69. Основы теории вооружения. Под редакцией А.Г. Фунтикова. М., Воениздат, 1993г.
70. Оценка научно-технического и производственного потенциалов оборонного комплекса и его возможностей по реализации государственной программы развития ВВТ. Отчет о НИР “Прогресс -10-2”, ЦНИИ ЭК, инв. 1029, 1995.
71. Павлова Л.П. Финансирование и кредитование промышленности. М., Финансы и статистика, 1989.
72. Пансков В.Г. Заложить основу стабилизации финансов. М., Финансы, № 1, 1995.
73. Подиновский В.В. Математическая теория выработки решений в сложных ситуациях. М. , МО СССР, 1991.
74. Пожаров А.И. Военная экономика. М., ВФЭФ при МФИ, 1985.
75. Постановление Правительства РФ от 12.04.1994г. № 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ".
76. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г. № 594 "О реализации Федерального Закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
77. Прохожев А.А. Организация управления экономикой и государством в Японии. М., Наука, 1977.
78. Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М., Сов. радио, 1977.
79. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., Радио и связь, 1993.
80. Самсонов К.П. Экономические проблемы конверсии. Известия АН СССР, М.: Серия экономическая, № 3, 1989.
81. Самсонов К.П. Проблемы планирования конверсии. М., Институт США и Канады АН СССР, 1989.
82. Система финансирования военных приготовлений Великобритании, ФРГ, Франции и Италии. В/ч 54726, вып. 1658, 1989.
83. Тропин Ю.А. Военно-экономические основы ценообразования на новую военную технику. М., ВФЭФ при МФИ, 1990.
84. Указ Президента РФ от 07.08.1992г. № 826 "О мерах по формированию федеральной контрактной системы".
85. Указ Президента РФ от 19.08.1993г. № 1267 "Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности".
86. Указ Президента РФ от 06.11.1993г. № 1850 "О стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонной промышленности и мерах по обеспечении государственного оборонного заказа".
87. Указ Президента РФ от 2.11.1993г. № 1833 "Об основных положениях военной доктрины РФ".
88. Указ Президента РФ от 5.12.1993г. № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в РФ".
89. Указ Президента РФ от 08.07.1994г. № 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета".
90. Управление военным производством США. В/ч 54726, вып. 1767, 1990.
91. Фарамазян Р.А. Военная экономика американского империализма. М., Мысль, 1983.
92. Фастенко О.В., Чистова В.Е. К вопросу о ситуации в оборонной промышленности. Вопросы экономики и конверсии, вып. 2, Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анализ зарубежного опыта функционирования
финансово-промышленные групп
Финансово - промышленные группы и концерны, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, являются своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран, мирового хозяйства в целом.
Интеграция промышленного и банковского капитала стала заметным явлением уже с начала XX века. Исходными преобладающими формами интеграции были концерны и семейные группы. Поиск эффективных форм организации межфирменных отношений, которые занимали бы промежуточное положение между чисто рыночными отношениями и внутрифирменной организацией продолжается и сегодня. Это диктуется стремлением к получению наивысшей экономической эффективности за счет сочетания преимуществ концентрации материальных и нематериальных ресурсов с достоинствами децентрализации управления и ответственности.
Сегодня структура и характер промышленных групп в отдельных странах обнаруживают как схожие черты (чему способствует деятельность транснациональных групп), так и заметные отличия. В значительной степени эти отличия обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами, в том числе в законодательном регулировании роли финансовых организаций в отношении корпоративной собственности и управления.
К странам, в которых поиски эффективных форм группирования предприятий развернулись по широкому ряду направлений, относятся, например, ФРГ и Япония.
Экономики этих стран демонстрируют многообразие организационно-хозяйственных форм межкорпоративных объединений. Среди них присутствуют как традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, так и универсальные многоотраслевые ФПГ, сформировавшиеся вокруг банков.
На основе механизма акционерных и других форм финансовых и деловых связей происходит горизонтальная межотраслевая интеграция нефинансовых концернов в финансовые группы гроссбанков ФРГ.
В ядро финансовых групп входят концерны: "Сименс", "Бош", "Даймлер-Бенц", "Тиссен" и др. - финансовая группа "Дойче банк"; "Хёхст", "Крупп", "Грюндиг" и др. - финансовая группа "Дрезденер Банк". Деятельность концерна чаще всего распространяется на одну отрасль или даже подотрасль экономики. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль, как, например, концерн Сименса - электротехническую, а концерн Тиссена - сталелитейную промышленность.
