Смекни!
smekni.com

Экскурсия по Минску-столтце Республики Беларусь (стр. 16 из 21)

Лесопарк им. Челюскинцев – теперь парк культуры и отдыха. Он назван так в год, когда в стране чествовали героев челюскинской эпопеи, одним из главных героев которой был уроженец Беларуси – могилевчанин Отто Юльевич Шмидт.

С площади Калинина началась третья очередь застройки проспекта – и характер ее совсем иной, чем на первых двух очередях. Здесь значительно шире и пешеходная, и проезжая части.

В застройку проспекта удачно вписывается главный корпус Минского часового завода. Здесь выпускают часы марки «Луч» – наручные мужские и женские, детские, будильники, часы к автомобилям, монометры. Изготавливаются как механические, так и кварцевые, электронно-механические. Свою продукцию завод поставляет как на внутренний рынок, так и на внешний. Самый большой рынок сбыта – Россия. Кроме этого, продукция завода идет на экспорт в некоторые страны Европы (Испания, Германия, Словакия, Польша).

С правой стороны проспекта, впереди на откосе – здание зеленого цвета с белой отделкой – это главный вокзал детской железной дороги им. К. Заслонова (1956, арх. Г. Заборский). Своих первых пассажиров дорога приняла пятьдесят лет тому назад. Ее протяженность около четырех километров (3,8). Работает она с мая по октябрь. На железной дороге проводниками, контролерами и даже машинистами работают ученики общеобразовательных школ Минска.

Напротив, с левой стороны, проспекта, корпуса – Белорусского аграрно-технического университета. Здесь готовят специалистов для сельского хозяйства Беларуси.Основан в 1954 году. Обучается около 10 тыс. студентов.

На противоположной стороне проспекта, впереди справа, разместился городок киностудии «Беларусьфильм», которая была создана в 1923 г. в Ленинграде. С 1939 г. в Минске.

Считается, что настоящий расцвет киностудия переживала в 50—60-е годы. Фильмы, созданные в этот период, до сих пор считаются лучшими работами отечественных кинематографистов. В основном, это фильмы о Великой Отечественной войне: «Девочка ищет отца» (реж. В. Голуб), «Через кладбище» (реж. В. Туров), «Часы остановились в полночь» (реж. М. Фигуровский), «Альпийская баллада» (реж. Б. Степанов), «Знак беды» и др. На студии нередко снимались самые известные актеры. Целое созвездие звезд в кинофильмах «Приключение Буратино» (реж. Л. Нечаев), «Красная шапочка» (реж. Л. Нечаев), «Белые росы» (реж. И. Добролюбов). Наиболее из известных фильмов последнего времени – «В августе 44-го» (реж. М. Пташук), киноэпопея «Анастасия Слуцкая» и др. Снимает киностудия и сериалы. После давно снятых «Руины стреляют», «Люди на болоте», недавнего «Плач перепелки» здесь в основном снимают российские сериалы, как то: почти все фильмы о Каменской, сериалы Л. Астрахана, из последних «Человек войны» (2005 г.).

Чуть дальше на этой же стороне, за жилыми домами на холме – здание обсерватории (1934, арх. И. Володько). Здесь находится гидрометео-рологический центр, который предоставляет информацию о погоде всех регионов Беларуси.

Слева – здание научно-производственного объединения «Агат». Здесь создают автоматизированные системы управления для энергетики и транспорта.

Далее по правой стороне несколько в глубине – здание автовокзала «Московский» (1999 г., арх. И. Наумов). Его полукруглая форма придает всему облику вокзала необычную легкость и изящество.

Впереди открывается панорама жилого массива «Восток».

ЖИЛОЙ МАССИВ «ВОСТОК»

Здесь ширина проспекта достигает 71 м. Эта последняя его очередь переходит в Московское шоссе. Да и сам проспект является частью европейского пути «Москва—Минск—Брест—Варшава». Отсюда до Москвы 700 км и назад до Бреста вдвое меньше – 350 км.

С правой стороны проспекта – новое здание Национальной библиотеки Беларуси (2006, арх. В. Крамаренко,М. Виноградов). Сооружение из алюминиевых конструкций представляет собой огромный шар в виде драгоценного камня – бриллианта, символизирующего знания человека. Поверхность «бриллианта» покрыта теплоотражающим зеркальным стеклом. За ней – две оболочки в виде термоса, между которыми проходит коридор. Такая «термосная» технология создает необходимый для сохранности книг режим. На высоте 72 метров размещается смотровая площадка. На каждом из этажей библиотеки размещаются читальные залы общей вместимостью 2 тысячи мест с выходом в уютный сад. Рассчитана библиотека на хранение 14 миллионов книг. Штат работников библиотеки составляет тысячу человек. Национальная библиотека Беларуси, созданная в начале 1920-х гг. (1922), приобретает новый адрес.

Строительство будет продолжаться: рядом с библиотекой будет построен парк высоких технологий, разместится декоративная водная система, фонтаны, цветники, будет построена современная гостиница.

