Смекни!
smekni.com

Экскурсия по Минску-столтце Республики Беларусь (стр. 14 из 21)

[Экскурсовод приглашает группу в автобус; группа переходит улицу, автобус следует по ул. Интернациональной, затем налево на ул. Энгельса и налево на пр. Независимости]

Мы продолжаем с вами знакомство с городом. Впереди, слева – панорама Октябрьской площади.

ОКТЯБРЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Мы направляемся на центральный участок проспекта – на площадь Октябрьскую. Эта площадь начала формироваться еще в первой половине ХIХ века. До недавнего времени на этой площади проходили демонстрации, парады. Сейчас они проходят у памятника-обелиска «Минск – город-герой».

Площадь – географический и культурный центр белорусской столицы. Центральное место на площади занимает Дворец Республики (1999, арх. М. Пирогов), в котором проходят конгрессы, концерты, торжественные собрания. Здесь самый большой зал на 2,5 тысячи мест. Здание с колоннами и скульптурой – Дворец культуры профсоюзов (1954, арх. В. Ершов, скульпт. В. Попов, А. Глебов, С. Селиханов). Серое здание с надписью над фасадом – Музей истории Великой Отечественной войны (1967,
арх. Е. Бенедиктов, Г. Заборский), наиболее полное в Беларуси хранилище реликвий и документов периода 1941—1945 гг. Между дворцом и музеем – самый большой минский фонтан (1300 струй), который имеет чисто функциональное назначение, но оформлен как декоративное украшение.

Здесь же на площади установлен Знак нулевого километра – «начало дорог Беларуси» (1998). От него указаны расстояния до белорусских городов и столиц соседних государств. Знак выполнен в форме пирамиды из розового гранита (камень из Португалии). Пирамида с древности считалась символом вечности.

С правой стороны площади – сквер, заложенный, как и сама площадь, еще в ХIХ веке. За сквером – резиденция Президента Республики Беларусь (1939—1941, 1944—1947, арх. В. Воинов, В. Вараксин) и Национальный академический театр им. Янки Купалы (1890, арх. К. Козловский, К. Выденский). В центре сквера – первый в Минске фонтан «Мальчик с лебедем». Установлен в связи с открытием в городе водопровода (1874, итальянский скульптор Л. Бернини).

Впереди справа – здание с колоннами – Дом офицеров (1934—1939, арх. И. Лангбард), построен на месте так называемого Архиерейского подворья. Сразу за ним на небольшом откосе желтое здание в псевдорусском стиле, как живописная иллюстрация к сказке – строилось для церковно-археологического музея и как своего рода юбилейный памятник к 300-летию царствования династии Романовых (1913, В. Струве). Сейчас находится на ремонте и принадлежит администрации Президента РБ. При всей декоративности, обилии мелких деталей и форм здание впечатляет цельностью и гармоничностью.

По этой же стороне впереди напротив парка Янки Купалы просматривается круглое здание с куполом – Государственный цирк (1958, арх. В. Жуков). И сразу за ним – по обоим берегам реки Свислочь – Детский парк. Этот парк был создан в начале ХIХ века (1805) по предложению минского губернатора (Захария Корнеева). В его честь основанный городской сад стали называть Губернаторским. Тогда парк вошел в число крупнейших и красивейших парков Беларуси, а Минск был признан одним из самых зеленых городов Северо-Западного края, так в то время именовали нашу страну. У центрального входа в парк находится памятник М. Горькому (скульпт. И. Миско).

С левой стороны от проспекта, за рекой, на возвышенности – здание Оперного театра и рядом желто-белое здание с колоннами – Министерство обороны Республики Беларусь.

На левом берегу р. Свислочь, почти рядом с проспектом, деревянный домик – это Дом-музей I съезда РСДРП (1 – 3 марта 1898 г.).

Впереди, по оси проспекта, в центре площади возвышается монумент Победы (1954, арх. Г. Заборский, В. Король).

ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ

Площадь Победы является одной из самых торжественных и величественных площадей Минска.

Архитектурная доминанта всей площади, её композиционный центр – Монумент Победы. Он был установлен к 10-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (1954). После этого площадь была переименована в Площадь Победы.

До 1954 года она официально именовалась Круглой, и по сей день многие старожилы называют её именно так. Архитектурный ансамбль площади начал формироваться ещё до Великой Отечественной войны, когда стали возводить два дугообразных в плане жилых дома (1939, арх. Р. Столер), строительство которых было завершено уже после войны (1947). По двум сторонам площади вдоль проспекта в 1950-е г.г. параллельно друг другу были возведены группы жилых домов, увенчанные по углам башенками. Между ними и проспектом – скверы партерного типа, которые плавно переходят в разделенные мостом (1953) через реку Свислочь парки – Купаловский, с одной стороны, и Центральный детский парк имени М. Горького – с другой.

