало выгод для её развития.
Через несколько лет реформ Петра I русское общество было неузнаваемо. Изменилось и положение женщин. Без них с того времени не устраивался ни один праздник, ни одно общественное собрание, Женщина не только стала участвовать во всех развлечениях, но являлась главным действующим лицом. Она становилась душою общества. Женщина уже не представлялась мужчинам безмолвным существом, напротив, они стали искать её общества. Развивая и воспитывая себя, женщина внесла новшества и в семью. Женщина получила свободу и избавилась от надзора за собой. Мужчины, в свою очередь, перестали прикрывать свою безнравственность семейным благочестием. Они уже открыто заводили содержанок. Так в России появились «камелии». Все эти нововведения прививались сначала в Петербурге, где было много иностранцев, затем распространились в Москве и в других уголках России.
Император Николай I окончательно разрешил вопрос о проституции, признав её терпимой в России, и в первой половине XIX века приказал приступить к организации врачебно-полицейских комитетов. В 1852 году была создана комиссия для надзора за бродячими проститутками. Главная цель этой комиссии заключалась в том, чтобы выявить всех бродячих женщин, занимающихся проституцией и не имевших установленных медицинских билетов, и организовать за ними особый контроль. Комитет предложил ввести так называемые расчётные книжки. Цель введения этих книжек была направлена на устранение чрезмерной эксплуатации содержательницами публичных домов подчинённых им проституток.
С целью пресечения распространения сифилиса в низкопробных публичных домах были введены особые билеты с обозначением на них заведения и номера женщины, под которым она записана в списках комитета.
Билеты выдавались каждому клиенту заведения. При заражении, комитет мог не теряя времени определить источник болезни и немедленно поместить проститутку в больницу.
Организованная часть официальной проституции состояла в начале XX века из публичных домов трех модификаций в зависимости от финансовых возможностей потребителя: дорогих публичных домов с модной мебелью, паркетными полами и красивыми женщинами в "роскошных до безобразия платьях", рассчитанных на состоятельных потребителей, оставлявших за вечер до сотни рублей; многочисленных и вариабельных по убранству и цене домов менее высокой категории для потребителей из среднего класса (мелкого чиновничества, купечества средней руки, студенчества и младших офицеров). В этих домах взимались 1-3 рубля за время и 3-7 рублей за ночь; убогие, дешевые дома для бедного люда (мастеровых, солдат, бродяг и т.п.), платившего за секс-услуги от 30 до 50 копеек серебром. Все виды домов обычно сосредоточивались по известным кварталам. Так, в Петербурге дорогие дома сосредоточивались на Лиговском проспекте и Чубаровском переулке, В Москве - в Соболевском переулке, в Одессе скучивались на Нежинской и Дерибасовской; низшие ютились в столице на Сенной, в Москве - на Драчевке и Козихе. И так было во всех городах империи. [12]
Неофициальная проституция воспроизводит сходную организационную композицию, состоящую опять же из трех модификаций: аристократических клубов-притонов, организаций для средних классов (танцклассы, квартирные "салоны") и притоны дна ("малины", "углы"). Женщины эксплуатировались во всех видах промысла достаточно безжалостно, но в организованной части официальной проституции они могли в конфликте с бандершей искать защиты у закона, который пресекал злоупотребления с ее стороны, в то время как во втором случае они были абсолютно лишены прав, выступая только "товаром", "вещью". С точки зрения количества проституток в 1216 официально зарегистрированных домах терпимости, по исследованию А.Дубровского, в конце XIX в. составили с 2 проститутками - 9,4%, с 3-5 - 34,6%, с 8 - 9,2% и от 17 до 25 и более- менее 3%. Самая многочисленная по империи доля - по 3 проститутки - составила 11,9%.[13]
До 10 лет существовал 241 дом, более 50 лет - 9 домов, до 5 лет - более 100. Публичные дома-долгожители чаще всего встречались в крупнейших городах - Москве, Петербурге. В последующие два десятилетия XX века общее число публичных домов увеличилось и незначительно колебалось вокруг 2000. Но с учетом этого увеличения показатели по количеству проституток и по продолжительности существования домов в целом оставались прежними. Эти цифры говорили об устойчивой потребности в существовании публичных домов с их услугами.[14]