Перед зданием библиотеки установлен памятник выдающемуся просветителю ХVI века, мыслителю-гуманисту эпохи Возрождения – Франциску Скорине (1490?—1551), который был основателем белорусского и восточнославянского книгопечатания (см. Приложение 4).

Эта часть проспекта Независимости характеризуется почти односторонней застройкой, которая является центром ансамбля жилого массива Восток вдоль магистрали. Район застраивался панельными и монолитными домами различной этажности. Высотные 14-ти и 16-ти этажные здания, сочетаясь с 9-ти этажными и 2-этажными пристройками, образуют пластически развитую и динамичную структуру. На торцах четырех высотных домов – яркие мозаичные полотна, разноцветные арки-радуги сочетаются с кругами и медальонами, в которых художник (Александр Кищенко) расположил множество сюжетов на темы: история республики, искусство, культура, наука, труд. В центре каждого панно – женщина с ребенком, что символизирует преемственность поколений. Фигура женщины заимствована с герба Минска, на котором в окружении ангелов изображена Богоматерь.

Ценность этого ансамбля в том, что он создан в условиях конвейерного панельного домостроения, когда не допускались так называемые «излишества» и «украшательства».

Этот ансамбль – своеобразные восточные ворота белорусской столицы, визитная карточка страны для въезжающих в город из аэропорта Минск-2 и со стороны Москвы. Он играет ту же почетную роль, что и триумфальные башни на Привокзальной площади.

Справа, удаленное от основной линии застройки, сооружение с ярко-белыми стенами и темно-красной черепичной крышей (2002) – это комплекс Дома милосердия. На его территории разместились православный храм, иконописные мастерские, приют для обездоленных, работает институт радиационной безопасности. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время освящения, «Дом милосердия – это «церковно-государственный объект», где интересы церкви и государства находят точки соприкосновения и сотрудничества.

Мы покидаем проспект Независимости. Он уходит дальше на Восток, где переходит в Московское шоссе. На выезде из Минска – жилой массив Уручье, здание архитектурно-строительного факультета национального технического университета, корпуса Академии наук и различные учреждения.

Мы поворачиваем налево, на улицу Калиновского – национального героя Беларуси, руководителя восстания 1863 г. Здесь архитекторы стремятся максимально использовать рельеф местности, приблизить жилые районы к естественному природному окружению, органично включить жилые массивы в жилую застройку и тем самым создать живописные ансамбли. Сочетание ландшафта и архитектуры – одно из направлений современного градостроительства.

Справа у дороги – православный храм – церковь Всех Святых. Сегодня новые православные храмы строятся во всех районах Минска.

Сразу за церковью – водоем. За ним, на фоне леса, мы видим спортивное сооружение. Это Республиканский центр олимпийской подготовки по легкой атлетике (арх. Ю. Градов). Учебно-спортивный комплекс состоит из трех основных блоков: легкоатлетического манежа и залов для различных видов спорта. Рядом стадион, поля для тренировок футболистов, хоккея на траве и др. В прилегающей к лесопарковой зоне – дорожки для бега. Впереди справа – треугольное здание белого цвета с красной отделкой – гостиница «Агат»

Особую привлекательность району придают водоемы. Справа – водоем с современно оформленными набережными и декоративным водопадом. За водопадом – под плотиной – устроен своеобразный грот. Слева – канал, имитирующий русло реки.

Искусственные каналы соединяют водоемы разного размера и формы. Причем, как мы уже видели, соединяются так, что канал и водоем находятся на разных уровнях. Это дало возможность в местах их соединений построить водопады различной конфигурации и высоты. Эта декоративная водная система включается в архитектурный ансамбль жилых домов. Система получила название Слепянской по ручью Слепянка, пойма которого с трех сторон ограничивает жилой район Восток, а одной стороной он примыкает к проспекту.

[Автобус поворачивает влево и по ул. Славинского, затем по ул. Филимонова выезжает на проспект]

Ожерелье каналов и водоемов создает свой микроклимат и зоны отдыха. Вдоль берегов много зелени, малые архитектурные формы – валуны, скамейки, фонари, продуманы спуски к воде. Создание таких зон стало возможно после введения в эксплуатацию Вилейско-Минской водной системы (1976). До этого вся промышленность Минска питалась подземной артезианской водой, той же, что и жители города. Запасы такой воды уменьшаются катастрофически быстро. Минск – единственная европейская столица, не стоящая на большой реке. Проблема питьевой воды стала острой. Строительство канала, который соединил приток Немана – реку Вилию – с минской рекой Свислочью, дало возможность напоить промышленные предприятия города технической водой. Такую же воду после специальной обработки получают и жители Минска. Введение в эксплуатацию Вилейско-Минской водной системы позволило оживить пересохшие русла рек и озер, некогда окружавших город, дополнить их искусственными сооружениями. В результате создается единая система парковых территорий и водных пространств – и каждый жилой район Минска получает свою зону отдыха.