Смекни!
smekni.com

Экскурсия по Минску-столтце Республики Беларусь (стр. 12 из 21)

Открытие первых аптек на Беларуси относится к ХVI веку, в Минске же она открылась в середине ХVII века, но просуществовала недолго. И только в ХVІІІ веке (1748) была открыта заново, как сказано в грамоте “для поратования здоровья людей духовного, светского стану в том городе живущих, так и для всего воеводства Минского”. Прообразом аптек были лавки, где торговали лекарственными травами. С открытием аптек минским лавочникам запрещалось продавать в своих лавках медикаменты. Вторая аптека в Минске появилась лишь через тридцать четыре года (1782).

В ХIХ веке была открыта аптека и на Троицкой горе. В здешней аптеке, как правило, неплохой выбор лекарственных трав. Желающие могут зайти, познакомиться с интерьером здания и приобрести для себя что-либо из имеющегося в наличии. Наш автобус (напомнить номер!) стоит на этой же улице.

[Дать свободное время для посещения аптеки]

[Автобус движется по ул. Янки Купалы – Коммунальному переулку – направо на ул. Богдановича – налево на ул. Купалы, - ул. Интернациональную]

Сейчас мы будем пересекать ул. Максима Богдановича. Она является транспортным дублером проспекта Независимости. На ней очень шумно – поэтому обратите внимание направо – на нее выходят фасадами дома нежилые – магазины, кафе. В свободное время можно заглянуть в сувенирный, антикварный, комиссионный, цветочный магазины, магазин «Фарфор, стекло», зайти в бар, маленькие кафе. И всюду интерьеры их выполнены под старину с учетом национальных традиций.

Квартал Троицкого предместья как бы соединяет век нынешний с веком минувшим. Слева в сквере на бывшей Троицкой горе располагается здание (1937, арх. И. Лангбард), в котором работают Национальные академические театры – театр оперы и театр балета. Театром балета руководит один из лучших балетмейстеров мира – так считают специалисты – В. Елизарьев. Его приглашают для постановок балета многие театры.

Под сводами театра звучит музыка как классических опер, так и национальных. Например, «Рогнеда», «Князь Витовт», «Дзікае паляванне караля Стаха» и др. Несколько раньше была поставлена опера, посвященная М. Богдановичу – «Зорка Венера» (комп. Ю. Семеняко). В ее основу легли стихи поэта. Возможно, со временем театр будет носить его имя. Здесь и памятник М. Богдановичу (1981, скульпт. С. Вакар).

Поэт остановился на аллее, ведущей к широкой лестнице перед входами в здание театра: то ли прислушивается к звукам музыки, то ли в его голове рождаются новые стихи… В правой руке – букетик васильков, цветов, которые он называл «цвятком радзімы».

Стоит поэт недалеко от своего собрата по поэтическому творчеству и гражданским позициям, но более старшему по возрасту – Янки Купалы. Их разделяют лишь деревья парков и река Свислочь.

Улица, которая носит имя Купалы, приведет нас к парку его имени. После выхода из автобуса мы познакомимся с Купаловским мемориальным архитектурно-скульптурным комплексом.

Слева парк, в центре которого памятник юному партизану Герою Совестского Союза Марату Казею (1959, скульпт. С. Селиханов). Справа – здание из стекла и стали – Национальный выставочный центр «Белэкспо» (1969, арх. С. Ботковский).

[Группа выходит из автобуса и проходит к главному входу в парк; автобус идет на стоянку]
ПАРК ЯНКИ КУПАЛЫ

Парк носит имя народного поэта Беларуси Янки Купалы. На берегу неторопливой Свислочи в тени стройных лип и каштанов разместился этот живописный парк. Здесь в камне и бронзе, в звонких струях фонтана живет светлая память о славном сыне белорусского народа.

До войны это место было застроено деревянными домами и было окраиной Минска. В годы войны вся жилая застройка была уничтожена пожарами и бомбежкой. На месте руин и пепелищ разрушенного фашистами города был заложен парк (1949 г.), который получил название 30-летия БССР. Тогда, в 1949 году, сюда привозили деревья и кустарники со всех уголков Беларуси. И сейчас их здесь более 1000. Тут прекрасно прижились липы и клены, березы и ясени, ели и тополя. Каждый год здесь высаживаются цветы. Этот уголок города вобрал в себя неброскую, нежную красоту белорусской природы и прекрасен в любую погоду.

Ко дню 80-летия со дня рождения Янки Купалы (1962 г.) парк был переименован и стал называться Купаловским, так как именно здесь перед войной жила семья поэта. К 90-летию песняра (1972 г.) была проведена реконструкция парка и создан мемориальный комплекс, посвященный памяти поэта. Его авторы – белорусские скульпторы: А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий; архитекторы – Ю. Градов, Л. Левин.

В парке в едином ансамбле слились воедино белорусская природа, так любимая поэтом, фонтан «Вянок», литературный музей Янки Купалы и памятник поэту.

[Группа подходит к памятнику]

Памятник народному поэту Беларуси Янке Купале. Первый в белоруской скульптуре обобщенный образ поэта. Он монументален и человечен.

