Смекни!
smekni.com

Туризм как вид деятельности человека (стр. 17 из 40)

В XVIII веке с целью расширения территории России, укрепления ее юго-восточных границ, экономического освоения и массовым заселением обширных пространств с плодородными землями, возникли города Предкавказья. С тех древнейших времен стали известны и целебные свойства источников Кавказских Минеральных вод. Еще тогда около них возникли поселения. В состав России КМВ вошли по Кучук-Кайнарджийскому договору в 1774 году.

В истории исследования и становления рекреационного комплекса КМВ с XVIII в. и по настоящее время выделяют четыре периода: дореформенный, пореформенный, советский и современный, которые в свою очередь делятся на самостоятельные этапы. В дореформенном периоде исследования ресурсов региона выделено 4 этапа. Особенность первого этапа (до начала XVIII в.) заключается в описании источников, которое осуществляется путешественниками, исследователями по сведениям местных жителей. На этом этапе представления о водах основывалось на наблюдениях и практике людей, проживающих в районах выходов минеральных источников. Второй этап (20-80-е гг. XVIII в.) – исследовательские описания гидроминеральных ресурсов комплексными Академическими экспедициями в результате которых были описаны внешние данные и физические свойства источников. Третий этап (90-е гг. XVIII-начало XX в.) – характеризуется изучением химического состава вод (данные еще не полные и не точные) отдельными исследователями, постепенно выявлялись и их целебные свойства. Четвертый этап (1803-1861 гг.) – планомерные изучения гидроминеральных ресурсов специалистами разных областей: медицины, гидрогеологии, химии. В это время положено начало проведению гидрогеологических работ, ставивших своей целью глубокое и комплексное изучение гидроминеральных ресурсов курортов КМВ.

В пореформенном периоде выделяется два этапа. Первый этап (60-начало 80-х гг. XIX в.) характеризуется активным развитием Кавказских Минеральных Вод, вырабатываются программы и проекты устройства КМВ. Идет процесс открытия и исследования большого числа минеральных источников. Второй этап (вторая половина 80-х гг. XIX – начало XX) - характеризуется исследованием и освоением новых видов лечебных рекреационных ресурсов (климатических, грязевых, туристско-экскурсионных). Продолжается процесс изучения и освоения гидроминеральных ресурсов как основного рекреационного ресурса региона.[80]

Советский период становления рекреационного комплекса включает два этапа: довоенный этап (20-е – начало 40-х гг. XX в.) связан с изменением организации учреждений рекреации, предприятий транспорта, сферы обслуживания курортных городов; послевоенный этап (конец 40-х гг. - 70-е гг. XX в.) – становление курорта как крупного рекреационного центра, где развивается индустрия, хозяйство, наука.

В начале 80-х гг. и по настоящее время в развитии курортов выделяется четвертый период – современный. В это время курорты приобретают новый облик и высокое развитие.

В конце XVIII века появляются военные укрепления, которые служат основой для возникновения городов-курортов. В 1777 г. была создана Азово-Моздокская оборонительная линия, на которой было сооружено ряд крепостей, в том числе основанная в 1780 году Константиногорская. Эта крепость выполняла и рекреационную функцию, так как здесь жили приезжавшие на лечение россияне. В 1794 году был заложен Ессентукский редут, в составе продолжения линии, а в 1803 году возникло Кисловодское военное поселение с небольшой крепостью, причем крепость эта была сооружена для обеспечения безопасности лечащихся в отличие от других военный укреплений, что ускорило освоение рекреационных ресурсов КМВ. Именно в это время по указу императора Александра I район КМВ был объявлен лечебной местностью.

1803 год считается и официальной датой возникновения курортов Кавказских Минеральных Вод, когда правительственным актом было признано их государственное значение (рескрипт Александра I инспектору Кавказской линии, Астраханскому военному губернатору и главнокомандующему в Грузии князю П. Д. Цицнанову о признании государственного значения КМВ и необходимости их устройства). К этому времени медиками Государственной Медицинской Коллегии было сделано заключение о применении минеральных вод при лечении различных заболеваний.

