Смекни!
smekni.com

Экскурсия по Минску-столтце Республики Беларусь (стр. 2 из 21)

На основе факультетов БГУ созданы юридический, медицинский, педагогический институты. Главный корпус одного из них, ныне педагогического университета имени М. Танка (1989, арх. И. Марченко, В.Никитин), в торце площади, закрывая перспективу проспекта. Педагогический университет стал одним из центров по подготовке учителей высшей квалификации.

Кроме 39 государственных ВУЗов в стране работают 17 негосударственных. В Беларуси той или иной формой обучения охвачен каждый четвертый житель.

Рядом с университетом – слева от него – здание Управления Минского метрополитена. На массивной 50-тиметровой башне, увенчанной кованым флюгером в виде зубра, установлены часы. Буква «М» - это инженерный корпус метрополитена, первый этаж которого является вестибюлем и входом в метро.

Первая линия метро проходит вдоль всего проспекта (открыта в 1984 г., протяженность 17 км, 9 станций). Вторая линия пересекает проспект (1991 г., 11 станций). Достраиваются первая и вторая линия, запроектирована третья. Глубина минского метро от 2 до 15 м (в Москве и Санкт-Петербурге – до 70 м). Работы велись в сложных гидро-геологических условиях: очень высокий уровень грунтовых вод, зыбкие песчаные грунты, места мощных валунов ледниковой эпохи (под Свислочью), внушительная водяная линза (в районе улицы Сурганова), рыхлая жидкая земля (станция «Институт культуры»). Строительство метрополитена в Минске решило многие проблемы транспорта в городе и связало его районы.

За зданием управления метрополитена – Горисполком, или, как сейчас принято говорить, мэрия (1963, арх. Г. Сысоев, С. Мусинский). Городская мэрия управляет хозяйством Минска, его социально-культурным развитием и развитием экономики, транспорта, осуществляет охрану порядка. Строгое угловое здание, в котором она работает, замыкает эту сторону площади.

Архитектурный ансамбль площади складывался десятилетиями. В современную застройку гармонично вписываются и сохранившиеся дореволюционные здания.

Костел Святых Симеона и Елены (1905 – 1910, арх. В. Маркони, Г. Пояздерский) – памятник монументальной архитектуры начала ХХ в. Он успел побывать и Государственным польским театром БССР, и киностудией, и Домом кино. Сегодня он возвращен верующим. Из наиболее чтимых святынь костела – копия Туринской плащеницы, переданная в дар (2002) Туринским кафедральным собором (там находится саван, хранящий отпечатки тела Иисуса Христа).

Здание костела входит в архитектурный ансамбль площади. Красный костел – так минчане часто его называют – строился по инициативе Эдварда Войниловича и его жены. Семья потеряла своих детей: сначала 12-летнего сына Сымона, а через несколько лет 19-летнюю дочь Елену. Чтобы увековечить память детей, они жертвуют свое состояние на строительство костела в Минске, заранее оговаривая с городскими властями, что костел будет назван в честь Святых Симеона и Елены. Большая башня символизирует родительскую скорбь, две другие – память о рано ушедших детях. А внутри храма, слева от главного входа, белоснежный бюст Эдварда Войниловича – последнего потомка старинного белорусского шляхетского рода, крупнейшего помещика Случчины. В начале ХХ в. он активно участвовал в белорусском движении Возрождения, поддерживал создание Белорусской Народной Республики.

В композиции объемов храма, декоративном оформлении используются такие мотивы романской архитектуры как уравновешенность, спокойная сила величественных форм. Есть детали и приемы готики в декоре и в отдельных частях здания: общий вертикализм, большое круглое окно, фигурный кирпич. Над входом на фронтоне костела – герб города Минска: Богоматерь в окружении ангелов.

Перед входом в костел установлена бронзовая скульптура Архангела Михаила (1996, скульпт. И. Голубев), который издавна считается святым покровителем Беларуси. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронзает копьем крылатого змея, символизирующего силы тьмы. Скульптура была установлена в связи с началом работы в Минске римско-католического Синода (1996).

В десятке метров слева от Архангела у Красного костела установлена мемориальная композиция «Колокол Нагасаки». Центром композиции является колокол – точная копия колокола «Ангел», чудом уцелевшего в атомной бомбардировке (9 авг. 1945 г.). Копия колокола – дар японского народа народу Беларуси. Мемориальная композиция – это своего рода памятник жертвам Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля… Со времени открытия (2000) каждое воскресенье в 12 часов колокола трех городов звучат одновременно, как напоминание о жертвах атома и о жизни как великом даре Божьем…

Недалеко от Красного костела – справа от него, уже за пределами ограды, в угловой ее части – памятный знак на месте гибели Владимира Омельянюка (1917 – 1942) – редактора первого номера подпольной газеты «Звязда», одного из создателей подпольной типографии в годы фашистской оккупации Минска. Монумент выполнен в виде подхваченных ветром листовок со следами пуль.

