Кавказская война выдвинула своих героев и с той и с другой из враждующих сторон. У народов Дагестана и Чечни это был прежде всего их легендарный вождь — имам Шамиль, возглавлявший газават - священную войну против неверных в 1834 — 1859 годах [2, С. 53].
Среди донских казаков таким героем был противник Шамиля - Яков Бакланов. Гигантского роста и громадной физической силы, с лицом настолько безобразным, что не разрешал себя рисовать, этот полковник, а затем генерал внушал своим противникам панический страх и внешностью, и умением обращаться с оружием.
Однажды, зная, что его будет подстерегать специально прибывший на этот участок искусный снайпер, Бакланов выехал на самое опасное место и убил этого снайпера, ответив метким выстрелом на пулю, просвистевшую у его уха. Шамиль говорил своим помощникам, что если бы они Аллаха боялись так, как боятся Бакланова, то давно были бы святыми.
Но главным оружием Бакланова были интеллект и уважение к противнику. Он не поленился выучить чеченский язык, старательно постигал психологию противника, искал себе друзей среди них и платных помощников-осведомителей.
С офицерским составом он проводил штабные учения, где отрабатывалось взаимодействие в штатных и нештатных ситуациях.
Широко применял Бакланов и несовершенные тогда, но в этих конкретных условиях эффективные ракетные установки, прообраз будущих «катюш» и «градов».
Будучи однажды застигнутым врасплох внезапно напавшими чеченцами, Бакланов отражал их нападение голым, с двумя саблями в руках, что само но себе произвело впечатление на противника. Однако с тех пор он никогда не раздевался по ночам, делая это только днем и разрешая и своим подчиненным входить в его палатку с докладом в таком же виде.
Горцы потерпели поражение в этой войне. Для многих народов Западного Кавказа - шапсугов, убыхов и других - оно вылилось в настоящую национальную катастрофу. Не желая примириться с поражением, они покинули родину и эмигрировали в Турцию, где в большинстве своем вымерли, а частью растворились среди турок.
Хранителями культурных традиций этих народов в немалой степени стали именно казаки, их недавние противники. Они никогда не испытывали ненависти к горцам и охотно усваивали все хорошее из их бытовой и хозяйственной практики.
Показательно, что, когда настала очередь казакам после гражданской войны искать себе убежища в эмиграции, командиры черкесских полков, которые несли службу в странах Ближнего Востока, усиленно вербовали в свои поредевшие ряды именно казаков, как наиболее близких им по духу и в культурном отношении.
Мы коснулись войн XVIII –XIX вв., которые проходили на территории России и в которых участвовали казаки. Но они также были активными участниками всех, так называемых, северных войн, заграничных походов. Всегда, в самую трудную годину для своей Отчизны, казаки с честью отстаивали рубежи России. Это о них сказал Багратион: «Богу – жушу, жизнь – Отечеству, а честь - никому!»[7, С. 112].
II.3. Казаки в I Мировой, Гражданской и Великой Отечественной
войнах.
XX век вошел в мировую историю как век кровопролитных, длительных по времени, страшным по своим последствиям войн. Не могли остаться в стороне от театров военных действий казачьи воинские соединения.
В 1914 году разразилась первая мировая война. Противниками России в ней были Германия, Австро - Венгрия, Турция. Масштаб военных действий даже отдаленно не шел ни в какое сравнение с предыдущими войнами.
Только непосредственно на полях сражений мировой войны воевали около тридцати миллионов человек, миллионами исчислялись людские потери, неизмеримо большими были потери материальные.
Российское казачество выставило на эту войну евыше трехсот тысяч прекрасно подготовленных воинов из тринадцати казачьих войск. Как всегда, казаки проявляли и на этой войне высокую боевую выучку, инициативу, отвагу и верность воинскому долгу. Но в целом участие казаков в мировой войне не было столь же заметным, как в войнах прошлого. Из всех губерний необъятной Российской империи на военную службу призвали такое количество людей, что казаков среди них оказалось не более двух с половиной процентов. Да и воевали казаки в основном в кавалерии, составляя две трети от общей ее численности в русской армии. А война была уже качественно другой, и время кавалерии уходило в прошлое. На полях боев господствовали тяжелая артиллерия, автоматическое и химическое оружие, бронетехника и авиация.