Координация в германских ФПГ обеспечивается несколькими механизмами.
Одним из них выступает наличие сравнительно небольшого круга должностных лиц, являющихся одновременно членами правлений различных компаний. Из 100 крупнейших компаний Германии примерно в 80 один из членов наблюдательного совета был при этом членом правления другой из 100 рассматриваемых компаний. В 20 из них примерно от 17 до 36 должностных лиц являлись одновременно членами наблюдательных советов других компаний.
Еще одним механизмом межкорпоративной интеграции служит взаимоучастие в капитале. В 1984 г. среди 100 крупнейших корпораций Германии действовало 88 соглашений о перекрестном участии в акционерном капитале.
Координирующую роль выполняют и входящие в ФПГ финансовые институты. Они - второй по размерам участия собственник германских компаний после промышленных корпораций. Deutsche Bank, например, владеет 28,5% капитала Daimler-Benz. Германским банкам принадлежит по крайней мере 25% акций 25 крупнейших промышленных корпораций страны.
Помимо прямого владения акциями, банки ФРГ выступают также в качестве депозитариев акций, принадлежащих другим категориям собственников. В этом качестве банки приобретают право голоса от лица собственников акций. В результате банки ФРГ прямо или косвенно управляют около 50% акций ведущих корпораций страны.
Опыт японских ФПГ все чаще становится основой для переосмысления принципиальных вопросов, касающиеся оптимальной организации обменов в любой экономике.
Предприятия, входящие в какую-либо из шести ведущих японских финансово-промышленных групп ("Мицубиси", "Мицуи", "Сумитомо", "Санва", "Фуё", "Дай-Ити-Кангё"), представляя только 10 процентов компаний, включенных в листинг токийской фондовой биржи, обеспечивают более половины общих продаж в ряде отраслей промышленности.
Торговые фирмы групп осуществляют более половины экспортно- импортных операций, а их доля в импорте отдельных товаров достигает 90%.
Коммерческие и трастовые банки групп контролируют около 40 процентов общего капитала банков, страховым компаниям групп принадлежит 53-57 процентов всего страхового капитала.
Внутригрупповое взаимодействие в японских ФПГ разворачивается по следующим направлениям.
1. Создание клуба высших менеджеров с проведением регулярных совещаний.
2. Система внутригрупповых контрактных отношений и обменов, охватывающая циркуляцию финансовых ресурсов, товаров, научно-технической информации между участниками группы. Распространен обмен специалистами, особенно между банками и их клиентами, крупными производителями и их поставщиками.
3. Реализация общегрупповых проектов, раскрывающая организационную роль ФПГ.
4. Для универсальных японских ФПГ характерно объединение ведущих корпораций через взаимоучастие в акционерном капитале (перекрестное владение акциями). О масштабах этого взаимоучастия в рамках 6 наиболее крупных японских ФПГ можно судить по следующим данным (табл. 1):
табл.1
Мицуи Мицу- Суми- Санва Фуё Дай-Ити
биси томо -Кангё
Доля акций,
охватываемых
взаимоучастием 18,0 25,3 24,5 10,9 18,2 14,6
в капитале в
рамках группы (%)
Хотя конкретных причин для группирований предприятий может быть несколько и они могут меняться от случая к случаю, обеспечение долгосрочной жизнеспособности участников финансово-промышленной группы выступает в качестве основополагающей роли японских ФПГ. Банкротства компаний, ассоциируемых с репутацией главного банка ФПГ, редко встречается в японской практике.
Источником стратегических выгод для всех участников ФПГ предстают обеспечиваемые интеграцией конкурентные преимущества в сфере технологического развития. Соединение ресурсов отдельных фирм все чаще выступает необходимым средством для:
разработки или приобретения новой технологии;
реализации накопленных знаний и опыта;
организации новых отраслей или преодоления барьеров вхождения в уже существующие;
освоения зарубежных рынков.
Мощным фактором стратегических выгод, связанных с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала, является вхождение в ФПГ финансово-кредитных организаций. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, насколько инвестиционные возможности корпорации выходят за рамки самофинансирования. Широкое использование корпорациями привлеченных средств - один из факторов японских экономических достижений.