Рядом с костелом – бывшие доходные дома начала ХХ в. в модном тогда стиле модерн. Подобными домиками был застроен до войны отрезок нынешнего проспекта почти до самого моста через Свислочь. Костел и дома образуют живописный ансамбль, удачно вписывающийся в архитектурный ансамбль площади Независимости.

Площадь в 1930-е годы имела статус центра города, в 1950-е у нее появился идеологический дублер – Центральная площадь, ныне Октябрьская. Минск – один из немногих городов мира, в котором центр менялся несколько раз. В момент объявления Минска столицей центр города находился на площади Свободы. С этой площадью, с ее архитектурным обликом и историей мы в процессе экскурсии познакомимся. Выезжать мы будем по главной магистрали столицы, которая носит такое же название, как и эта площадь – проспект Независимости.

ПРОСПЕКТ НЕЗАВИСИМОСТИ

Проспект строился главным образом в сталинские времена. И печать торжественной, слегка пышной архитектуры того времени, конечно же, налицо. Однако мы не без удовольствия ходим по нему и показываем гостям. Проспект – лицо города. Большого европейского города. Он является наиболее целостным комплексом послевоенной застройки в стиле «сталинский» ампир. В начале 1990-х годов центральный участок проспекта был включен в Свод памятников истории и культуры Беларуси. Его архитектурная неповторимость, значимость и целостность находится под охраной государства.

Проспект пересекает город с северо-востока на юго-запад, теперь его протяженность около 25 км. Он связывает все районы города. Строился он в три очереди. Мы выезжаем на первую очередь застройки.

[Автобус начинает движение]

Открывают проспект два здания: слева – гостиница «Минск» (1958, арх. Г. Баданов), справа – Главпочтамт (1953, арх. В. Король).

Здания на проспекте, в основном, жилые, пятиэтажные, почти одинаковой протяженности и высоты. Это создает целостный характер застройки и даже некоторую парадность. Сегодня проспект – прекрасный пример единого стилистического решения.

Первым построенным после войны на проспекте было административное здание слева – желтого цвета. В первой его части – Министерство внутренних дел. Оно располагается в сохранившемся с дореволюционного времени (1915) здании – об этом напоминают лишь остатки лепного декора над угловой лоджией и недавно возвращенная на фасад скульптурная композиция.

Здание Министерства плавно и незаметно соединяется с постройкой послевоенного времени – Комитетом государственной безопасности (1945—1947, арх. М. Парусников). Напротив его – с правой стороны проспекта, в начале бульвара – памятник основателю советского ЧК Ф. Дзержинскому (1947, скульпт. З. Азгур), уроженцу Беларуси.

В первых этажах жилых зданий – кинотеатры, магазины, кафе, различные учреждения. Слева – крупнейший универмаг центральной части города – ГУМ (1951, арх. Ф. Гегарт, Л. Милеги), справа – Национальный банк Республики Беларусь (1949—1952, арх. М. Парусников). Здесь же, в начале бульвара – памятник нашему земляку, дважды Герою Советского Союза, летчику Сергею Ивановичу Грицевцу (1909—1939). Свои награды он получил еще до войны – за бои в Испании и в войне с Японией (при Халхинголе).

[Автобус поворачивает на ул. Ленина]

Мы на время покидаем проспект и выезжаем на ул. Ленина. Лицо этой улицы, как и проспекта, определяет архитектура ХХ-го века. Это один из первых примеров ансамблевой застройки в городе (1950-е гг.). Здания построены в едином стиле, выделяются своим цветовым решением и хорошо выполненными керамическими деталями, первые этажи расчленены системой арок.

До революции эта улица называлась Губернаторской. Здесь находились дома самых знатных горожан и крупнейшие магазины Минска. Улица вела к главной площади старого города – ныне площади Свободы. С историей и архитектурой площади мы познакомимся после выхода из автобуса.

[С ул. Ленина автобус поворачивает направо на ул. Интернациональную, у здания Академии музыки налево и останавливается на площадке за гостиным двором; группа выходит из автобуса и проходит на смотровую площадку в точку видимости Замчища, Троицкого и Раковского предместий, улицы Немиги]

ЗАМЧИЩЕ