Как живой идет он по родной белорусской земле, навстречу своему народу, служению которому он отдал все свои силы, талант и жизнь. Кажется, что будто он куда-то только что шел, но немного устав, приостановился, очарованный пейзажем, да так и остался стоять здесь навечно во всем своем величии. Ветер подхватил наброшенное на плечи пальто. В правой руке он держит палку-посох, а левую прижимает к сердцу. Эпиграфом к рассказу о жизни поэта можно поставить слова самого Янки Купалы:

Я адплаціў народу,

Чым моц мая магла.

Зваў з путаў на свабоду,

Зваў з цемры да святла.

Приход поэта в молодую белорусскую литературу совпал с приходом первой русской революции. 15 мая 1905 года в газете «Северо-западный край» было напечатано стихотворение «Мужык», под которым стояла подпись Янка Купала. Это была первая публикация стихов поэта. Янка Купала писал от его имени так:

Што я мужык, усе тут знаюць,

І, як есць гэты свет вялік,

З мяне смяюцца, пагарджаюць,

Бо я мужык, дурны мужык...

Але хоць колькі жыць тут буду,

Як будзе век тут мой вялік,

Ніколі, браткі, не забуду,

Што чалавек я , хоць мужык...

Так мог написать только человек, который изведал все горе народа. В молодую белорусскую литературу Янка Купала привел нового героя, имя которому «мужик». Этими словами долгое время унижали целый народ, оскорбляли его национальное достоинство. До Янки Купалы в белорусской литературе не было поэта, который бы лучше почувствовал под грубой серьмягой душу народа, его неизмеримые потенциальные силы. Впервые в белорусской поэзии в этом стихотворении прозвучала не просто жалоба на тяжелую мужицкую долю, но и уверенность в своей силе и человеческом достоинстве. Это стихотворение вошло в первый сборник стихов поэта «Жалейка», вышедший в 1905 году.

Служить народу, писать о народе – такое поэтическое кредо поэта на протяжении всего его творчества.

Я не для вас, паны, о не,

А я для бедных і загнаных,

Я з імі мучуся ўраўне,

У адных закут з імі кайданах... (1907)

Белорусское советское литературоведение немало потрудилось в свое время над тем, чтобы представить Купалу как выходца из так называемых «глубин народа». Хотя одного взгляда на портрет песняра достаточно, чтобы понять: его знаменитое «Я мужык-белорус ...» лично к нему отнести нельзя. Купала родился в шляхетской, т.е. дворянской семье, а не в бедной семье крестьянина-арендатора, как нас убеждали раньше, хотя землю родителям Купалы приходилось арендовать. После смерти отца будущему поэту пришлось уйти в заработки.

Доля белорусского мужика, судьба всего народа и родного края – главная тема произведений поэта. Устами поэта говорила Беларусь – талантливая, но униженная, богатая духовно, но не признанная как нация. Написанное Янкой Купалой стихотворение «А хто там ідзе?» (1907) М. Горький перевел на русский язык и назвал «гимном белорусов». Это стихотворение по своей поэтической силе и одновременно художественной простоте является настоящей жемчужиной в мировой поэзии, одним из выдающихся гимнов возрождающегося человечества.

А хто там ідзе, а хто там ідзе

У агромністай такой грамадзе?

-Беларусы.

А што яны нясуць на худых плячах,

На руках ў крыві, на нагах у лапцях?

-Сваю крыўду.

А чаго ж, чаго захацелася ім,

Пагарджаным век, ім сляпым, глухім?

Людзьмі звацца. (1905 – 1907)

Тематика Купалы поражает своим богатством, разнообразием, многогранностью. Стихи Купалы неподвластны времени. Они всегда современны, причем настолько, что еще сильнее воздействуют на читателя сегодня, нежели даже тогда, когда писались. Словно Купала предвидел это время, которое сейчас переживает наша Батьковщина, народ, язык.

Чаго вам хочацца, панове?

Які вас выклікаў прымус

Забіць трывогу аб тэй мове,

Якой азваўся беларус?

Чаму вам дзіка яго мова? -

Паверце, вашай ён не ўкраў... (1907)

Купала задолго до смерти успел стать для своего народа борцом, пророком, вождем, национальным героем. Купала стал символом Беларуси. В далекой Америке, вблизи Нью-Йорка, в Арроу-парке рядом с памятником американскому поэту Уолту Уитмену установлены памятники выдающимся деятелям славянской литературы – это А. Пушкин, Т. Шевченко, А. Мицкевич и Янка Купала.

Автором памятника в Нью-Йорке, как и памятника в Купаловском парке, является Анатолий Аникейчик. Созданный скульптором и архитекторами Беларуси памятник был отлит рабочими Санкт-Петербурга, а гранитные плиты для памятника были доставлены из каменоломен Украины.

У подножья памятника струится родник – символ бессмертия поэта и расцветает волшебный цветок папоротника. Папоротник не цветет, но фантазия художника позволила оживить древнюю народную легенду о заколдованном цветке. Она гласит, что в дни летнего солнцестояния, когда все в природе достигает своего расцвета: зреют хлеба, цветут травы - в глухой лесной чаще, искрясь ярким огнем, расцветает сказочный цветок папоротника. И тот, кто найдет этот цветок, станет не только счастливым сам, но и принесет счастье другим людям. С цветком папоротника и связано возникновение литературного псевдонима поэта. Настоящее его имя Иван Доминикович Луцевич. Молодой белорусский поэт берет псевдоним от имени купальского праздника не только потому, что он родился на Купалье. Его увлекло поэтическое предание о цветке папоротника, как символ вековой мечты народа о счастливой жизни.