Смекни!
smekni.com

Экскурсия по Минску-столтце Республики Беларусь (стр. 19 из 21)

Николай Гусовский – белорусский поэт, гуманист и просветитель эпохи Возрождения, Выдающийся деятель славянской культуры, первооткрыватель жанра лирико-эпической поэмы в литературе Восточной Европы.

Николай Гусовский родился около1470 г. Первоначальное образование он получил в Беларуси, в том числе в Вильно, а затем продолжал учёбу в Польше, Италии. В 1518 г. в составе польско-литовской дипломатической миссии Н. Гусовский оказался в Риме, где, выполняя заказ папы Льва Х, в 1522 г. написал своё лучшее произведение – «Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него». Поэтический талант автора «Песни о зубре» признан и утверждён решением международной организации ЮНЕСКО, и имя Николая Гусовского рядом с именем Ф. Скорины стоит в списке известнейших деятелей славянского мира.

В своём творчестве Н. Гусовский призывал к единению различных по вере славянских народов, восславлял свободную личность, пропагандировал систему европейского образования. А покровительство искусству и науке Н. Гусовский считал наивысшей добродетелью всякого правителя.

Памятник Кирилле Туровскому был установлен в 2001 году к 80-летнему юбилею БГУ. Автор этой скульптурной композиции – Игорь Голубев.

Кирилла Туровский – древнебелорусский писатель, церковный деятель, богослов, епископ. Как и его современница - Евфросиния Полоцкая - Кирилла был человеком образованным. Он мастерски владел народным образным и старославянским языками, имел глубокие познания в византийской культуре, особенно в поэзии и красноречии.

Именно в чтении книг Кирилла Златоуст видел путь к моральному самоусовершенствованию и духовному развитию человека. Разум был для него высшей ценностью земной жизни. Его произведения «Слова» и «Притчи» – это подлинный гимн «книжному ученью», где гармонически соединены народнопоэтическое слово, художественная самобытность и смелость писателя и мыслителя.

Перед вами скульптурная композиция, где изображены Симон Будный и Василий Тяпинский. Установлена она была здесь в 2000 году (в год 79-летия БГУ). Автор скульптуры – Игорь Голубев.

ХVI век был золотой порой в развитии белорусской культуры. Молодые белорусы ездили на учёбу в известные университеты Европы и привозили оттуда новые идеи: гуманизм, религиозную реформацию, изобретения науки и техники. Гуманизм был в то время новым направлением философии. Наиболее известными представителями гуманизма в ВКЛ тогда были: первый книгоиздатель Франциск Скорина, о котором мы с вами уже говорили, переводчик «Евангелия» на белорусский язык Василий Тяпинский, издатель «Катехизиса» и других книг религиозного содержания Симон Будный и др.

На массивной скамье застыли в беседе два великих белоруса. О чём спорят создатели белорусского «Катехизиса» и «Евангелия», философы, публицисты, патриоты? Об этом можно поразмышлять каждому, присев на одну лавку с В. Тяпинским и С. Будным и прикоснуться к белорусской истории.

Приложение 4

Национальная библиотека Беларуси

Открытие Национальной библиотеки Беларуси стало одним из ярчайших событий в жизни страны. Библиотека представляет собой крупнейший образовательный, информационный и культурный центр, главную универсальную научную библиотеку Беларуси, ведущее учреждение страны в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения. Возведение нового здания Национальной библиотеки Беларуси начато в ноябре 2002 года. Главными архитекторами стали Михаил Виноградов и Виктор Крамаренко. Главный инженер проекта «Национальная библиотека Беларуси» Людмила Шохина и научный руководитель проекта Тимофей Пецольд. Высота здания равна 72,6 м, общая площадь – 112,6 тыс. м², в том числе книгохранилища – 54,9 тыс. Уникальность здания, а такого нет в Европе, в том, что высота книжного хранилища 20 этажей, а вес — 115 тысяч тонн. Для сравнения: Останкинская башня весит 56 тысяч тонн.

В новом здании Национальной библиотеки 20 читальных залов, рассчитанных на одновременное обслуживание двух тысяч посетителей, из которых 1,5 тысячи могут воспользоваться компьютерами. Книгохранилище учреждения способно вместить 14 млн. томов, исходя из этого, ежегодно планируется приобретать до 300 тыс. книг. Штат сотрудников библиотеки уже заполнен, он составляет тысячу человек.

Храм знаний в алмазе… Именно так выглядит новое здание Национальной библиотеки Беларуси. Двадцатипятиэтажное строение задумано архитекторами в образе драгоценного камня, символизирующего хранящиеся в библиотеке духовные и материальные ценности, собираемые человечеством тысячелетиями. В плане здание библиотеки можно разделить на две части: высотная – центральная и нижние этажи – стилобат. Понимая, что фондохранилище – сердце библиотеки, авторы проекта разместили его в высотной части, напоминающей шарообразный многогранник-«алмаз». Архитекторы исходили из того, что шар является самой компактной в природе формой. Это свойство шара и легло в основу проекта библиотеки. Из размещенного в эпицентре здания компактного хранилища благодаря системе телелифтов читатель сможет оперативно получить заказанную литературу – всего за 15 мин.