На рубеже XVIII-XX вв. в Кавказском регионе еще сохранялась политическая нестабильность. Российскому правительству приходилось использовать военные методы для борьбы с горцами, не желавшими присоединиться к России. А значит, возникала проблема восстановления здоровья раненых. Минеральные воды были прекрасным средством для решения этой проблемы. Поэтому первоначально использование минеральных источников имело целью лечение войсковых частей, попавших в неблагоприятные климатические условия и страдавших от малярии и других болезней и ранений.[81] Вследствие этого первоначальное управление курортами находилось в руках военного командования. Использование вод способствовало накоплению фактов, которые указывали на лечебные свойства источников. Минеральные воды, которые поначалу использовались только служащими Кавказской армии, постепенно стали привлекать и посетителей из России. Сюда начинают приезжать больные из различных мест, даже из отдаленных городов.

В начале XIX века источники получают известность не только на Кавказе, но и по всей России. Первое время приезжие останавливались в крепостях, но это вызывало ряд неудобств: лечащимся необходимо было преодолеть определенное расстояние до источников, что было не всем под силу, к тому же крепости были мало приспособлены для расселения не могли вместить всех желающих. Поток лечащихся на Кавказские Минеральные Воды постепенно увеличивался, что требовало формирование сезонных курортных поселений, которые сосредоточивали бы большую часть прибывающих. На увеличение приезда, на лечение в КМВ повлияли волнения в Чечне, в связи с чем стал затруднителен доступ к Терским водам. Для обеспечения лечения царское правительство обязало калмыков поставлять ежегодно у источников кибитки во время курса лечения для размещения в них больных. Но эти кибитки не могли решить устройство курортов.

Выгода от отдаваемых внаймы помещений при ежегодном наплыве больных была настолько очевидна, что уже в 1812 г. в Горячеводской долине предприниматели начали строить частные дома.[82] В 1812 году у горячих источников были построены первые частные дома. В Константиногорске построены первые купальные здания: мужское с двумя ванными и женской с одной. Вода к ним проводилась по деревянным трубам. На месте сезонных курортных поселений формируются Горячеводский и Кисловодский курортные поселки.[83]

С формированием рекреационных поселений на КМВ некоторые военные укрепления были упразднены (Ессентукский редут, Константиногорская крепость).[84]

Особенно быстро начинает развиваться Горячеводский курорт, что обусловливается не только мощной гидроминеральной базой, но и выгодным его географическим положением в центральной части КМВ.[85] В 1810 г. известный русский врач, общественник и гуманист Ф. П. Гааз обнаружил на склоне горы Железной два минеральных источника. У источника № 1 был построен казенный турлучный дом из 7 комнат и купальни на 1 ванну. Севернее располагались балаганы для солдат-казаков, охранявших «водяное» общество от нападения горцев. С 1812 г. Железноводские источники стали регулярно посещаться больными и до второй половины 20-х гг. XIX в. на Железноводском курорте сезонное курортное поселение служило основным местом поселения приезжающих для лечения.[86]

Использование Ессентукских минеральных источников началось значительно позже, чем Кисловодского, Пятигорского и Железноводского. Это связано с тем, что сообщение Ф. П. Гааза в 1811 г. об открытых Ессентукских источниках не привлекло внимания врачей и посетителей курортов; оттого и судьба этих ценнейших вод сложилась несколько иначе, чем горячих ключей горы Железной. Ессентукские воды еще 13 лет ожидали своего настоящего открытия. В 1812 г., они были подробно описаны и должным образом оценены профессором Петербургской Медико-Хирургической академии А. П. Нелюбиным. Однако еще долгое время источники оставались в тени.

В 30-гг. XIX в. число курортных поселений увеличивается. Это связано с открытием новых минеральных источников, что и расширило площадь рекреационных территорий. Создается курортный поселок у Железноводских источников (1834). Как курорт начинает развиваться Ессентуки.[87]

Несмотря на то, что курорты были «открыты», они влачили жалкое существование, первое время развивались у источников, вокруг которых не было ни лечебных, ни жилых приспособлений. Большинство источников не имело даже примитивного каптажа. Это создавало постоянную угрозу нарушения бесперебойного пользования минеральной водой в лечебных целях (некоторые источники были подвержены опасности периодического исчезновения, а некоторые вовсе исчезали). Курорты развивали медленно и без всякого плана до 1861 г. Положение усугублялось недостаточностью отпускаемых средств на устройство курортов. До 1861 г. заботы правительства о Кавказских Минеральных Водах ограничивались только посылкою к ним врачей и химиков для изучения их свойств и составления предложений о том, что необходимо для благоустройства источников. Но указания, которые давали исследователи, не исполнялись. Это связано в какой-то степени со следующими событиями: - чума (1804-1808), - Отечественная война (1812).[88]