Через тридцать лет (1984) площадь реконструировали в связи со строительством метро, и она потеряла свою круглую форму, став вытянутой вдоль проспекта, эллипсоидной. Под ней находится станция метро «Площадь Победа», в подземном переходе которой в дни празднования 40-летия Победы над фашизмом (1985) состоялось торжественное открытие мемориального зала Героев.

[Группа спускается в подземный переход станции метро и подходит к фотографиям]

Подземный переход станции метро выполнен в виде обходной кольцевой галереи, на стенах которой размещены фотоизображения наиболее известных мемориалов, посвященных событиям Великой Отечественной войны.

[Группа переходит к Залу Героев]

Зал Героев

В центре зала – Венок Славы (худ. В. Позняк), выполненный из цветного с подсветкой изнутри стекла, сияние которого напоминает отблески Вечного огня. На мраморных стенах, с правой и с левой сторон от бронзового изображения Звезды Героя Советского Союза, на мемориальных плитах увековечены 566 имен Героев Советского Союза, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это представители разных национальностей, защищавшие в 1941 году белорусскую землю или освобождавшие её в 1944-ом, а также уроженцы Беларуси, которые погибли на фронтах войны. Оформление потолка и верхней части стен Зала Героев напоминает праздничный салют.

Справа и слева на стенах зала на белорусском и русском языках начертаны слова (автор В. Некляев):

«Здесь склоняем мы головы низко

перед мужеством вашим, Герои,

перед славою вашей, что стала победной зарёю.

На земле, за которую отдали жизни вы,

сыны необъятной Отчизны и

сыны Беларуси родимой…

Побратимы! Бессмертен ваш подвиг!

Незабвенны героев на нашей земле имена!»

Воины и партизаны отстояли в боях свободу и независимость Родины. Установленный на площади величественный Монумент в память об их мужестве и самоотверженности рассказывает о некоторых этапах истории Великой Отечественной войны.

[Группа поднимается к Монументу Победы]

Вокруг Монумента Победы, на постаментах из полированного лабрадорита, лежат 4 бронзовых венка (скульпт. С. Адашкевич) как символ того, что белорусскую землю освобождали четыре советских фронта: 1-ый, 2-ой, 3-ий Белорусские и 1-ый Прибалтийский.

Под 12-ю гранитными плитами, украшенными золотыми звездами, в капсулах хранится священная земля из городов-героев бывшего Советского Союза (Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Волгоград, Севастополь, Новороссийск, Тула, Керчь, Смоленск, Мурманск и крепость-герой Брест (всего вместе с Минском – 13).

Монумент Победы (арх. В.А. Король, Г.В. Заборский) был открыт в канун 10-летней годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в мае 1954 года. Памятник выполнен из серого гранита в форме обелиска, украшенного поясками белорусского орнамента и установленного на высоком постаменте. Обелиск венчает трехметровый орден Победы, выполненный из бронзы и многоцветной смальты.

Памятник безымянный. На нем нет ни подписей, ни фамилий воинов, только цифры: «1941 – 1945». Величие без гигантомании. Тема войны и победы отражена в памятной и довольно корректной форме: монумент не провоцирует ненависть и не призывает к мести. Он увековечивает бессмертный подвиг всего народа и каждого в отдельности. Главным скульптурным украшением обелиска являются четыре монументальных горельефа, отображающих события Великой Отечественной войны. [Горельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры значительно выступают, приближаясь по форме к скульптурным].

Южный горельеф (скульпт. С.И. Селиханов) – «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны»– изображает эпизод наступательного боя во время освобождения Беларуси. Присутствие врага передано реакцией людей на происходящие события. Воины полны решимости сражаться за родную землю. Их лица, суровые и мужественные, обращены на запад. В центре горельефа – склонившийся на руки медсестры сраженный пулей автоматчик. Готовое упасть боевое знамя подхватывают воины, идущие вперед. На горельефе изображены представители разных национальностей: воин в центре – это белорус или русский; слева, с пышными усами – украинец; танкист в шлеме – кавказец. Вместе сражались они за общее дело освобождения Родины. (Многих славных сынов и дочерей бывшего Советского Союза помнит белорусская земля: русского И.Н. Руссиянова, казаха С. Искалиева, украинца В.Т. Воронянского, эстонку Л. Кульман и сотни других). На войне они стали братьями не по крови, а по духу. Многие из них погибли в борьбе с завоевателями.

Памяти павших посвящен следующий горельеф – «Слава погибшим героям» (скульпт. З.И. Азгур). Приспущены боевые знамена, застыли в скорбном молчании рядом с братской могилой люди: воины, их командир, юный суворовец… Боль, скорбь, справедливый гнев выражены на их лицах. Особенно выразительна фигура молодой женщины. За её руку крепко держится малолетний сынишка. Но он совсем не по детски серьезен и задумчив, потому что уже знает, что такое война и смерть.