Построение нижних этажей библиотеки выполнено уступами. Это сделано для того, чтобы зрительно раскрыть формы «алмаза». Здесь размещаются читальные залы, вестибюли, справочно-информационная зона с генеральными и читательскими каталогами, производственные, административные и технические помещения.

Главный вход для читателей, находящийся со стороны проспекта Независимости, ведет в центральный вестибюль, где осуществляются функции контроля, располагаются гардероб, справочно-регистрационная служба, отдел абонементного обслуживания. По парадной лестнице из вестибюля читатель попадает в главный зал читательских каталогов и картотек, справочно-библиографический отдел, в том числе и электронный, расположенный в самом центре под фондохранилищем. По всем трем этажам читательской зоны вокруг центрального ядра расположены кольцевой коридор-рекреация и холлы. По периметру главного фондохранилища и главного каталога размещаются читальные залы, конференц-зал на 500 мест, кафе, музей книги, выставочные помещения. Читальные залы расположены радиально по отношению к центру, что обеспечивает четкую ориентацию в библиотеке. Вокруг главного зала предусмотрена кольцевая распределительная галерея, из которой читатели и сотрудники смогут легко попасть в любой необходимый блок здания.

Читальные залы ориентированы на ландшафтные дворики-сады под открытым небом. Из окон библиотеки открывается вид на природный ландшафт Слепянского водохранилища. Зеленая зона, окружающая библиотеку, предохраняет помещения от шума и создает комфортную атмосферу для работы.

Блоки административно-служебных, хозяйственных и вспомогательных помещений расположены со стороны Староборисовского тракта. В них организованы самостоятельные входы, предусмотрены хозяйственные внутренние дворы для погрузочно-разгрузочных работ, что позволяет изолировать эти процессы от ландшафтной среды, не нарушая ее.

Перед главным входом на небольшой площади установлен памятник Франциску Скорине (автор А. Дранец). На западной стороне предусмотрена аллея, увековечивающая память великих деятелей культуры, науки и политики Беларуси, а также парк скульптуры на временной и постоянной основе. Рядом с библиотекой расположены необыкновенные фонтаны, в которых силой воды крутятся огромные каменные шары.

Схема построения библиотеки создана таким образом, чтобы здание органично сливалось с природой. Наверху, на высоте 72 м, устроена обзорная площадка, на которую посетителей будет доставлять панорамный лифт, и откуда гости и жители города могут обозревать окрестности Минска.

Общее количество читательских мест в библиотеке – 2000. Они распределены по следующим читальным залам:

· студентов – 380 мест;

· дипломников – 314 мест;

· научных работников – 160 мест;

· докторов наук – 24 места;

· зал периодических изданий – 170 мест;

· зал авторефератов – 120 мест;

· материалов групповой обработки – 72 места;

· новых поступлений – 70 мест;

· нотных изданий – 60 мест;

· картографии – 70 мест;

· рукописей, старопечатных и редких изданий – 35 мест;

· зал изобразительных искусств – 100 мест;

· справочно-информационный – 185 мест;

· для прослушивания музыкальных произведений – 61 место;

· библиотековедения – 34 места;

· для чтения микроформ – 47 мест;

· просмотра видеоматериалов – 53 места;

· учебные классы – 45 мест.

По режиму доступа здание библиотеки делится на зоны «до контроля» и «после контроля». В читательскую зону «до контроля» входят следующие помещения:

· вестибюль с гардеробом на 2000 мест и комплексом санитарно-бытовых помещений при вестибюльной группе, в т. ч. и помещения для инвалидов;

· конференц-зал;

· кафе;

· музей книги;

· музей библиотеки.

В читательскую зону «после контроля» входят:

· справочно-информационный отдел;

· отдел обслуживания;

· отдел рукописей и старопечатных и редких изданий;

· отдел белорусской литературы;

· отдел изобразительных искусств и картографии;

· отдел нотных изданий, звукозаписей и видео- и фотодокументов.

В производственную зону «до контроля» входят помещения охраны, гардероб уличной одежды персонала, камера хранения, отдел кадров.

Производственная зона «за контролем» состоит из:

· отдела комплектования;

· отдела обработки документов и организации каталогов;

· отдела индексирования документов;

· отдела обменно-резервных фондов;

· отдела книгохранения с книгохранилищем основного фонда;

· отдела национальной культуры и библиографии;

· отдела библиотековедения;

· отдела рекламы и связи с общественностью;