Но на некоторых участках и направлениях, тем не менее, роль казаков была значительной. В первую очередь на азиатском театре войны с Турцией, где война во многом носила маневренный характер. Казаки успешно действо-
вали там и в жарких пустынных местностях, и в горах в условиях морозной зимы. При осуществлении крупных десантных операций они высаживались с кораблей Черноморского флота. Действуя против армий Германии и Австро-Венгрии, казаки создавали мобильные отряды, воевавшие в тылу врага, в какой-то степени используя опыт Отечественной войны 1812 года. Помимо казачьих частей многие казаки воевали в общевойсковых соединениях. Из них вышло немало прекрасных летчиков, офицеров-подводников, военных инженеров, медиков и т. д. Многие из них занимали весьма высокие командные должности. Так, в 1917 году Верховным главнокомандующим русской армией стал сибирский казак генерал Корнилов.
Героем знаменитого «брусиловского прорыва» в 1916 годубыл командующий 8-й армиейдонской казак генерал Каледин.Действия артиллерии в той же8-й армии, а затем в ставке Верховного главнокомандования инспектировал оренбургскийказак генерал Ханжин. Прекрасным летчиком-асом былкубанский казак генералТкачев. Соединениями кораблей Балтийского флота вбоях с флотом противникауспешно командовал донскойказак адмирал Бахирев. Иперечень этот можно продолжать долго.
Но если армия воевала достаточно успешно, то Российская империя в целом испытания войной не выдержала. В 1917 году рухнула монархия, через несколько месяцев к власти пришли большевики. Фронт под влиянием событий, происходивших в тылу, постепенно разваливался, а миллионы подготовленных в военном отношении и ожесточенных войной людей расходились по домам. Вскоре разразилась гражданская война.
Основным оплотом борьбы с диктатурой болшевиков стали окраины России, населенные в значительнойстепени казаками. Из казаков же вышли многие вожди движения, названного «белым». На Дону создавал Добровольческую армию генерал Корнилов. Донских казаков возглавили избранные атаманами генералы Каледин, Краснов и Богаевский. На востоке страны оренбургских казаков возглавил атаман Дутов, забайкальских - атаман Семенов. В Сибири усилиями казаков на должность Верховного правителя России был утвержден адмирал Колчак, тоже происходивший из казаков. Одну из колчаковских армий возглавил генерал Ханжин. Казачьи части и соединения были невелики по численности, но чрезвычайно маневрепны, искусны и упорны в боях. Именно они и представляли главную опасность для Красной Армии.
Однако «белые» казаки приобрели себе упорнейшего и опаснейшего врага — «красных» казаков.
Казачество было расколото гражданской войной, и нередко линия раскола проходила через семьи. И тогда брат убивал брата, а сын отрубал голову отцу или деду. Хотя идеалы, за которые так остервенело сражались казаки, и у «белых» и у «красных» во многом были одинаковы. Части и соединения «красных» в основном, возглавляли бывшие казачьи офицеры или урядники. На Дону это был знаменитый команда Миронов, из донских же казаков был командарм Автономов, из кубанских - командарм Сорокин, в степях Оренбуржья и на Урале действовали «красные» командиры братья Каширины и Томин.
Большевики не доверяли и «красным» казакам, считая их случайными союзниками в гражданской войне. В январе 1919 года, когда наметился заметный успех Красной Армии, по указанию ВЦИК - одного из высших органов советской власти — в казачьих областях начала осуществляться политика так называемого «расказачивания». Многие тысячи казаков были расстреляны и депортированы в районы Крайнего Севера. Знаменитых «красных» командиров преследовали, убивая зачастую без формального суда и приговора.
Но как только Красная Армия начала терпеть неудачи, особенно в войне с поляками, из пленных белоказаков стали формировать крупные воинские части и соединения и направлять их на фронт. Эта двойственность по отношению к казакам сохранялась все годы существования советской власти, не изжита она окончательно и по сей день.
В середине 30-х годов режим Сталина попытался воссоздать «советское казачество». Казакам в третий раз при советской власти было разрешено служить в кавалерийских частях. В связи с надвигавшейся второй мировой войной начали всячески поощряться военно-патриотические традиции казачества.
Были возвращены основные принципы формирования казачьих частей, и даже введено для всего населения бывших казачьих областей ношение лампасов. Но коренное казачество составляло в местах традиционного проживания ничтожную часть, в перемены к лучшему не верило и никаких директив не выполняло.
Созданные казачьи корпуса прошли героический путь и поддержали славу казачества как защитника Отечества. Но большая часть «советских казаков» к казачьему субэтносу не имела никакого отношения.